Финансовое образование в Австрии

№50-2,

Педагогические науки

В данной публикации автором рассмотрено совокупность организационных аспектов, касающихся осуществления эффективной подготовки и особенностям успешного формирования профессиональной компетентности магистров финансовой сферы в высших учебных заведениях центрально-европейских стран, в частности, Австрийской Республики. Уделено соответствующее внимание, как государственному сектору предоставления образовательных услуг, так и частному. Отмечено ведущую роль в подготовке финансистов с очень высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков столичных австрийских университетов, в частности Венского университета и Венского экономического университета. Отмечены особенности магистерских программ, реализуемых в университетах Линца, Граца и Инсбрука. Кроме того, автором обосновано возможность заимствования имеющегося положительного опыта зарубежных коллег в деле подготовки высококвалифицированных экономистов, в частности, магистров-финансистов.

Похожие материалы

Государство регулирует экономические и финансовые отношения за счет организации и поддержки системы налогообложения и администрирования налогов, а также государственного аудита субъектов хозяйствования и бизнес-структур. Кроме того, таможенная служба контролирует соблюдение норм действующего законодательства при перемещении товаров и услуг через государственные границы и уплаты соответствующей пошлины. Все перечисленное нами выше относится к совокупности компетенций специалистов по финансам, от качества подготовки которых, зависит благосостояние общества в целом и каждого гражданина в отдельности [11; 21–29].

На сеть высших учебных заведений, которые выпускают финансистов, возложено выполнение важной для всего общества миссии, связанной с обеспечением устойчивого развития экономических отношений. Образовательное сообщество должно четко осознавать, что в его руках находится будущее страны. А выданный каждому отдельному выпускнику вуза диплом магистра или бакалавра-финансиста является своеобразным мандатом доверия и свидетельством на право управления отдельными элементами системы социально-экономических отношений, развитие которых обусловливает наш уровень жизни в ближайшей и долгосрочной перспективе. В свою очередь, успешная реализация качественной подготовки финансистов – сложная и ответственная задача, а разработка организационных, методических и научных основ такой подготовки является весьма актуальной [13–16; 30].

В свое время целый ряд ученых-педагогов уделял внимание исследованию факторов, способствующих результативной подготовке в вузах специалистов экономического направления и, в частности, финансистов различной квалификации. Эти исследователи реализовали научно-педагогический поиск и обосновали эффективные пути модернизации экономического и финансового образования на всем постсоветском пространстве. Однако, по нашему мнению, недостаточно фокусировать свое внимание только лишь на внутренних проблемах образовательного пространства. Нынешние экономические и социальные реалии и их динамичное развитие обусловлены, в первую очередь, открытым характером взаимоотношений в Европе и мире. Проблемы и достижения соседей достаточно быстро становятся ощутимыми [1–7; 12].

Педагоги европейских стран, в том числе и центра Европы, в частности Австрии, Германии, Швейцарии и Нидерландов достигли значительных успехов в обеспечении высокого уровня качества формирования совокупности теоретических знаний, практических умений и навыков специалистов в области финансов, а также традиции осуществления деятельности в области высшего образования. К сожалению, организационные аспекты и разработанные ими методологические принципы обеспечения соответствующего качества подготовки и компетентности таких специалистов остались без внимания ученых-педагогов [3; 8–10].

Целью данной статьи является анализ организационных аспектов формирования профессиональной компетентности специалистов финансовой сферы в высших учебных заведениях центрально-европейских стран, и в частности Австрии, а также обоснование в определенной степени заимствования соответствующего положительного опыта. В первую очередь, нужно отметить, что в целом структура австрийской системы высшего образования является достаточно похожей на соответствующую систему другой центрально-европейской страны – Германии, функционирование которой нами рассмотрено в предыдущих публикациях [4; 17 – 20].

Важным также является то, что Австрийская Республика входит в число стран Европы и мира, которые на общегосударственном уровне значительно упростили и сделали весьма привлекательной свою систему образования для обучения в вузах собственных граждан и иностранцев. Одна из причин этого – высокий уровень развития экономики и культуры, что, в свою очередь, объясняет постоянный дефицит квалифицированных кадров практически во всех отраслях социально-экономической жизни. Так, в большинстве австрийских вузов учатся в среднем до 10% студентов-иностранцев, а в Венском университете этот показатель достигает уровня 30%.

Признаком либерализма австрийской системы высшего образования является не только весьма привлекательные условия для поступления в вузы. Тут, так же как и в соседней Германии, студент самостоятельно формирует свой учебный план, как по графику посещения занятий, так и по выбору из имеющегося перечня учебных дисциплин. Кроме того, студент самостоятельно определяет общее количество экзаменов, которые будут им сданы по окончании семестра, а иногда и фамилии экзаменатора по учебному предмету. В связи с указанным нами выше, а также из-за того, что подавляющее большинство студентов австрийских вузов, учась в университете, параллельно работает, общий срок, в течение которого будущий специалист получает диплом, как правило, превышает 5 лет.

При этом, для учащихся вузов очень важно разумно использовать возможность совмещения одновременно учебы, работы и отдыха, предоставляемую системой высшего образования этой страны. Так же, как и в Германии, обучение бакалавров в австрийских вузах длится три года, магистров – два года. В свою очередь, в докторантуре подготовка осуществляется в течение еще трех лет. Учебный процесс по выбору реализуется либо на немецком, либо на английском языке. Иностранцы, не имеющие соответствующего сертификата уровня В2–С1, который подтверждает уровень их знания одного из иностранных языков, должны предварительно в течение нескольких семестров их освоить.

Основой австрийской профессиональной системы высшего образования являются несколько крупных государственных университетов, в частности, это Венский классический и технический университеты, Университет им. Й. Кепплера города Линц, а также университеты Граца и Инсбрука. Кроме университетов в Австрии существует некоторое количество академий, а также колледжей и высших школ. При этом в колледжах готовят только гуманитариев и будущих работников социально-административной сферы деятельности. Академии – это, в основном, художественные и музыкальные вузы.

Как правило, сами австрийские университеты имеют весьма сложную организационную структуру (в них входят многочисленные институты, школы, центры и лаборатории) и они реализуют учебные программы подготовки специалистов всех квалификационных уровней (бакалавр, магистр и доктор философии). Магистерские программы, предлагаемые абитуриентам университетами Австрии, как правило, не всегда являются логическим продолжением программ подготовки бакалавров. Хотя, так называемое непрерывное образование весьма приветствуется педагогическим сообществом. Преимущественно в магистратуру поступают те, кто не только имеет степень бакалавра, но и определенный практический опыт работы (2 – 3 года) в профессиональной области. Для зачисления в вуз на обучение по одной из магистерских программ, абитуриент не обязательно должен быть обладателем степени бакалавра по аналогичному направлению профессиональной подготовки. Однако, желательно продолжение учебы в выбранной ранее сфере деятельности.

В данной публикации нас интересует положительный австрийский опыт в деле подготовки магистров-финансистов, поэтому мы уделим внимание рассмотрению именно этой проблемы. Нужно отметить, что учебные программы обучения магистров-финансистов в Австрии весьма разнообразны и в смысле количества предлагаемых специализаций, и форм организации учебного процесса. Объем же таких программ, выраженный в кредитах ECTS, а также сроки осуществления полного цикла обучения почти всегда эквивалентны. Это, соответственно, – 120 кредитов ECTS и четыре семестра (два полных учебных года).

В частности, в Венском университете, являющемся самым престижным классическим высшим учебным заведением этого государства, обучают магистров в области финансов по программе «Количественная экономика, менеджмент и финансы». Цель этой программы – углубление имеющихся в наличии знаний по практическому использованию количественных методов и средств компьютерной техники для эффективного управления процессами в сфере экономики и финансов. Эта цель декларируется на официальном сайте университета в сети Интернет. В рамках данной программы предусмотрено целых четыре специализации («трека»), в частности это: «Экономика», «Управление, бухгалтерский учет, налогообложение», «Финансы», «Исследование операций». В рамках этих специализаций, кроме обязательных предметов (общий объемом 50 кредитов ECTS), студентами изучается также ряд специальных магистральных предметов (объемом в 32 кредита ECTS) и факультативные курсы (18 кредитов ECTS).

В указанный выше перечень обязательных дисциплин данной магистерской программы Венского университета входят: «Экономика» (18 кредитов ECTS), «Эконометрика» (8 кредитов ECTS), «Оптимизация динамических систем» (16 кредитов ECTS) и «Наука об управлении» (8 кредитов ECTS). При этом, курс «Экономика» объединяет три отдельных учебных предмета («Макроэкономика», «Микроэкономика», «Теория игр»). А курс «Оптимизация динамических систем» содержит три составные части: «Прикладная оптимизация» (4 кредита), «Динамические экономические модели» (8 кредитов) и «Применение теории графов и сетевых моделей» (4 кредита). Указанное нами выше определяет фактически управленческую направленность программы.

Ее разработчики сформировали четыре альтернативных совокупности обязательных учебных предметов, в зависимости от избранной студентом для своего обучения специализации. В частности, для специализации «Финансы» это: «Количественные методы», «Экономика», «Финансы». В свою очередь, для специализации «Управление, бухгалтерский учет, налогообложение» в рамках данной магистерской программы таких обязательных учебных предмета четыре: «Маркетинг» (8 кредитов ECTS), «Производство-логистика-транспорт» (8 кредитов ECTS), «Бухгалтерский учет и налогообложение» (8 кредитов ECTS), «Организация и персонал» (8 кредитов ECTS). А для специализации «Исследование операций» запланировано пять указанных выше курсов. А именно: «Исследование операций и применение компьютерной техники в управлении экономикой», «Поддержка принятия управленческих решений», «Производство-логистика-транспорт», «LP / MIP (Introduction to linear programming and mixed integer programming)» и «Эвристика».

Суммарный объем общих обязательных учебных предметов и магистральных предметов для каждой из специализации – 100 кредитов ECTS. На подготовку магистерской диссертации отведено 18 кредитов ECTS, а еще два кредита ECTS – на ее презентацию.

Несколько не похожа по структуре на указанную выше магистерская программа «Количественные финансы», предлагаемая другим весьма престижным австрийским вузом – Венским экономическим университетом. Общий объем этой программы – 120 кредитов ECTS, в том числе на подготовку диссертации отведено 20 кредитов. Данная программа, в первую очередь, ориентирована на международное сотрудничество. Ее целью является формирование у студентов знаний и навыков высокого качества, при этом успешно интегрируется академическое и практическое обучение магистрантов.

Предполагается, что для выпускников программы будет обеспечена хорошая перспектива в реализации профессиональной карьеры в нынешних сложных и динамичных социально-экономических условиях. В связи с этим, студенты осваивают применение математических моделей для анализа классических и нестандартных ситуаций возникающих в финансовой сфере. В рамках этой программы Венского экономического университета (WWU) предусмотрено два отдельных трека: производственный и научный. Специализации в пределах указанных треков уделено внимание во время второго года обучения. Организаторы программы обеспечивают сотрудничество с ведущими учеными экономического факультета WWU и ведущими финансовыми институтами Австрийской Республики.

На первом году обучения внимание концентрируется на освоении магистральных курсов, являющимися аналогичными для обоих треков программы. Подготовительные курсы (английский язык со специализацией в сфере финансов и высшая математика) не является обязательными и не входят в общую структуру программы. Однако руководство настоятельно рекомендует их для освоения магистрантами. Цель посещения таких занятий – восстановление (углубление) знаний в области высшей математики, теории вероятностей, а также осуществление подготовки к освоению совокупности основных курсов, в том числе статистического моделирования и финансовой эконометрики. Остальную часть учебного времени первого года обучения в рамках данной программы будущие магистры изучают такие предметы, как: «Финансовые рынки» (4 кредита ECTS), «Вычислительные инструменты» (5 кредитов ECTS), «Высшая математика» (10 кредитов ECTS), «Оптимизация в сфере финансов» (4 кредита ECTS), «Статистика II» (5 кредитов ECTS), «Динамические финансовые модели» (5 кредитов ECTS), «Эконометрика» и «Микроэкономика» (каждый по четыре кредита ECTS).

На втором курсе будущие магистры-финансисты, в зависимости от избранного ими трека, изучают ряд специальных курсов. В частности, те, кто избрал для себя обучения в рамках «научного» трека в обязательном порядке посещают так называемые научно-исследовательские семинары, которые проходят в Венской высшей школе финансов (Vienna Graduate School of Finance - VGSF). Кроме того, они осваивают спецкурс финансовой математики, а также финансовый инжиниринг, управление инвестиционным портфелем, финансовую эконометрику, моделирование кредитного риска и управление риском. Магистранты «производственного» трека изучают аналогичные учебные курсы, однако фокусируют свое внимание, в первую очередь, на прикладных аспектах реализации финансовых расчетов, осуществлении моделирования и эффективного прогнозирования процессов в области финансов.

Интересен следующий момент. В Венском экономическом университете (WWU) заранее готовят будущих бакалавров-финансистов к поступлению на магистерскую программу. При этом, студентам старшего курса бакалавриата и выпускникам бакалаврской программы «Финансы» предлагается посетить ряд специально организованных элективных факультативов. В частности, те, кто учится (учился) в Институте статистики и математики WWU изучают ряд предметов под общим названием «Wirtschaftsmathematik» (математика для экономистов), составными частями которой являются: «Математический анализ и линейная алгебра» (объем восемь кредитов ECTS), «Computing» (четыре кредита ECTS), «Теория вероятностей» (четыре кредита ECTS), «Статистика» (четыре кредита ECTS). А выпускники Института финансов, банковского дела и страхования WWU посещают следующие элективные факультативы (общий объем также 20 кредитов ECTS): «Основы финансов», «Lineare Finanzinstrumente» и «Nichtlineare Finanzinstrumente» (линейные и нелинейные финансовые инструменты), «Корпоративное управление рисками».

То есть, математической подготовке будущих магистров-финансистов и формированию их знаний и практических навыков, связанных с применением в профессиональной деятельности различных математических методов, современных технологий и инструментов в австрийских вузах уделяется большое внимание. К сожалению, указанная составляющая подготовки финансистов в вузах большинства постсоветских стран утрачена. Как правило, это лишь весьма небольшое количество учебных часов, которые отводятся на изучение математики для экономистов, теории вероятностей и статистики.

Магистерская программа «Количественные финансы» WWU предусматривает также посещение студентами занятий в так называемых «производственных лабораториях». Здесь магистранты имеют возможность применить на практике свои знания и навыки в реальных условиях. Такая возможность реализуется благодаря наличию многочисленных партнерских связей этого университета.

Студенты на практике решают проблемы, определяемые постоянным партнером вуза, при этом, исследовательская работа ведется в так называемых «малых группах» численностью 4 – 5 человек. Преподаватели вузов принимают на себя миссию тренера и, в основном, контролируют ход исследования такой группой. Указанный вид учебной деятельности позволяет руководству данной программы выяснить реальные возможности и интересы будущих магистров-финансистов, а также выявить их сильные стороны и положительные качества. Кроме того, все это способствует, в дальнейшем, успешному трудоустройству выпускников, которому организаторы магистерской программы WWU тоже уделяют большое внимание.

Постоянными партнерами Венского экономического университета в рамках реализации данной магистерской программы является Австрийский национальный банк, а также ряд мощных транснациональных финансовых и страховых компаний. Именно эти партнеры входят в число учредителей указанных выше «производственных лабораторий», работу в которых магистранты начинают в сентябре второго года обучения и продолжают фактически до момента его окончания. Это, как правило, выполняемые ими довольно сложные исследовательские проекты, в дальнейшем внедряются в практическую деятельность финансовых институтов.

Кроме указанных выше вузов Вены магистров-финансистов готовят университеты Линца, Граца и Исбрука. Указанные выше магистерские программы, предлагаемые австрийскими высшими учебными заведениями, обеспечивают рынок труда не только Австрии, но и других стран Европы и мира высококвалифицированными специалистами в области финансов и бухгалтерского учета, которые способны гарантировать не только собственное благополучие, а также благополучие государства и общества. Обучение в магистратуре австрийских вузов в Европе является весьма престижным.

Весьма похожими на австрийскую систему являются системы высшего профессионального образования Германии, Голландии, Бельгии и Швейцарии [4, 5]. Особенности подготовки магистров-финансистов нами были рассмотрены в ряде научно-методических публикаций, вышедших из печати в педагогической научной периодике в 2012–2015 годах.

Список литературы

  1. Яблочников С.Л. Социальные аспекты развития высшего профессионального образования / И.О. Яблочникова, С.Л. Яблочников // Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества: Сборник материалов международной научно-практической конференции, г. Тверь 8 февраля 2016 г. / Сост. и ред. И.Ю. Синельников. – М.: ИСРО РАО, 2016. – С.376 – 380.
  2. Яблочніков С.Л. Аспекти розвитку безперервної економічної освіти в Україні / І.О. Яблочнікова, С.Л. Яблочніков // Розвиток системи обліку, аналізу і аудиту в Україні: теорія, методологія, організація. Збірник тез доповідей учасників XVI-ї Всеукр. наукової конференції, 2016, Київ: НАСОА, C. 216–218.
  3. Яблочников С.Л. Роль информационных технологий в подготовке компетентных специалистов в вузах / С.Л. Яблочников, М.С. Яблочникова // Современные технологии в науке и образовании – СТНО-2016: сб. тр. междунар. науч.-техн. и науч.-метод. конф.: в 4 т. Т.3. / под общ. ред. О.В. Миловзорова. – РГРТУ, 2016. – С. 200−203.
  4. Яблочников С.Л. Проблемы современного высшего образования и пути их решения.– NovaInfo.Ru (педагогические науки).– №47-4, 2016. – С.216 – 222.
  5. Яблочников С.Л. К вопросу синтеза адаптивных моделей учета и оптимизации запасов/ И.О. Яблочникова, С.Л. Яблочников// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского ин-та бизнеса. 2016. №3(36). С.37–41.
  6. Яблочніков С.Л. Аспекти професійної підготовки у ВНЗ фахівців економічного профілю / С.Л. Яблочніков // Наукові записки Ніжинського державного університету імені Миколи Гоголя (Психолого-педагогічні науки). – Ніжин: НДУ ім. М. Гоголя, 2012. – №3. – С.136 –139.
  7. Яблочнікова І.О. Аспекти організаційного управління вищою професійною освітою / І.О. Яблочнікова, С.Л. Яблочніков // Збірник наукових праць Бердянського державного педагогічного університету (Педагогічні науки). – 2013. – № 4. – С. 166 –174.
  8. Яблочнікова І.О. Організаційні аспекти професійної підготовки магістрів-фінансистів / І.О. Яблочнікова // Зб. наук. праць Кам`янець-Подільського Національного університету імені Івана Огієнка. – Кам`янець-Подільський: Кам`янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, 2014.– Вип. 20. – С. 176 − 178.
  9. Яблочнікова І.О. Особливості формування професійної компетентності магістрів-фінансистів у ВНЗ Німеччини / І.О. Яблочнікова // Збірник наукових праць Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. Серія педагогічна / [редкол.: П.С. Атаманчук (голова, наук. ред.) та ін.]. – Кам’янець-Подільський: Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, 2015. – Вип. 21: Дидактика фізики як концептуальна основа формування компетентнісних і світоглядних якостей майбутнього фахівця фізико-технологічного профілю. – 356 с. – С. 165–169.
  10. Яблочников С.Л. К вопросу оценки успешности действий по формированию интеллектуального капитала общества / И.О. Яблочникова, С.Л. Яблочников // Интеллектуальная культура Беларуси: управление знаниями в контексте задач социально-экономической модернизации: Материалы Второй междунар. науч. конф., г. Минск, 12–13 ноября 2015 г. / Ин-т философии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2016. – С.30–31.
  11. Яблочников С.Л. К вопросу управления образованием как социально-экономической системой.– NovaInfo.Ru (пед. науки).– №41-2, 2016.– С.152– 155.
  12. Яблочников С.Л. Об особенностях трактовки функций управления в образовательной сфере. – NovaInfo.Ru (педагогические науки). 2016. – Т. 3. – № 42.– С. 218 – 225.
  13. Яблочников С.Л. Организационные и методологические аспекты развития процессов формирования профессиональных знаний / С.Л. Яблочников, И.О. Яблочникова // Cоциальное знание и проблемы интенсификации развития белорусского общества : материалы междунар. науч.- практ. конф., г. Минск, 12–13 ноября 2015 г. / ред. кол.: Котляров И.В. (гл. ред.) и др.; НАН Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2015. – C. 312 – 315.
  14. Yablochnikov S. L. Approaches to the definition of basic concepts of inclusive educational paradigm in the ukrainian scientific discourse / S.L.Yablochnikov, G.Davydenko, I.O.Yablochnikova // System approaches’15. Interaction of soft and hard systems. 21th International Conference, Prague, VSE, December 2015. – pp. 17 – 21.
  15. Яблочников С.Л. Качественная подготовка экономистов и финансистов как фактор обеспечения устойчивости экономики / И.О. Яблочникова, С.Л. Яблочников // Труды международной научно-практической конференции «Внешнеэкономическая деятельность страны в условиях вступления мировой экономики в режим турбулентности». – Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, 2015. – C.556 – 560.
  16. Яблочников С.Л. Безопасность процессов в образовании и науке – неотъемлемая часть комплексной безопасности государства и общества // С.Л. Яблочников, И.О. Яблочникова // Наука и образование XXI века: опыт и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана (г. Уральск, Казахстан, 22-23 сентября 2015 года). – Орал, Уральск: Из-во Западно-Казахстанского аграрно-техн. ун-та им. Жангир хана, 2015. – Ч.1 – С. 42–47.
  17. Yablochnikov S., Yablochnikova I. Use of cloud technologies in realization of masters – financiers training // System approaches’14. ¬¬– Systems thinking and global problems of the world 20th International conference November 2014. – Prague, VSE, 2014 – p. 88–90.
  18. Яблочников С.Л. Авторская трактовка понятия “знания” / С.Л. Яблочников, И.О. Яблочникова // Управління якістю підготовки майбутнього вчителя фізико-технологічного профілю: Збірник матеріалів міжнародної Інтернет-конференції / [редкол.: П.С. Атаманчук (голов. ред.) та ін.]. Кам`янець-Подільський: Аксіома, 2014. – С. 197 –199.
  19. Яблочніков С.Л. Управління безпекою системи освіти // Інноваційні технології управління якістю підготовки майбутніх учителів фізико-технологічного профілю // С.Л. Яблочніков, І.О. Яблочнікова / Збірник наукових праць Кам`янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. Серія педагогічна / редкол.: Атаманчук П.С. (голова та наук. редактор) та ін. – Кам`янець-Подільський: Кам`янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, 2013.– Вип. 19. – С.138 – 140.
  20. Jablochnikov S. Management Process in Education Sphere in the Limit of System-Cybernetic Approach. IDIMT–2013. Information Technology – Human Values, Innovation and Economy. 21th Interdisciplinary Information Management Talks, Sept. 11 – 13, 2013. – Prague, Czech Republic. – p. 307–312.
  21. Яблочніков С.Л. Конкурентоспроможність підприємства та особливості її визначення в сучасних умовах / В.В. Швед, С.Л. Яблочніков // Вісник Дніпропетровського ун-ту. Сер. «Економіка», 2013.– Вип. 7(1).– С.92–96.
  22. Яблочніков С.Л. Cкладові професійної підготовки магістрів з економічної кібернетики / С.Л. Яблочніков // Наукові записки Ніжинського державного університету імені Миколи Гоголя (Психолого-педагогічні науки). – Ніжин: НДУ ім. М. Гоголя, 2012. – №4. – С.161 –165.
  23. Яблочніков С.Л. Щодо складу учасників управлінського процесу в освіті в межах системно-кібернетичного підходу // Вісник черкаського університету: Серія педагогічні науки. – Черкаси: Черкаський національний ун-т ім. Б. Хмельницького, 2012 р. – №37 (250). – С.114 – 119.
  24. Яблочніков С.Л. Особливості тлумачення поняття «знання» в межах системно-кібернетичного підходу // Інновації в навчанні фізики: національний та міжнародний досвід / Збірник наукових праць Кам`янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка / [редкол.: П.С. Атаманчук (голова, наук. ред.) та ін.]. – Кам`янець-Подільський: Кам`янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, 2012. – Вип. 18. – С.47–49.
  25. Jablochnikov S. Aspects of Safety of the education Systems. In IDIMT – 2012 ICT Support for Complex Systems – 20th Interdisciplinary Information Management Talks. Linz: Trauner Verlag, 2012. s. 359–362.
  26. Яблочніков С. Л. Системно-кібернетичний підхід до управління в освіті : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.10 / Яблочніков Сергій Леонтійович; Держ. закл. «Луган. нац. ун-т ім. Тараса Шевченка». – Луганськ, 2012. – 44 с.
  27. Яблочніков С.Л. Аспекти управління якістю діяльності вищого навчального закладу на засадах системно-кібернетичного підходу // Збірник наукових праць Кам`янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка/ [редкол.: П.С.Атаманчук (голова, наук. ред.) та ін.]. – Кам`янець-Подільський: Кам`янець-Подільський національний університет ім. І. Огієнка, 2011.– Вип. 17: Інноваційні технології управління компетентнісно-світоглядним становленням учителя: фізика, технології, астрономія.– С.316–318.
  28. Яблочников С.Л. Профессиональная компетентность – следствие реализации интеллектуальных процессов / С.Л. Яблочников, И.О. Яблочникова // Святой князь Владимир и Крещение Руси: цивилизационный выбор восточнославянского мира. – Материалы международной научной конференции, Республика Беларусь, Минская духовная академия при Свято-Успенском Жировичском монастыре 14–15 мая 2015 г. / Науч. ред. совет: А.А. Коваленя [и др.]; Институт философии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2015. – C. 347–350.
  29. Яблочніков С.Л. Управління якістю освітніх процесів в межах імовірнісної концепції та системно-кібернетичного підходу // Збірник наукових праць Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. Серія педагогічна / [редкол. П.С.Атаманчук (голова, наук. Ред.) та ін.] Кам’янець-Подільський: Кам’янець-Подільський національний ун-т ім. Івана Огієнка, 2010. – Вип.16: Формування професійних компетентностей майбутніх учителів фізико-технічного профілю в умовах євроінтеграції. – С.67 – 71.
  30. Яблочніков С.Л. Ієрархія моделей педагогічних систем. Збірник наукових праць Кам`янець-Подільського національного університету. Серія педагогічна / [редкол.: П.С.Атаманчук (голова, наук. ред.) та ін.]. – Кам`янець-Подільський: Кам`янець-Подільський національний ун-т ім. І. Огієнка, 2009. – Вип. 15: Управління якістю підготовки майбутніх учителів фізики та трудового навчання. – С.138–140.