Психолого-педагогические пути развития интереса в процессе изучения иностранного языка

№59-2,

психологические науки

Реферат: статья раскрывает особенности формирования понятия надобности языка в сознании ученика при изучении иностранного языка. Английский язык как учебный предмет обладает образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом для решения таких задач современного общества, как выработка настойчивости, успешная социализация и формирование личности учащегося. Развитие настойчивости у школьников является самой важной задачей для учителя. Проблемным вопросом в данной сфере является то, какие именно приемы и методы будет использовать учитель для обучения английскому языку в начальной школе.

Похожие материалы

Язык - важнейшее средство общения между людьми, без которого должное существование и развитие человеческого общества представляется невозможным. Язык - показатель социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогрессирования общества.

В настоящее время родители настаивают, чтобы их ребенок не только изучал родной язык, но и уделял внимание изучению английского языка. Это неудивительно, потому что английский язык является официальным языком Европы, необходим для общения с гражданами близлежащих стран, для овладения передовыми научными технологиями. Знание английского языка в современном мире - не роскошь, а жизненная необходимость. Однако почему же для многих школьников изучение языка становится пыткой? В такой ситуации мы часто ссылаемся на отсутствие способностей у детей. Но это не так: проблема в отсутствии мотива и настойчивости у многих школьников.

Поэтому первостепенной задачей при обучении иностранному языку является формирование понятия надобности языка в сознании ученика. Английский язык как учебный предмет обладает образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом для решения таких задач современного общества, как выработка настойчивости, успешная социализация и формирование личности учащегося.

Развитие настойчивости у школьников, а особенно у младших школьников, когда они только начинают изучать английский язык, является самой важной задачей для учителя. Так как именно от учителя зависит, какие он будет использовать приемы и методы для обучения английскому языку в начальной школе. И тут, как, может быть, нигде в другом, важно сформировать настойчивость. Для того чтобы усвоить изученный материал, некоторое время придется постоянно к нему возвращаться и повторять. Только настойчивый человек способен вновь начинать читать уже прочитанное. В детском возрасте сложно привить настойчивость в овладении знаниями, так как она развивается с возрастом. Но настойчивость у ребенка проявляется в других моментах, например, в просьбах что-нибудь купить, подать что-либо, прочитать сказку на ночь и т.д. Чтобы развить данное качество, нужно постоянно заставлять выполнять одни и те же действия до результата. Если цель развития настойчивости - освоение иностранного языка, то заставьте ребёнка ежедневно учить по десять новых слов, повторять десять из вчерашнего дня. Учите вместе с ним новые, повторяйте старые - пока иностранные слова не будут отскакивать от зубов.

Пути развития настойчивости:

  • определить конечные цели;
  • поставить задачи, которые нужно решить на данном этапе;
  • расставить приоритеты, т.е. определить менее и более важное, что из запланированного можно сделать раньше, а что - позже;
  • продумать систему поощрений; желательно конкретно обозначить, что мы будем себе позволять сделать или съесть, куда пойти, после того как выполним какую-то задачу.

Для создания благоприятной атмосферы общения, атмосферы доверия и доброжелательности стараемся не перебивать ученика, не подгонять его, не употреблять таких выражений: «Ты ничего не знаешь», «Снова не готов», «Очень медленно»; не выражать других форм проявления недовольства: взгляды, сравнения с другими, реплики и т.д.

Учащиеся должны на протяжении всего урока испытывать уверенность и переживать состояние успеха, поэтому часто употребляем такие формулы одобрения, как «Хорошо работаете», «Замечательно», «Очень хорошая мысль», «Так держать!» и т.д. Считаем, что обучение, построенное на уважении личности ученика, проходящее в атмосфере доброжелательности, помогает раскрыться разным сторонам личности школьника, освободиться от множества психологических барьеров, например, скованности, неуверенности в себе, лени, плохого настроения. Всё это позволяет учащимся не только воспринимать английский язык как средство общения, но и использовать изучение языка для формирования социально важных качеств личности. Школьники учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся решать различные коммуникативные задачи, овладевают стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся быть партнерами.

Создание в процессе обучения хорошего настроения у учащихся является залогом успеха в познавательной деятельности. Одним из эффективных методов на уроке считаем игру. Доброжелательность, поддержка, взаимопомощь, поощрение, юмор, толерантность во время игры создают эмоциональный настрой, стимулируют речевое общение и снятие коммуникативных барьеров. Моделирование на уроках ситуаций реальной действительности, участие в речевых играх, действиях в предполагаемых обстоятельствах развивают воображение и творческие способности учащихся, в игре приобретается опыт социальной жизни. Обучение правильному английскому произношению требует большого упорства и труда. Чтобы этот процесс был более радостным, интересным, используем стихи, пословицы, поговорки, загадки, шутки, мудрые мысли. Они позволяют учащимся почувствовать прелесть, самобытность языка, легко усваиваются. Каждый преподаватель должен иметь маленькие выдумки и секреты для повышения мотивации учащихся в познании английского языка, как развивать творческую и речевую активность, стимулировать обучаемых, помогать им получать новые знания.

Вывод: выработать познавательный интерес и настойчивость при изучении английского языка можно, главное изучить мотив и всемерно его культивировать, формируя настойчивость как важное волевое качество.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 7-43.
  2. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
  3. Купцов И.И. Современные подходы к значимости воли в психологическом и духовном мире человека. Рязань: Узоречье, 2009. – 24с.
  4. Новые современные образовательные стандарты по иностранным языкам. Москва: АСТ/Астрель, 2004.
  5. Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. - Рязань, 1946. - 180 с.
  6. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – Рязань, 2012. С.3
  7. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис, 2007. 256 с.