О развитии Якутского кино: по материалам регионального портала

NovaInfo 54, с.357-360, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Культурология
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье описан путь «Якутского-кино», также что происходит в якутской киноиндустрии. В якутских фильмах в последнее время замечен колоссальный подъем, в плане режиссуры, сценария и картинки. Статья основывалась на контент анализах автора статьи.

Ключевые слова

КИНОТЕАТР, СМИ, САХАФИЛЬМ, ЯКУТИЯ

Текст научной работы

Кино остается для России «важнейшим из искусств», которое Минкульт готов поддерживать рублем и законом. На уровне министерства активно обсуждается введение квот в прокате для отечественных картин, а Фонд кино заявляет об удвоении объемов господдержки к 2017 году. Между тем в Якутии тихо и незаметно для остальной страны случился настоящий кинобум: малобюджетные фильмы локального производства вытесняют с экранов голливудские блокбастеры.

На крыльце деревенской избы с облупившейся краской сидит невысокий худощавый паренек с гитарой и мучительно подбирает аккорды к песне. Камера наплывает сверху — снимают явно с помощью крана или геликоптера; в кадре мягкий рассеянный свет, оператор фокусируется на грифе гитары, затем на сосредоточенном лице юноши. Так начинается фильм «Айыы Уола», повествующий о легендарном якутском авторе-исполнителе Александре Самсонове, который стал звездой местной сцены в 90‑е годы и на пике славы умер от болезни крови. Байопики, то есть биографические картины, традиционно считаются заведомо проигрышным жанром в кинематографе: кассовые сборы «Поддубного», например, при бюджете в $12 млн составили только $6 млн. Однако «Айыы Уола» — самый коммерчески успешный фильм Якутии на нынешний день. В январе 2014 года он вышел в прокат в кинотеатрах Якутска и нескольких муниципалитетов, где собрал в общей сложности от 8 до 10 млн рублей. Точную цифру, как и бюджет фильма, авторы не раскрывают. Эксперты отрасли оценивают затраты на кинопроизводство «Айыы Уолы» в 2,5–3 млн рублей. Даже с учетом того, что кинотеатры, как правило, забирают половину от суммы сборов, картина окупилась по меньшей мере двукратно.

Ежегодно в Республике Саха производится от 10 до 15 кинофильмов, о которых за ее пределами узнают единицы. При этом в самом регионе локальные картины вызывают неподдельный интерес: так, комедия «Кэскил-3» кинокомпании «ДетСат» в свой первый уик-энд обошла в прокате в кинотеатрах Якутска американские картины «Элизиум» и «Перси Джексон и море чудовищ». И это без особой информационной поддержки и пиара, на которые у местных киношников попросту не хватает денег (рекламные кампании чаще ведутся партизанскими методами через социальные сети и «сарафанное радио»). Основатель студии «ДетСат» Алексей Егоров объясняет бум якутского кино общей активностью зрительской аудитории: «Наши фильмы не лучше голливудских блокбастеров — просто якуты в целом любят ходить в кинотеатры. Это феномен не кино, а зрителя». Бывший министр культуры республики Андрей Борисов считает, что причина в росте интереса местного населения, в первую очередь молодежи, к национальной культуре. Якутам нравится смотреть, как показывают их город, менталитет, быт и нравы, видеть актеров, с которыми можно себя ассоциировать. Темы и проблемы, которые затрагивает якутское кино, им куда ближе голливудских. И даже ближе тематики российских лент, произведенных в центральных регионах. Большинство фильмов в Республике Саха показывают на якутском языке с русскими субтитрами. Некоторые картины все-таки снимают на русском в расчете на федеральные показы — но они, как ни парадоксально, не так популярны в прокате.

Жизнь в деревне размерена, спокойна, природосообразна. Вследствие этого уровень общения характеризуется событийностью, бедностью информации общекультурного характера. Именно сельские зрители и особенно молодежь является основным потребителем якутского кино. Следовательно, якутское кино занимает одну из ключевых звеньев в организации культурно-досуговой деятельности для сельской молодежи.

В связи с развитием информационных технологий заметно возросло влияние города на сельскую местность, и особенно на сельскую молодежь. СМИ пропагандируют городской образ жизни, переориентируют жизненные ценности молодежи, создают ореол эталона, успешности, независимости. В селе же наблюдается недостаток востребованности и самореализации творческих профессий, ограничивающего условия и возможности для социально одобряемого самовыражения личности. Из многих сел Якутии, особенно сельских и арктических, наблюдается отток молодежи из села в город, обрекая традиционную сельскую жизнь на вымирание. В связи с этим,

Кинопроизводство в Якутии началось в 1990 году с создания киностудии «Северфильм»; позже она была реорганизована в государственную национальную компанию «Сахафильм». Впрочем, серьезные игровые картины на ней стали производить только в начале 2000‑х: первый полнометражный якутский фильм «Черная маска» режиссера Никиты Аржакова увидел свет в 2002 году. Зрители почти не проявляли интереса к местному кинематографу, и он оставался уделом редких энтузиастов, которым удалось выбить государственное финансирование под «просветительские» или «образовательные» цели.

Основатели одной из самых коммерчески успешных якутских кинокомпаний «ДетСат» Алексей Егоров (слева) и Дмитрий Шадрин уверены, что самый продающийся жанр кино — комедия. Однако первый «экспортный» фильм киностудии, съемки которого начнутся в 2015 году, будет исторической драмой

Отправной точкой кинобума в Якутии принято считать фильм «Любовь моя» режиссера Сергея Потапова (студия «Алмазфильм», 2004 год): при скромнейшем бюджете в 120 тыс. рублей он собрал в кинотеатрах 450 тысяч. В фильме, снятом всего за две недели, впервые в якутском кино была откровенно показана криминальная жизнь: на экране появились бандиты и проститутки. Этим примером местная киноиндустрия доказала работоспособность примитивной бизнес‑модели: съемки в режиме строжайшей экономии, буквально «на коленке», могут окупиться, если режиссер найдет, чем привлечь зрителя, а продюсер сможет мотивировать прокатчиков. На «Любви моей» заодно впервые были отработаны механизмы промокампании: по аналогии с западными картинами создатели фильма выпустили постер, трейлер, устроили фотосессию с актерами и фуршет для СМИ. Через год на экраны вышел «первый якутский блокбастер» — криминальная комедия Константина Барашкова «Куот!», чей бокс-офис составил уже 1,5 млн рублей при бюджете в полмиллиона. С этого момента плотину прорвало: в кино потянулись независимые игроки. Начиная с 2006 года в республике создавались частные киностудии — «Арктик-Синема», «Ургэл», «Артлайн», «Алгыс-фильм» и другие.

Особую роль в популяризации якутского кинематографа сыграл министр культуры и духовного просвещения Андрей Борисов, занимавший эту должность до минувшей осени. В 2005 году он затеял проект по экранизации исторического романа Николая Лугинова «По велению Чингисхана». Съемок такого масштаба Якутия не видела ни до, ни после: бюджет картины составил около $10 млн. Производство фильма «Тайна Чингис Хаана», режиссером которого выступил сам Борисов, заняло четыре года. Снимали в Иркутской области, Бурятии, на Алтае, в Хакасии, в Монголии; часть выстроенных под съемки декораций и павильонов даже хотели превратить в туристические центры. В одной из сцен было занято двести лошадей — своеобразный рекорд в истории кинематографа. В эпопее Борисов задействовал мультинациональный актерский и технический состав: над фильмом работали специалисты из Монголии, Казахстана, Китая, Германии, Финляндии, США. Международные связи поспособствовали тому, что в 2009 году фильм принял участие в ряде европейских фестивалей и был показан в 272 кинотеатрах страны.

Хотя с коммерческой точки зрения картина оказалась провальной, выручив чуть больше $1,2 млн, она все же помогла заявить о якутском кино на федеральном и отчасти на мировом уровне. В дальнейшем Андрей Борисов стал идейным вдохновителем ежегодного Якутского кинофестиваля, проводимого с 2013 года. На первый же фестиваль было подано 85 заявок якутских кинорежиссеров, среди которых оказались как любительские киноленты и короткометражки, так и профессиональные художественные фильмы. Летом 2014‑го стало известно, что Борисов начал работу над своим следующим фильмом «Созвездие Марии» по пьесе якутского драматурга Владимира Федорова. Бюджет ленты составит 80 млн рублей; 50 из них запрошено у Минкультуры, еще 30 миллионов предоставляет федеральная кинокомпания «Каро продакшн».

Читайте также

Список литературы

  1. (http://www.ykt.ru/) Ykt.ru – главный информационный портал.
  2. (http://b-mag.ru/) Бизнес-журнал.
  3. Борисова У.С., Винокурова Е.П. Современные досуговые предпочтения сельской молодежи // Общество: философия, история, культура. 2016. №8. С.91-95

Цитировать

Рафаилов, М.П. О развитии Якутского кино: по материалам регионального портала / М.П. Рафаилов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 54. — С. 357-360. — URL: https://novainfo.ru/article/8403 (дата обращения: 19.05.2022).

Поделиться