О некоторых проблемах, возникающих в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) при составлении протокола об административном правонарушении

№51-2,

юридические науки

Статья посвящена проблемам, возникающим в практической деятельности сотрудников полиции при составлении протоколов об административных правонарушениях по причине несовершенства действующего административно-деликтного законодательства. Авторами вносятся конкретные предложения по оптимизации КоАП РФ в части, касающейся содержания протокола об административном правонарушении и порядка его составления.

Похожие материалы

Ученые, исследующие проблемы административно-деликтного права, справедливо отмечают, что выяснение правовой природы протокола об административном правонарушении (далее –АПН) имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Связано это с тем, что протокол фактически является единственным правовым основанием для применения к лицу, виновному в совершении правонарушения, мер административной ответственности [4, с. 208]. Тем не менее, часто встречаемое в научной литературе мнение о том, что протокол об АПН является основным (а иногда и вообще единственным) доказательством по делу, не совсем верное, поскольку протокол об АПН свидетельствует не о совершении субъектом административного деликта, а только о вменении этому лицу зафиксированного в нем правонарушения [3, с. 16].

Протокол об АПН представляет собой процессуальный документ, с момента оформления которого, в соответствии с частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ [1], дело об АПН считается возбужденным. Кроме чисто процессуальных функций, протокол об АПН с наибольшей полнотой отражает обстоятельства административного деликта, по факту которого он составляется. Все это дает нам основания именовать протокол об АПН главным процессуальным документом, находящимся в деле об АПН.

Законодатель также определил случаи, когда протокол об АПН может не оформляться. Во-первых, речь идет о выявлении противоправных деяний с использованием специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 3 ст. 28.6. КоАП РФ).

Во-вторых, протокол об АПН может не составляться, если административное наказание за совершенное субъектом – физическим лицом правонарушение назначается в виде административного штрафа или предупреждения на месте совершения противоправного деяния (часть 1 ст. 28.6. КоАП РФ).

Анализ положений КоАП РФ, указывающих на возможность назначения наказания лицу, в отношении которого протокол об АПН не составлялся, свидетельствует о том, что действующие нормы в определенной степени нарушают требования законности при производстве по делу об АПН.

Так, согласно части 3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об АПН лицам, участвующим в производстве по делу, должны быть разъяснены их права и обязанности, которые предусмотрены главой 25 КоАП РФ, о чем в указанном процессуальном документе делается запись. В том случае, если административное наказание назначается без составления протокола об АПН, производство по делу происходит в соответствии с нормами, закрепленными в статьях 28.6. и 29.10. КоАП РФ, которые не содержат указаний на упомянутое выше правило.

Физическому лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу (законному представителю юридического лица), КоАП РФ предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об АПН. При этом привлекаемое к ответственности лицо предварительно может построить линию защиты при рассмотрении дела об АПН, что коррелирует с требованиями состязательности и беспристрастности административного процесса. При назначении же наказания без составления протокола об АПН (в первую очередь, речь идет об административных деликтах, ответственность за совершение которых предусмотрена главой 12 КоАП РФ) субъект, в большинстве случаев, узнает о факте нарушения им правил дорожного движения после назначенного наказания. Следовательно, устраняется состязательное начало производства по делам об АПН, что негативно отражается на юридическом имидже административно-деликтного права.

Обязательные элементы протокола об АПН описаны в статье 28.2 КоАП РФ. В частности, закон обязывает составляющее административный протокол компетентное должностное лицо отражать в нем сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об АПН. Вместе с тем, исчерпывающий перечень этих сведений в КоАП РФ не детализирован. Учитывая, что единообразные бланки протоколов об АПН федеральным законом не установлены, а количество органов исполнительной власти, должностные лица которых имеют право составлять административные протоколы, измеряется десятками, конкретный перечень сведений о субъекте правонарушения, фиксируемых в протоколе об АПН, зависит от позиции конкретного ведомства.

Полагаем, что указанный пробел в законодательстве об АПН должен быть устранен, так как он создает препятствия в реализации правил, закрепленных в статье 4.1. Кодекса, в соответствии с которыми при назначении физическому лицу административного наказания должны быть учтены касающиеся его личности обстоятельства. Поскольку часть 1 статьи 1.4. КоАП РФ устанавливает положение о равенстве всех лиц перед законом, содержащийся в протоколе об АПН перечень сведений о субъекте правонарушения также должен отличаться однотипностью.

К указанным сведениям необходимо отнести для физического лица: фамилию, имя, отчество, место и дату рождения, гражданство, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) и адрес фактического проживания, место работы, размер заработной платы в рублях, семейное положение, наличие иждивенцев, данные об удостоверяющем личность документе, а также информацию о ранее назначенных административных наказаниях. Для юридического лица должны быть указаны: его организационно-правовая форма, юридический адрес, ИНН, сведения о лицензии (если лицо осуществляет подлежащий лицензированию вид деятельности).

Традиционно в бланках протоколов об АПН на оборотной стороне имеется место для фиксации объяснения лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Анализ практики показывает, что объяснение, принятое таким образом, из-за крайне ограниченного пространства бланка протокола об АПН не в состоянии отразить всех нюансов дела, а подчас и вовсе искажают верную картину совершенного противоправного деяния. Часто в соответствующих графах имеются лишь три-четыре слова, принадлежащие неизвестно кому (к примеру, «с протоколом согласен», «выпил сто пятьдесят грамм, больше не буду», и т.д.).

Отечественные административисты неоднократно указывали, что устранить данную проблему можно внесением изменений в часть вторую статьи 26.3. КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции: «Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей и потерпевшего подлежат записи и приобщению к делу об административном правонарушении» [2, с. 98].

Сроки составления протокола об АПН указаны в статье 28.5. КоАП РФ. По общему правилу, закрепленному в части первой указанной статьи, административный протокол должен быть составлен «немедленно после выявления совершения административного правонарушения». Однако значение слова «немедленно» законодателем не конкретизировано, а значит может трактоваться правоприменителем вариативно, в зависимости от его субъективных представлений о лексическом значении понятия, что недопустимо.

По мнению авторов настоящей статьи, исключить имеющиеся противоречия можно, определив в законе конкретный временной промежуток, в течение которого протокол об АПН (при отсутствии необходимости проведения административного расследования) должен быть составлен компетентным должностным лицом, например, не позднее трех часов с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Долгих И.П. К вопросу о содержании протокола об административном правонарушении и процессуальных сроках его составления // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. №4(04). С. 96-99.
  3. Куценко Т.М. Протокол об административном правонарушении, как документ, имеющий доказательственное значение // Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. №16. С. 14-18.
  4. Телегин А.С. Юридическая природа протокола об административном правонарушении // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. 2014. №1. С. 207-212.