Применение сити-квестов во внеучебной деятельности вуза как способ актуализации и популяризации историко-культурного наследия города

№55-2,

педагогические науки

Статья посвящена практике применения сити-квестов во внеучебной деятельности Сарапульского политехнического института. Рассматривается познавательный и воспитательный потенциал сити-квеста. Отмечается роль сити-квестов в актуализации и популяризации историко-культурного наследия города Сарапула.

Похожие материалы

Одной из важных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является актуализация историко-культурного наследия, понимаемая как деятельность, направленная на сохранение и включение культурного наследия в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации. Результаты этой деятельности во многом зависят от образовательной, культурно-просветительской и воспитательной (включая патриотический компонент) работы различных организаций.

Гражданские и патриотические чувства у подрастающего поколения невозможно сформировать на основе абстрактных понятий. Формирование этих качеств происходит на основе приобщения к социальной деятельности, историческим и культурным традициям. Только знание истории и культуры своего города, региона, страны формируют у молодежи чувство сопричастности и уважения к прошлому, пробуждают желание продолжить традиции, внести свой вклад в сохранение историко-культурного наследия. Одним из способов привлечения внимания современной молодежи к историко-культурному наследию является такое направление внеучебной деятельности в вузе как организация и проведение краеведческих сити-квестов.

Термин «сити-квест» (CityQuest и т. п.) происходит от англ. «city» – «большой город» и «quest» – «поиск, предмет поисков, поиск приключений»[1] и означает разнообразные маршрутные поисковые игры в городе. Наряду с термином «сити-квест» широко используются термины «городской квест», «квест-экскурсия» и другие.

Еще недавно квесты были относительно новым развлечением, а сегодня они становятся неотъемлемой частью молодежного досуга. Вместе с тем, далеко не всеми организаторами сити-квестов принимается во внимание их образовательный и воспитательный потенциал [2, с. 212]. Сити-квест – это интеллектуальное развлечение, новая форма интеллектуального содержательного досуга, способствующая популяризации краеведческих знаний и актуализации историко-культурного наследия города.

Сарапул – старинный купеческий город в Удмуртской Республике. Как населенный пункт возник во времена проникновения русского населения на территорию Среднего Прикамья после взятия Казани в 1552 году. Впервые упоминается в 1579 году в переписных книгах. Статус города имеет с 1780 года [3]. Одной из главных особенностей города Сарапула является высокая насыщенность памятниками историко-культурного наследия (более 200) и их разнообразие. С учетом этого факта в 1990 году город Сарапул был включен в список «Исторических городов России» [4]. Историко-культурные ресурсы города Сарапула позволяют создавать уникальные инновационные экскурсионные продукты – сити-квесты, именно на его базе.

Сити-квесты, которые отличаются интерактивностью и разрабатываются с помощью инновационных технологий (гаджеты и мобильные устройства, ресурсы социальных сетей, технология QR-код и др.), привлекают современную молодежь, уставшую от однотипных экскурсий, обычно определяющим им роль пассивных слушателей. В сити-квестах молодежь привлекает возможность осваивать информацию об объекте историко-культурного наследия интерактивно с помощью своего мобильного устройства, взаимодействовать в команде, получать новые впечатления. Возможности инновационного экскурсионного продукта пробуждают интерес к истории и культуре малой родины и создают новый формат культурного досуга для молодежи города Сарапула.

К разработке сценариев сити-квестов по истории города для студенческой молодежи активно подключились студенты 3 курса, обучающиеся по направлению «Экономика», Сарапульского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» под руководством кандидата исторических наук, доцента О.В. Чикуровой. Ими были разработаны интересные маршруты и сценарии краеведческих сити-квестов для студенчества города Сарапула: «Дома с фамилиями», «Город наизнанку», «Арифметика Сарапула», «Легенды и были нашего города», «В поисках купеческого клада», «Улицы героев», «Дорогами войны» и другие. Разработка каждого сценария сити-квестов потребовала большой поисково-исследовательской работы: опрос старожилов Сарапула, поиск и изучение краеведческой литературы и архивных данных, составление маршрутных карт, создание фотоальбомов архитектурных памятников и интересных мест города, а самое главное – подготовка интерактивных, творческих, направленных на поисковую деятельность, заданий для участников.

Сценарий, маршрут сити-квеста – это главная интрига. Суть любого квеста в том, что есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки (выполняя задания). Причем каждая загадка – это ключ к следующей маршрутной точке и следующей задаче. Здесь важно четкое определение результата самостоятельного поиска участников квеста. В общем виде каждый разработанный студентами института сценарий сити-квеста состоял из решения на маршрутных точках разнообразных задач, объединенных одной краеведческой темой, описания проблемы, которую нужно решить; задания координат или объектов на местности, которые должны быть найдены, а так же указана другая деятельность, направленная на обработку, анализ и представление результатов работы команды (например, фотографирование объекта, поиск агента-информатора, старинной карты или зашифрованного кода и т.п.).

Первыми участниками игры стали студенты-первокурсники института и старшеклассники школ города, они оставили организаторам отзывы и комментарии о пройденных сити-квестах. В них участники отмечали, что провели свой досуг необычно, увлекательно и с пользой, получили яркие впечатления от выполнения заданий, узнали много интересного о родном городе, по-другому взглянули на его историю. Многие признавались, что изучать историю города в форме квеста интереснее, потому что это «не повествование, а исследование», и выражали желание принимать участие в последующих мероприятиях такого формата.

Таким образом, мы достигли планируемого результата применения во внеучебной деятельности вуза практики разработки и проведения студентами сити-квестов. Разработка сценариев сити-квестов и участие студенческой молодежи Сарапула в этих мероприятиях способствует формированию интереса к истории родного города, уважительного отношения к его историко-культурному наследию, так как, ощущая свою причастность к истории города, мы начинаем заботиться о сохранении всего того, что связано с ним и составляет историческую ценность, и стремления созидательно трудится на благо родного города.

Список литературы

  1. Словарь игровых терминов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://freeonline.pp.ru/?p=762#r-09 (дата обращения: 12.11.2016).
  2. Дедик К. И., Татаркина А. А., Чикурова О.В. Сити-квест как форма организации культурно-познавательного досуга // Актуальные социально-экономические проблемы современности: Материалы X Региональной научно-практической конференции. 20 мая 2016 г. – Сарапул, 2016. – 228 с.
  3. Муниципальное образование город Сарапул. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adm-sarapul.ru/city/istoriya/ (дата обращения: 23.11.2016)
  4. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики № 510-р от 25 мая 2015 года «Об утверждении стратегии развития туристско-рекреационного кластера «Камский берег» Удмуртской Республики». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/428600095 (дата обращения:20.11.2016).