Модульная технология обучения студентов по дисциплине «Теоретические основы электротехники» в башкирском государственном аграрном университете

NovaInfo 56, с.428-431, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается содержание модулей учебной дисциплины «Теоретические основы электротехники». Особое внимание уделяется перечню обязательных видов работ по каждому модулю.

Ключевые слова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ, МОДУЛЬ, ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Текст научной работы

В условиях рыночной экономики возрастает потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах. Поэтому необходимы новые технологии обучения, гарантирующие развитие у студентов творческого мышления.

Известно [1], что традиционная система обучения в высших учебных заведениях, которая базируется на выполнении некоторых мероприятий промежуточного контроля с последующим итоговым контролем в виде зачета (экзамена) имеет ряд очевидных недостатков:

  • недостаточный индивидуальный подход, усреднение достижений обучающихся;
  • дефицит ближайших ориентиров и стимулов в обучении, который выражается в снижении интереса к обучению, непонимании целесообразности достижений в текущей успеваемости и необходимости каждодневных усилий в учебе, появления ощущения собственной малости и неспособности влиять на оценку своих трудов;
  • наличие элементов случайности в оценивании знаний при сдаче экзаменов и зачетов, так как оценки, полученные в процессе учебы, не оказывают практически никакого влияния на результат итогового контроля знаний.

Одним из путей, позволяющих свести к минимуму подобные недостатки, является применение модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости обучающихся [2].

Модульное обучение отличается от классической формы преподавания [3]:

  • структурой учебного материала (информация подается в виде организационно-методических блоков, после изучения которых, будет достигнута определенная педагогическая цель, индивидуальные программы обучения);
  • организационными формами обучения;
  • формой общения между педагогом и учеником;
  • большая часть материала и практических занятий должна быть изучена и выполнена самостоятельно (конечно, под методическим руководством преподавателя);
  • - индивидуальной траекторией обучения;
  • функцией педагога (не простая передача знаний, а управление индивидуальной работой обучающихся, консультирование).

Использование данной системы предполагает структурирование содержания каждой учебной дисциплины на модули. При этом каждый модуль должен включать часть учебной дисциплины (совокупность тем, разделов), имеющую определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения. Кроме того, по каждому модулю должен быть установлен перечень обязательных видов работ студентов, а изучение модуля должно заканчиваться рубежным контролем знаний обучающихся.

Порядок структурирования содержания учебной дисциплины «Электроника» в модули приводится в [4].

В данной статье рассматривается содержание модулей учебной дисциплины «Теоретические основы электротехники».

В соответствии с перечисленными требованиями дисциплина «Теоретические основы электротехники» с объемом аудиторных занятий 396 часов разделена на шесть модулей:

  • линейные электрические цепи;
  • электрические цепи переменного тока;
  • трехфазные цепи;
  • переходные процессы в электрических цепях;
  • нелинейные электрические и магнитные цепи;
  • электромагнитное поле и цепи с распределенными параметрами.

По каждому модулю дисциплины проводится текущий и рубежный контроль успеваемости студентов.

Текущий контроль включает следующие формы:

  • посещение лекционных, практических и лабораторных занятий;
  • тестирование (письменное или компьютерное). Принципы тестового контроля описаны в [5], а порядок применения тестовых заданий для проверки уровня знаний обучающихся на занятиях по учебной дисциплине «Теоретические основы электротехники» рассмотрен в [6];
  • аудиторная работа на практических и лабораторных занятиях;
  • защита отчетов по лабораторным занятиям.

Рубежный контроль проводится в письменном виде с целью определения результатов освоения обучающимися модуля в целом. В качестве форм рубежного контроля используется выполнение письменной контрольной работы по каждому модулю дисциплины и расчетно-графических работ: по первому модулю на тему «Расчет электрических цепей постоянного тока», по второму модулю – «Расчет электрической цепи однофазного синусоидального тока», по третьему разделу – «Расчет трехфазной электрической цепи».

Как показывает опыт, технология модульного обучения имеет следующие достоинства:

  • системный подход к построению дисциплины и определению её содержания;
  • обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;
  • гибкость структуры модульного построения дисциплины;
  • эффективный контроль за усвоением знаний студентами;
  • при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения по своей дисциплине.

Таким образом, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса.

Читайте также

Список литературы

  1. Гусев Д.В., Кафиев И.Р., Важдаев К.В. Рейтинговая система обучения и принципы её использования в высших учебных заведениях /Интеграция науки и образования в вузах нефтегазового профиля – фундамент подготовки специалистов будущего. Материалы научно-методической конференции. Уфа: Уфимский ГНТУ, 2012. - с. 146-150.
  2. Кафиев И.Р. Модульно-рейтинговая система обучения студентов в Башкирском государственном аграрном университете /В сборнике: Образовательный потенциал. Материалы IV Международной ярмарки образовательных технологий, 29 января 2015 г. НОУ ДПО «Экспертно-методический центр». Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2015.- с. 633-637.
  3. Доманова С.Р. Новые информационные технологии в образовании. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. - 112 с.
  4. Кафиев И.Р. Использование модульной технологии обучения студентов при изучении дисциплины «Электроника» в Башкирском государственном аграрном университете /Образовательный потенциал: материалы Международной конференции по образовательным технологиям.22 января 2016 г./ гл. ред. М.П. Нечаев. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2016. - с. 205-207.
  5. Гусев Д. В., Кафиев И. Р. Важдаев К.В. Тестовые задания и их использование для проверки уровня профессиональной подготовленности в высших учебных заведениях / Интеграция науки и образования в вузах нефтегазового профиля – фундамент подготовки специалистов будущего: материалы научно-методической конференции. Уфа: УГНТУ, 2012. – с. 141-146.
  6. Нугуманов Р.Р. Тестовый контроль знаний студентов по дисциплине «Теоретические основы электротехники» в Башкирском государственном аграрном университете/ Образовательный потенциал: материалы Международной конференции по образовательным технологиям.22 января 2016 г./ гл. ред. М.П. Нечаев. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2016. – с. 547-548.

Цитировать

Нугуманов, Р.Р. Модульная технология обучения студентов по дисциплине «Теоретические основы электротехники» в башкирском государственном аграрном университете / Р.Р. Нугуманов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 56. — С. 428-431. — URL: https://novainfo.ru/article/9373 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться