Место исполнительной власти в системе государственной власти

NovaInfo 53, с.245-249, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена проблеме исполнительной власти, ее значению и месту в системе государственной власти. Дано определение понятия исполнительной власти и ее основных функций.

Ключевые слова

ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Текст научной работы

Вопрос об исполнительной власти в современном мире – один из труднейших. Характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем. В современной науке конституционного права наиболее обсуждаемыми являются проблемы исполнительной власти. [1-6]

В условиях реформирования публичной власти в Кыргызской Республике, сопряженного с серьезным обновлением государственного законодательства, особую актуальность приобретают вопросы оптимизации государственного управления, развития органов исполнительной власти. Власть в целом можно охарактеризовать как волевое отношение между людьми, при котором применение субъектом определенных средств и методов обеспечивает доминированное положение над объектом. [7]

Основными признаками социальной власти являются: волевой характер властных отношений, общественный характер, использование принуждения. Государственная власть, обладая всеми этими признаками, имеет ряд своих особенностей: облегченность нормативной системы властных отношений в форму права, распространенность власти на всю территорию государства, наличие системы специальных организаций, которые осуществляют государственную власть, возможность применения государственного принуждения. [8-10]

Государственная власть представляет собой социальное сознательно-волевое отношение, в котором всегда одной из сторон является государство, государственный орган или должностное лицо, опирающееся на специальный аппарат принуждения и располагающее монопольным правом издавать нормы, обязательные для населения. Государственная власть, как власть социальная, является не частной, как это имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной. Государство, государственность являются единственным всеобъемлющим арсеналом средств организационного воздействия на упорядочение социальных процессов, на постановку целей и реализацию механизмов их достижения.

Таким образом, государственная власть – явление социально-политическое. С юридической точки зрения это институт конституционного права, то есть система правовых норм, регулирующих социальное явление – государственную власть с юридических позиций.

Согласно концепции разделения властей, государственная власть подразделяется на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. По мнению автора, исполнительная власть – ветвь государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера. [11-13]

С точки зрения концепции разделения властей, исполнительная власть – это власть по выполнению законов, по реализации их в жизнь любыми законными мерами, включая принуждение. «Исполнительная власть не замыкается только на исполнении законов. Для исполнения необходимы организационные меры, распорядительная деятельность, издание индивидуальных и нормативных актов. В современных условиях исполнительная власть является все чаще исполнительно-распорядительной, выступает как организующая деятельность государства. Все эти аспекты составляют собственно управленческую деятельность государства, являются ее наиболее отчетливым выражением» [14].

Исполнительная власть – объективная необходимость, без нее не может функционировать государство. Существо исполнения законов наряду с изданием нормативных актов и принятием иных решений невозможно без повседневного и постоянного управляющего воздействия на общественные отношения, организации деятельности их субъектов. [15-17]

Исполнительная власть «необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной и охранительной деятельности» [18]. Другие ветви власти, по замечанию Ю. М. Козлова, «…не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений» [19]. Исполнительная власть обладает наиболее разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих в центре и на местах. Для их деятельности необходима исполнительная вертикаль. Структурами исполнительной власти охвачены практически все сферы общественной жизни: экономика, наука, образование, культура, здравоохранение, социальная сфера, обеспечение безопасности и общественного порядка, организация обороны и внешних сношений.

По словам французского ученого Т. Брабана, «нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком из-под сферы административно-правового контроля» [20]. Исполнительную власть возглавляет одно должностное лицо или один орган. Таким лицом может быть монарх, что записано в конституциях (например, Марокко) или установлено конституционными обычаями (Великобритания), или президент (конституция США). На деле в парламентарных монархиях и парламентарных республиках исполнительная власть принадлежит правительству и все больше концентрируется в руках премьер-министра. Именно он, как лидер победившей на выборах партии, подбирает себе кабинет (Великобритания), а иногда назначает и увольняет министров без утверждения парламента (Германия).

В полупрезидентских республиках по конституции исполнительная власть может принадлежать правительству (конституция России), но на деле ее реально возглавляет президент. Однако в условиях, когда существует «Раздельное правление» (Франция), ее основным ядром становится правительство, хотя и президент сохраняет значительную долю власти, которой наделяет его конституция.

В президентских республиках (США, многие страны Латинской Америки) исполнительная власть принадлежит президенту, который делегирует ее подчиненным органам и должностным лицам. Органом, возглавляющим исполнительную власть, часто на деле является правительство.

Так всегда бывает в парламентарных республиках и парламентарных монархиях. Управление делами общества осуществляется всеми механизмами публичной власти, олицетворяемой и государством, и публичными институтами политического, экономического, социального характера, партиями и отдельными выдающимися деятелями. Однако наибольший организационный потенциал, механизмы которого всеобъемлющи и проникают во все сферы общественных отношений, сосредоточен в системе исполнительной власти – одной из ветвей государственной власти демократически организованной политической системы.

Реальные и властные импульсы организационного воздействия, ориентированные на законодательство страны, и прежде всего на ее конституцию, идут именно от структур исполнительной власти. Движения, изменения в гражданском обществе, происходящие естественно или под влиянием существенных субъективных причин, требуют реакции власти, и она, как правило, исходит от исполнительной власти как наиболее подвижной части государственного механизма.

Влияние таких процессов, как формирование и реконструирование мирового рынка и нового экономического пространства, глобализация и информатизация общества, осознание важности гуманизации общества при обострении различных проблем современности, идеи демилитаризации, децентрализации государственно-властных структур придают проблеме значительную остроту.

Опыт последних лет развития Кыргызстана показывает, что поиск путей решения кризисных проблем только через политические перестановки, смену лозунгов или ситуационного управления, без решения коренных вопросов управления делами общества, ведет к усугублению и расширению кризиса, к разрушению производственного, научного, духовного потенциала общества. Отсюда – задача: исполнительная власть должна быть живой, динамичной системой, взаимодействующей с другими подсистемами государственной власти – адаптируемой к процессам социально-экономического характера. Решение этой задачи ставит требования к организации и деятельности исполнительной власти определенного свойства.

Исполнительная власть должна быть готовой к адаптации, сохраняя устойчивость, конституционность государственности в целом. Исполнительная власть – мягкая и гибкая часть государственной системы, такой она должна быть. Но все чаще общество сталкивается с консерватизмом, окостенелостью механизмов этой власти. Все это подтверждает, что проблема адаптации системы исполнительной власти к состоянию общества в начале ХХI века стала проблемой номер один и требует незамедлительного внимания.

Читайте также

Список литературы

  1. Гончаров В.В. Роль государственной идеологии в централизации власти в России: исторический опыт и современное состояние // История государства и права. - 2010. - № 4. - С. 31-36.
  2. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. - 2010. - № 3. - С. 55-61.
  3. Гончаров В.В. Понятие государственной власти и его формализации в законодательстве Российской Федерации // История государства и права. - 2008. - № 16. - С. 11-13.
  4. Гончаров В.В. Укрепление исполнительской дисциплины в системе исполнительной власти в Российской федерации как основное средство борьбы с коррупцией // Российский следователь. - 2010. - № 6. - С. 36-40.
  5. Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. - 2010. - № 2. - С. 29-33.
  6. Гончаров В.В. Роль и место Государственного совета Российской Федерации и полномочных представителей Президента России в федеральных округах в координации системы исполнительной власти в стране и преодолении центробежных политических тенденций // Юридический мир. - 2008. - № 3. - С. 23-28.
  7. Гончаров В.В., Жилин С.М. Власть: политико-правовой анализ // Закон и право. - 2010. - № 3. - С. 12-14.
  8. Гончаров В.В. Принципы формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации: институционально-политический анализ. - Москва, 2007.
  9. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Модель современной «русской власти»: условия паритетности // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 3. - С. 25-29.
  10. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте конституционализма: теоретико-методологические проблемы и пути их разрешения // Современное право. - 2015. - № 5. - С. 19-25.
  11. Гончаров В.В. Участие граждан России в управлении государственными делами как принцип формирования и функционирования исполнительной власти // Юристъ - Правоведъ. - 2007. - № 4. - С. 27-31.
  12. Гончаров В.В. Взаимодействие и совершенствование законодательной (представительной) и исполнительной власти в России // Юридический мир. - 2008. - № 6. - С. 31-34.
  13. Гончаров В.В. Становление федерализма как принципа формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // История государства и права. - 2008. - № 11. - С. 5-7.
  14. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: Юрист, 1999. – 400 с.
  15. Гончаров В.В. О повышении роли наказания в механизме укрепления исполнительской дисциплины органов исполнительной власти // Российский следователь. - 2010. - № 3. - С. 25-28.
  16. Гончаров В.В. О некоторых вопросах укрупнения субъектов Российской Федерации как условия оптимизации системы государственного управления: современные проблемы и перспективы развития // Юридический мир. - 2010. - № 2. - С. 12-17.
  17. Гончаров В.В. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России // Юридический мир. - 2008. - № 4. - С. 34-38.
  18. Бахрах Д. Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. – 1992. - № 3. – С. 13.
  19. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. – М., 1994. – С. 9.
  20. Брабан Т. Французское административное право. – М., 1988. – С. 22.
  21. Гончаров В.В. Роль и место политических партий в формировании, функционировании и развитии системы исполнительной власти в Российской Федерации // История государства и права. - 2008. - № 24. - С. 7-9.

Цитировать

Акун, Ч.. Место исполнительной власти в системе государственной власти / Ч.. Акун. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 53. — С. 245-249. — URL: https://novainfo.ru/article/8205 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться