Тезаурус учебной дисциплины «Теория игр и принятие решений»

№54-3,

педагогические науки

В рамках данной статьи мы рассмотрим вопрос о создании полноценного тезауруса учебной дисциплины «Теория игр и принятие решений», имеющей существенное значение в системе полного набора данных о теории игр и теории принятия решений позволило акцентировать внимание на развитие инновационных компонентов профессиональной компетентности выпускников, связанных с принятием решений в условиях неопределенности.

Похожие материалы

Под тезаурусом образовательной области «Теория игр и принятие решений» мы понимаем достаточно полный набор данных о теории игр и теории принятия решений, который предоставляет студенту и преподавателю комфортно ориентироваться в этой новой образовательной области.

Данная образовательная область, развивающаяся с конца XX века, имеет существенное значение для развития инновационных компонентов профессиональной компетентности выпускников, связанных с принятием решений в условиях неполноты информации, актуализации рисков различной природы [17], необходимостью анализа конфликтных ситуаций, например, конкурентной борьбы за рынки сбыта продукции [7].

Различные аспекты применения новых информационных технологий для проектирования образовательных ресурсов [1, 11] и новых педагогических технологий [12, 13] при обучении различным разделам высшей и прикладной математике и создании новых учебных курсов для системы специалитета и бакалавриата нашли отражение в процессе математической подготовки бакалавров экономики, бакалавров менеджмента, бакалавров политологии. Представленная в данной статье совокупность терминов по теории игр и теории принятия решений и внедренная в учебный процесс на факультете дистанционного обучения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в настоящее время расширяется не только посредством добавления новых компонентов, но и благодаря указанию семантических связей между имеющимися компонентами тезауруса. Представим далее тезаурус учебной дисциплины «Теория игр и принятие решений», адекватный современным представлениям о классификации экономических моделей [16].

«Активная стратегия», «Антагонистическая игра».

«Байесовская функция решения», «Безусловный денежный эквивалент», «Вероятность случайного события», «Верхняя цена игры».

«Дерево решений», «Дискретная случайная величина», «Дисперсия величины», «Доминирующая стратегия», «Достоверное событие».

«Задача линейного программирования (ЗЛП)», «Закон распределения случайной величины».

«Игра с природой», «Игра с седловой точкой», «Инвестиции», «Инвестиционная стратегия», «Индекс риска».

«Классификация игр», «Классификация рисков», «Коэффициент дисконтирования», «Критерий максимакса», «Критерий минимаксного риска (Сэвиджа)», «Критерий пессимизма-оптимизма (Гурвица)».

«Линейная комбинация стратегий», «Линейность», «Лицо, принимающее решение (ЛПР)».

«Мажорируемая стратегия», «Максимизация функции», «Максимин», «Максиминная стратегия», «Математическое ожидание величины», «Матрица выигрышей», «Матрица игры», «Матрица рисков», «Минимакс», «Минимаксная стратегия» [6], «Минимизация функции», «Многошаговая игра», «Множество», «Множество допустимых базисных решений», «Множество допустимых решений», «Множество оптимальных решений», «Множество стратегий игрока».

«Невозможное событие», «Независимое событие», «Неопределенность», «Непрерывная случайная величина», «Нерандомизированная функция потерь», «Несклонность к риску», «Нижняя цена игры».

«Одношаговая игра», «Ожидаемая денежная оценка», «Оптимальная величина страхования», «Оптимальная смешанная стратегия», «Оптимальная стратегия», «Оптимальное решение», «Оптимум», «Основная теорема теории игр».

«Погрешность» [15], «Платежная матрица», «Полная группа событий», «Попарно-независимые события», «Практически достоверное событие», «Практически невозможное событие», «Приведенная стоимость проекта», «Принцип доминирования стратегий», «Принцип мажорирования стратегий», «Противоположенное событие».

«Размерность матрицы игры», «Рандомизация», «Рандомизированная функция потерь», «Риск».

«Седловая точка», «Система ограничений», «Склонность ЛПР к риску», «Смешанная стратегия», «Спрос на страхование», «Среднее квадратичное отклонение величины», «Средний выигрыш игрока», «Статистическая игра», «Стратегическая игра», «Стратегия игрока».

«Теорема сложения событий», «Теорема умножения событий», «Теоретико-игровая модель», «Теория вероятностей», «Теория двойственности», «Теория игр» [8], «Теория полезности по Нейману – Моргенштерну», «Теория статистических решений».

«Условия страхования», «Условная вероятность».

«Финансово-экономическое планирование», «Функция распределения»;

«Целевая функция», «Цена игры».

«Чистая оптимальная стратегия», «Чистая стратегия».

Созданию представленного в данной статье тезауруса предшествовало технологическое целеполагание в рамках образовательной области «Теория игр и принятие решений», обновление содержи последующая практическая реализация стратегии развития методической системы математической подготовки бакалавров [10].

Рассмотрение тезауруса как нового технологического инструментария создания учебных курсов прикладной профессиональной направленности [14] позволяет раскрыть методологические аспекты принятия решений [2] в учебном процессе, реализовать Модульный подход к проектированию содержания учебной дисциплины «Теория риска» [3], акцентировать внимание студентов на методологию современной экономической кибернетики [4], обеспечить более осознанное владение специальными методами принятия решений, например метод моделирования социально-экономической ситуации в виде дерева решений [5].

Мы придерживается мнения о том, что в учебном процессе для повышения качества прикладной математической подготовки бакалавров необходимо реализовывать различные виды работ студентов с созданным тезаурусом образовательной области «Теория игр и принятие решений».

Список литературы

  1. Асланов Р. М., Муханова А. А., Муханов С. А. Проектирование интерактивных образовательных ресурсов на основе технологий Wolfram CDF // Преподаватель XXI век. — 2016. — Т. 1. — № 1. — С. 96-103.
  2. Власов Д. А. Методологические аспекты принятия решений // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 760-763.
  3. Власов Д. А. Модульный подход к проектированию содержания учебной дисциплины «Теория риска» // Успехи современной науки и образования. — 2016. — Т.1. — № 9. — С. 122-124.
  4. Власов Д. А. Особенности и математические основы современной экономической кибернетики // Техника. Технологии. Инженерия. — 2016. — №2. — С. 4-7.
  5. Власов Д. А. Реализация метода дерева в моделировании процесса принятия решений // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 34-37.
  6. Власов Д. А. Ретроспективный анализ развития методов и моделей теории игр // Инновационная наука. — 2016. — № 8-1. — С. 42-43.
  7. Власов Д. А. Теоретико-игровая модель конкурентной борьбы за рынки сбыта продукции // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.
  8. Власов Д. А. Философско-методологические проблемы классической теории игр // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 286-288.
  9. Власов Д. А., Синчуков А. В. Новое содержание прикладной математической подготовки бакалавра // Преподаватель XXI век. — 2013. — Т.1 — № 1. — С. 71-79.
  10. Власов Д. А., Синчуков А. В. Стратегия развития методической системы математической подготовки бакалавров // Наука и школа. — 2012. — № 5. — С. 61-65.
  11. Муханов С. А. Применение информационных технологий при преподавании математики студентам гуманитарных специальностей // Педагогическая информатика. — 2006. — № 1. — С. 60-62.
  12. Муханов С. А. Проектирование общедоступных интерактивных образовательных ресурсов с использованием технологий Wolfram CDF // Приволжский научный вестник. — 2015. — № 11 (51). — С. 112-115.
  13. Муханов С. А., Муханова А. А. Проектирование учебного курса в контексте стандартов CDIO // Приволжский научный вестник. — 2015. — № 3-2 (43). — С. 62-66.
  14. Муханов С. А., Муханова А. А. Технология проектирования дистанционного курса «Дифференциальные уравнения» с использованием LMS Moodle // Наука и школа. — 2014. — № 2. — С. 28-32.
  15. Пантина И. В., Синчуков А. В. Вычислительная математика. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — 176 с.
  16. Синчуков А. В. Современная классификация математических моделей // Инновационная наука. — 2016. — № 3-1. — С. 214-215.
  17. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Риск-анализ в экономике. М.: Экономика, 2010. — 317 с.