Социальные технологии работы с молодежью, употребляющей наркотические и психотропные вещества

№57-1,

Социологические науки

Объектом статьи является употребление наркотических и психотропных веществ молодежью в городе Белгород. Предметом выступает технологии социальной работы с молодежью, употребляющей наркотические и психотропные вещества (на примере города Белгорода). Цель данной статьи заключается в изучении практических аспектов социальных технологий работы с молодежью, употребляющей наркотические и психотропные вещества. Проблема заключается в противоречии между необходимостью социальной работой с молодежью, употребляющей наркотические и психотропные вещества, и недостаточной разработанностью социальных технологий для реализации данной деятельности. В данной работе предложены способы совершенствования социальных технологий работы с молодежью, употребляющей наркотические и психотропные вещества.

Похожие материалы

Социальные технологии работы с молодежью, употребляющей наркотические и психотропные вещества, основываются, прежде всего, на профилактике. В связи с этим представляется важным анализ нормативно-правовых актов в области профилактики злоупотребления наркотических и психотропных веществ в России.

В соответствии с Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации одним из главных направлений государственной политики является предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

На территории субъектов Российской Федерации проводится профилактическая работа посредствам реализации профилактических программ, которые осуществляются различными субъектами.

Основными субъектами профилактической антинаркотической системы в Белгородской области выступают:

  • Департамент образования Белгородской области;
  • Управление молодёжной политики Белгородской области;
  • Управление культуры Белгородской области;
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области;
  • Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области;
  • Образовательные учреждения всех уровней образования и др.

При анализе регионального опыта решения проблемы употребления молодежью наркотических и психотропных веществ, следует, прежде всего, отметить наличие Закона Белгородской области от 12.07.2012 № 119 «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в Белгородской области», регулирующего правоотношения, возникающие в сфере профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в регионе, и направленного на создание организационных и правовых гарантий в целях предупреждения распространения наркомании в Белгородской области.

Анализируя данный закон, мы можем сделать вывод, что антинаркотическое воспитание и обучение населения Белгородской области осуществляется:

  1. В процессе деятельности культурно-досуговых, физкультурно-спортивных, образовательных учреждений;
  2. В ходе проведения мероприятий профилактической направленности с организованными группами граждан в трудовых и образовательных коллективах;
  3. В ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов всех категорий, которые занимаются антинаркотической профилактики;
  4. В процессе проведения специальных тематических акций, циклов теле- и радиопередач, целевых публикаций в средствах массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Профилактика немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, которая реализуется субъектами антинаркотической профилактики, основывается на использовании технологий:

1. Социальные технологии профилактики немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации детей, подростков и молодежи, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

  • информационно-просветительское направление (телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ, реклама здорового образа жизни в средствах массовой информации, антинаркотическая социальная реклама, Интернет-ресурсы антинаркотической комиссии в Белгородской области и Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области);
  • организационно-досуговое направление (деятельность социальных и образовательных служб, обеспечивающих вовлечение молодежи в спортивную деятельность, клубы по интересам, в общественные движения);
  • социально поддерживающее направление (деятельность социальных служб, которые оказывают помощь и поддержку различным группам населения региона с высоким риском вовлечения их в немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

2. Педагогические технологии профилактики субъектов антинаркотической системы направлены на формирование у различных групп профилактики (прежде всего у обучающихся образовательных учреждений) норм поведения, оценок, представлений, снижающих риск немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ, а также, помимо этого, педагогические технологии направлены на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (лекции, ролевые игры, беседы, тренинги и т.д.), служащие основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие объекты профилактики.

Особое значение в данном контексте приобретает совершенствование системы специальной подготовки педагогических кадров, которая позволяет освоить воспитателям, педагогам, а также социальным работникам методы педагогических технологий.

3. Психологические технологии профилактики немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ направлены, прежде всего, на коррекцию определенных психологических особенностей у детей и подростков, а также у молодежи, которые затрудняют их социальную адаптацию и повышают риск употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Целями психологических технологий выступают:

  • формирование социальных и психологических навыков, которые играют особую роль в здоровом образе жизни;
  • создание благоприятной и доверительной атмосферы в коллективе, а также создания условий, необходимых для успешной психологической адаптации.

Психологические технологии в рамках профилактической деятельности проводятся в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, а также их родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и других граждан, принимающих участие в профилактическом процессе.

Таким образом, можно сделать вывод, что на территории Белгородской области субъектами антинаркотической профилактики ведется активная работа с молодежью, которая базируется на следующих видах технологий – социальные, педагогические, психологические. На территории Белгородской области действует закон «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в Белгородской области», на положениях которого строится профилактическая работа с молодежью, помимо данного закона существует ряд других нормативно-правовых актов. Не смотря на то, что в Белгородской области постоянно действует система профилактики употребления наркотических и психотропных веществ молодежью, данная проблема остается актуальной на данный момент, поэтому были предложены следующие рекомендации по совершенствованию антинаркотической профилактической системы:

  1. При профилактической работе следует делать акцент на профилактические программы, которые научат родителей создавать хорошую атмосферу в семье, а также находить общий язык со своими детьми. Эти программы должны быть направлены на помощь в выработке правильного социального поведения, а также на формирование положительных взаимоотношений с группами.
  2. Необходимо открытие молодежного реабилитационного центра. Работа данного центра должна быть направлена именно на молодых людей и необходимо, чтобы включала в себя: психологическую и социальную реабилитацию молодых людей, которые зависимы от психотропных или наркотических веществ.
  3. Следует создать единую межведомственную систему сбора, анализа и обобщения информации о потребителях, сбытчиках и перевозчиках наркотиков. Ход и результаты выполнения проводимых мероприятий должны рассматриваться на заседаниях межведомственной комиссии по противодействию наркомании, а результаты мероприятий должны освещаться в средствах массовой информации.

Список литературы

  1. О Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 22.07.1993 № 5494-1[Электронный ресурс] / Правовая Россия // Режим доступа к изд.: http://lawru.i№fo/dok/1993/07/22/№470767.htm. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  2. О наркотических и психотропных веществах: Федеральный закон Правительства РФ от 8 января 1998 г. № 3 [Электронный ресурс] / Электронный фонд документации // Режим доступа к изд.: http://docs.c№td.ru/docume№t/905602. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон Правительства РФ от 24 июня 1999 г. № 120 [Электронный ресурс] / Гант // Режим доступа к изд.: http://lawru.i№fo/dok/2012/07/12/№488899.htm. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.