Развитие научной мысли в эпоху ренессанса

№51-2,

философские науки

Статья посвящена развитию научных идей в эпоху Возрождения. Особое внимание уделяется взглядам Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера.

Похожие материалы

Эпоха Ренессанса (Возрождения), последовавшая после средневековья, охватывает период XV-XVII веков и отличается заметным интересом к научным исследованиям, в особенности, в области естественных наук. Это эпоха, которая предшествовала европейскому Просвещению, когда люди постепенно отходили от религиозных объяснений, отличающихся схоластикой и догматизмом, стали возникать сомнения в истинности библейских толкований природы, общества, и человека. Эпоха получила название Возрождения из-за стремления мыслителей этого периода к возрождению тех традиций, которые были характерны для античности: стремления к свободе, интересу к человеку и его ценностям. На наш взгляд, именно в этом периоде истории лежат истоки европейского либерализма [1; 2] Постепенно изменяются и философские парадигмы: вместо религиозной тематики на первое место стала выходить тема свободы человека. Поэтому отличительной чертой этой эпохи является гуманизм, мировоззрение стало приобретать антропоцентристский характер. Эта тенденция стала господствующей и в искусстве: в картинах Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера и других художников Ренессанса главное место занимает человек.

Особо следует отметить вклад в науку Леонардо да Винчи, жившего на рубеже XV-XVI веков. Помимо того, что это был великий художник, он известен и своими интересными научными исследованиями. В основе его научного творчества лежит принцип наблюдения: он наблюдает за полетом птиц, за движением животных, небесных тел, воды и старается понять и объяснить их природу, чтобы потом эти знания использовать в своих изобретениях. Ему принадлежат многочисленные проекты летательных аппаратов, военных приспособлений летального и оборонительного характера и даже изобретения в области кулинарии, которые облегчали работу поваров и кондитеров.

Конечно, самой заметной фигурой в области науки Ренессанса является польский астроном Николай Коперник, живший также почти в то же время, что и Леонардо да Винчи. Он является наиболее известным автором гелиоцентрической модели Солнечной системы. Впервые было громко заявлено об ошибочности птолемеевской геоцентрической модели, согласно которому Земля находится в центре Солнечной системы. По сути, это была революция в области научных представлений о Вселенной, которая и является началом первой научной революции в истории человечества. Открытие Коперника было сделано на основе собственных астрономических наблюдений и математических расчетов, что послужило началом развития экспериментального естествознания [3, с. 30-31; 4, с. 28-29]. В 1543 г. вышла в свет его работа «О вращениях небесных сфер», где эта же идея была им уже математически обоснована. Новая система в противовес птолемеевской, поместила в центр мира Солнце. Основываясь на ней, вначале были построены новые астрономические таблицы, а затем в 1582 г., была произведена реформа юлианского календаря и введен григорианский. Научная ценность гелиоцентрической системы состояла в том, что она позволяла объяснить ранее не понятные явления (например, причины смены времен года и суточного движения небосвода). Историческая заслуга Коперника состояла в том, что его математически обоснованная теория полностью подорвала тот метод познания и мировоззрение, на котором основывалась схоластическая наука. Справедливости ради нужно заметить, что Коперник не отказывается от религии, но считает, что возможен компромисс между научными и религиозными представлениями. По сути, это то, что в XIX веке было четко сформулировано в парадигме неотомизма о союзе между религией и наукой [5]. Эта идея стала с этого времени популярной и в современной философии науки [6]. Важно также заметить, что достижения науки Ренессанса были основаны, главным образом, на прикладных исследованиях, в них широко применялся метод визуализации [7].

Первым мировоззренческий вывод из гелиоцентрической системы сделал итальянский монах Джордано Бруно (1548–1600), заявивший, что звезды не образуют замкнутой сферы и соответственно, во Вселенной существует много систем подобных нашей солнечной. Его утверждение, отрицавшее религиозное мировоззрение, превзошло даже воззрение самого Коперника. В 1600 г. Бруно был сожжен инквизицией в Риме.

В 1609 г. появляется работа немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера (1571–1630) «Новая, изыскивающая причины астрономия, или Физика неба», а затем в 1619 г. «Гармония мира». Кеплер дал математическую обработку астрономических наблюдений выполненных и завещанных ему датским астрономом Тихо Браге (1546–1601). Законы Кеплера окончательно установили математическую гармонию во Вселенной. Для этого пришлось отказаться от тысячелетнего предрассудка, гласившего, что планеты движутся: 1) по круговым орбитам и 2) с равномерной скоростью. Более того, Кеплер первым поставил вопрос о физической причине такого движения, и дал на него ответ: силой заставляющей двигаться планеты является магнитное притяжение солнца. Наступил XVII век, начало Нового времени, когда наука стала превращаться в социальный институт.

В целом эпоху Ренессанса можно охарактеризовать как начало наступления на главенствующую роль религии в обществе, начало торжества рационализма в культуре [8].

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
  2. Семенова Э.Р. Идеи традиционализма и либерализма в философии права // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70). С. 161-163.
  3. Абдуллин А.Р., Рахматуллин Р.Ю. История и философия науки. Уфа: Восточный университет, 2007. 152 с.
  4. Рахматуллин Р.Ю., Абдуллин А.Р., Рассолова И.Р. Основы истории и философии науки. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2005. 132 с.
  5. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288-291.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793-795.
  7. Рахматуллин Р.Ю., Хабибуллин Р.М. Визуализация как средство трансляции научного знания в практическую сферу // Грани познания: сборник научных трудов молодых ученых. Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). Уфа, 2011. С. 94-99.
  8. Рахматуллин Р.Ю., Хидиятов Н.Б. Рационалистическое направление в философии // Министерство внутренних дел Российской Федерации; Уфимская высшая школа. Уфа, 1993. 75 с.