В современном обществе для беременных женщин создано множество курсов и тренингов для будущих мам, которые дают информацию касательно анатомии, физиологии и психологии беременности и родов [1]. Также там даются некоторые азы по уходу за новорожденным и младенцем. Эти курсы пользуются большой популярностью, так как позволяют женщинам физически подготовиться к родам, занимаясь гимнастикой и дыхательными упражнениями, и осуществляют моральную подготовку женщин, которые теперь имеют возможность проработать свои опасения и страхи со специалистом. Такие занятия пока недоступны в местах лишения свободы, а они необходимы осужденным беременным женщинам не меньше, чем всем другим беременным женщинам, не отбывающим наказание в исправительных учреждениях, так как они наравне с остальными имеют свои страхи, опасения, мифы и заблуждения по поводу беременности, родов и ухожу за младенцем. Чтение курса лекций и демонстрация фильмов о развитии ребенка в первые годы жизни создает положительный эмоциональный паттерн и когнетивную базу для дальнейшего формирования положительного отношения к воспитанию ребенка [1].
Одновременно беременных в колониях не так уж и много, и это может вызвать сомнения в целесообразности создания школы для будущих мам внутри женских колоний как целого отдельного направления работы с осужденными женщинами, включающего своих специалистов, таких как психолога, педиатра, акушера-гинеколога и специалиста по регуляции грудного вскармливания. По меньшей мере, это вызовет трудности финансирования. В качестве альтернативы возможно направление на обучение уже имеющихся сотрудников колоний, чтобы в дальнейшем они проводили занятия с осужденными беременными женщинами в рамках воспитательной и психологической работы [1].
В состоянии беременности, а особенно в первом триместре высокое содержание гормонов в крови женщины влияет на ее настроение и самочувствие. Просветительская работа с осужденными беременными женщинами будет снижать их уровень тревоги, объясняя причины их того или иного физического и психологического состояния, что также будет улучшать социально-психологическую обстановку в среде осужденных и, как следствие, оперативную обстановку в условиях исправительных учреждений [2]. А направление активности женщины на уход за ребенком и его воспитание будет способствовать ее становлению на путь исправления и ресоциализации. Более того, сократится число брошенных или просто запущенных детей и, как следствие, подростковой преступности [1].
Итак, как уже говорилось выше, просветительская работа с беременными женщинами включает в себя область знаний четырех специалистов, таких как психолог, педиатр, акушер-гинеколог и специалист по регуляции грудного вскармливания. В рамках курса раскрываются следующие вопросы:
- Жизнь ребенка до рождения. Материал содержит информацию о внутриутробном развитии ребенка. Помимо информирования беременной женщины о развитии плода, обсуждение вопроса имеет цель начать формировать привязанность будущей матери к ребенку еще на этапе вынашивания, путем расширения представлений будущей матери о ее ребенке, концентрировании ее внимания на материнстве.
- Общение с ребенком во время беременности. Вопрос имеет цель сформировать у беременной женщины привязанность к ребенку путем обучения ее диалогу с еще не рожденным ребенком, а также способствовать развитию у ребенка тактильных, слуховых и зрительных ощущений.
- Психология беременной женщины. Вопрос имеет цель сформировать у беременной женщины саморефлексию, состояние готовности принимать изменения в себе, адаптироваться к своему новому состоянию, бережно относиться к своему здоровью.
- Двигательная активность во время беременности. Вопрос имеет цель физически подготовить беременную женщину к предстоящим нагрузкам, связанным с вынашиванием плода, рождением ребенка. Специальный комплекс упражнений направлен на подготовку мышц, участвующих в выталкивании плода.
- Предвестники родов. Первый период родов (психология и физиология). Способы проживания схваток (дыхательные техники, движение, позиции, массаж и самомассаж в родах, релаксация). Будущие мамы узнают об особенностях третьего триместра беременности, предвестниковом периоде, какие симптомы появляются у беременных, получат представление о том, чем истинные схватки отличаются от ложных, как можно предотвратить дискомфорт, связанный с так называемыми ложными схватками. Кроме того, много внимание на занятиях уделяется родовой деятельности, закономерностях ее течения, этапах. Дается представление об особенностях протекания первого потужного периода, какие процессы происходят в организме беременной женщины, какими ощущениями это сопровождается. В качестве практики беременные освоят приемы самомассажа, научатся определять точки обезболивания, освоят дыхательные упражнения, техники расслабления, которые необходимы женщинам в родах для снижения болевых ощущений.
- Особенности второго периода родов. Работа в потужном периоде (дыхание, развитие усилий). Позиции для потуг, их разновидности, преимущества, особенности. В рамках этого вопроса беременные познакомятся с особенностями второго периода родов – изгнание плода. Они узнают о закономерностях протекания и особенностях потужного периода, о том, какими ощущениями он сопровождается, получат алгоритм поведения во время схваток и потуг, что необходимо делать роженице. Практическая часть вопроса посвящена освоению дыхательных техник, необходимых на втором этапе родов. Следующим этапом формирования привязанности является предоставление картины родов глазами ребенка.
- Отдельное занятие посвящено теме грудного вскармливания. Беременные узнают о составляющих успешного грудного вскармливания, возможные трудности и пути их разрешения в лактационном периоде.
- Последний вопрос посвящается физиологическим и психологическим особенностям новорожденного, особенностям ухода за ребенком первого года жизни (туалет, купание, пеленание). Первичное здоровье ребенка (патронаж новорожденных, необходимые обследования, график прививок).
Особенно важно в работе с беременными не просто дать им базу знаний, отчитав несколько лекций, но и обсудить с ними те вопросы, которые их больше всего тревожат, поработать с их страхами. Потому что страх – худший помощник в процессе родов.