Инициативное бюджетирование в России: направления развития

№55-3,

экономические науки

В данной статье рассмотрена практика реализации инициативного бюджетирования на региональном и местном уровнях в РФ. Выявлены актуальные нововведения участия граждан в бюджетировании.Описаны главные экономические, социальные и управленческие эффекты от реализации лучших практик инициативного бюджетирования в России.Предложены пути улучшения программы инициативного бюджетирования.

Похожие материалы

В настоящее время одним из важнейших источников формирования доходов бюджета являются отчисления налогоплательщиков, граждан. Но далеко не каждый знает, на что расходуются бюджетные средства и как работает бюджетная система. В связи с этим бытует мнение, что денежные средства расходуются не по назначению. Существует проблема неопределенности направлений для реализации бюджетных средств: не всегда удается определить, что необходимо гражданам сейчас, а что будет необходимо через год. Актуальным является вопрос о том, как выстроить связь граждан с бюджетом страны, регионов, муниципалитетов. Практики инициативного бюджетирования могут дать ответ на этот вопрос, устранить подобные проблемы и увеличить прозрачность бюджета. Увеличение числа регионов, внедряющих практику инициативного бюджетирования, является главной целью Меморандума о сотрудничества в данной сфере, подписанное Минфином России и Всемирным Банком.

Инициативное бюджетирование (ИБ) представляет собой первый этап партисипаторного бюджетирования, запущенный в Российской Федерации, в силу некоторых его особенностей. Среди них можно обозначить следующие: разнообразие практик проекта, распределение бюджетных средств согласно инициативам граждан, проникновение в бюджетный процесс на региональном и местном уровнях, непосредственное участие граждан в реализации проектов, а также софинансирвоание со стороны граждан и бизнеса.

Таким образом, инициативное бюджетирование – это совокупность практик, основанных исключительно на гражданской инициативе, по решению вопросов местного значения, при участии граждан в определении и выборе объектов расходования средств бюджета, а также дальнейший контроль по реализации проекта.

Наибольший опыт реализации проектов инициативного бюджетирования был накоплен в рамках Программы поддержки местных инициатив (ППМИ). Впервые ППМИ запустили в 2007 году в Ставрополье. На сегодняшний момент программа реализуется в Кировской и Тверской областях, Хабаровском крае, республиках Башкортостан и Северная Осетия – Алания.

За все время осуществления проекта были выявлены проблемы, которые являются важными для граждан. Во всех регионах лидером по поддержке и софинансирования со стороны населения стали проекты, направленные на ремонт дорог и организацию водоснабжения. Они составляют 51% от общего числа реализованных инициатив. Следующие по значимости стали проекты ремонта объектов культурной инфраструктуры и составляют 14% от общего числа проектов, а также благоустройство территории поселений (10%). Следующее место заняли проекты обустройства мест отдыха и детских площадок (7%) и объектов спортивной инфраструктуры (6%). Также немаловажными стали проекты организации освещения, противопожарных мероприятий. С закрытием насущных проблем граждане начинают формировать инициативы более высокого уровня, для этого требуется развитие ППМИ, чтобы появилась возможность реализовывать более масштабные проекты.

Проведенный анализ российского и зарубежного опыта, позволил выделить актуальные нововведения в участии граждан в бюджетировании.

Во-первых, проникновение интернета и цифровых технологий в процесс. Например, в Тульской области в 2015 г. сбор заявок для участия в подобном проекте собирался через единую информационную систему. Там была доступна информация о каждом проекте: пакет документов, протокол собрания жителей, сведения о руководителе группы, о казначее, ответственном за реализацию проекта, о размерах софинансирования из различных источниках и другое. Но, к сожалению, процент фальсификации при голосовании через интернет слишком высок.

Второй тренд основан на вовлечении в проекты разных социальных групп. Так, в Нью-Йорке реализуют специальные программы, которые рассчитаны на мигрантов. В Китае широко распространены проекты, в которые вовлекаются женщины. Это актуально и для России, в отдельных регионах зафиксировано участия преимущественно женщин либо мужчин. Целесообразно вовлекать в процесс ИБ молодежные группы, так как это дает возможность обучить их бюджетной грамотности непосредственно на практике.

Следующий тренд заключается во включении партисипаторного бюджетирования в политику бюджетной открытости. Проекты подобного плана должны быть направлены на участие граждан в бюджетном процессе.

Четвертый тренд – это появление специфических практик в рамках ППМИ, данные практики учитывают территориальные и социально-экономические особенности мест, где реализуется тот или иной проект.

В результате реализации проектов были достигнуты социальные, управленческие и экономические эффекты.

Среди важнейших экономических эффектов можно выделить уменьшение контрактной цены реализуемых проектов. Чаще всего проекты, направленные на решение задач, уже имеют сметную документацию, подготовленную муниципальными властями, но в ходе обсуждения граждане находят способы уменьшить цену проекта. Население гораздо активнее участвует в реализации проектов и контроле за ходом работ.

Один из важнейших экономических эффектов связан с софинансированием со стороны граждан. Безвозмездный денежный вклад, или самообложение, граждан – практика достаточно известная. При софинансировании население участвует в реализации проектов, могут проследить, на что потрачены их деньги. Любой гражданин, внесший свой безвозмездный вклад, имеет гораздо большее право на участие в реализации проекта.

В результате сотрудничества у органов власти появляется новая компетенция по взаимодействию с гражданами и организациями общественного самоуправления. Совместная работа рождает взаимопонимание и позволяет гражданам увидеть непростой управленческий процесс изнутри. Приобретаемые навыки увеличивают результативность проектов.

Важным социальным эффектом является формирование лояльного отношения к деятельности местной власти с постепенным повышением доверия к власти в целом. Эффективный общественный контроль, прозрачность и понятность бюджетных решений создают условия для реализации «честных» проектов без коррупции и волюнтаризма.

Важнейший социальный эффект – возрождение соседских сообществ, они способны взять на себя за среду обитания, восстановить утраченный социальный контроль над территориями проживания.

Программы ИБ требуют активного улучшения. Важнейшими инструментами развития ИБ являются лучшие практики реализации проектов по всем регионам России. Публикация проектов на интернет сайтах позволяют каждому участнику процесса бюджетирования получить необходимую информацию. Размещенная информация об успешных проектах – это, в первую очередь, мотивация для других регионов.

Портал, содержащий систематизированный опыт, базу лучших проектов, способен дать большие возможности для исследования развития ИБ, для выявления слабых и сильных сторон.

Должна быть создана система мотивирования к участию – это тоже является важным инструментов регулирования ИБ. Инициативные группы граждан имеют возможность получить оценку своего проекта и войти в федеральный рейтинг. Рейтинг лучших практик призван привлечь внимания всех регионов РФ, мотивировать их к реализации на своих территориях.

Подлежат формированию программы развития ИБ, которые должны соединить разнородные действия участников процесса.

Публичное обсуждение и обмен опытом – важная часть развития ИБ. Уже было проведено множество совещаний и конференций для обсуждения данной темы, складывается разветвленная сеть семинаров. Проведения информационной компании – это залог успеха, так как информация дойдет до широкой аудитории потенциальных участников, а ими являются все граждане.

Надо улучшать юридическую поддержку разработки нормативно-правовой основы проектов и сопровождение практик реализации ИБ в субъектах РФ. Следует проводить обучение консультантов региональных центров существующим практикам, пониманию смысла механизмов и процедур ИБ для дальнейшего их улучшения.

Таким образом, опыт российских регионов по реализации практик инициативного бюджетирования позволяет проследить эволюцию идеологии проектов ИБ от повышения эффективности бюджетных расходов, финансовой грамотности к развитию социального партнерства органов местного самоуправления и общества в бюджетной сфере как механизма повышения гражданской активности.

На региональном и муниципальном уровнях необходимо создать институциональные, правовые и организационные основы применения инструментов инициативного бюджетирования. Наличие практик инициативного бюджетирования должно найти свое отражение в рейтинге открытости региональных бюджетов и в оценке качества финансового менеджмента на муниципальном и региональном уровнях.

Список литературы

  1. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ
  2. Актуальные проблемы финансов. Раздел 1. Государственные и муниципальные финансы: учеб. Пособие // Романовский М.В,, Иванова Н.Г., Канкулова М.И,, Морунова Г.В., Федесов В.А. [и др.], 2015.
  3. Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие прак¬тики и направления развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 4.
  4. Вагин В.В. Инициативное бюджетирование в Российской Федерации: основные особенности и результаты // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. №5. С. 120-122.
  5. Гаврилова Н. В. Зарубежные тренды в сфере партисипаторного бюджетирования // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2. С. 118–125.
  6. Морунова Г.В. К вопросу содержания и состава муниципальных финансов // В сборнике: Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке Научная сессия профессорско-преподавательского состава. 2015. С. 149-153.