Задачи экологического образования в системе высшего профессионального образования

№7-1,

Педагогические науки

Сегодня в процессе модернизации российского образования, методологи этого направления часто говорят о новом качестве образования, которого необходимо достичь в ближайшее время. Среди возможных путей достижения нового качества для общеобразовательной школы называются введение новых государственных образовательных стандартов, введение ЕГЭ, для высшей школы – обеспечение требований Болонского процесса: двухуровневая система (бакалавриат и магистратура), система зачетных единиц (кредитов) и т.п.

Похожие материалы

Сегодня в процессе модернизации российского образования, методологи этого направления часто говорят о новом качестве образования, которого необходимо достичь в ближайшее время. Среди возможных путей достижения нового качества для общеобразовательной школы называются введение новых государственных образовательных стандартов, введение ЕГЭ, для высшей школы – обеспечение требований Болонского процесса: двухуровневая система (бакалавриат и магистратура), система зачетных единиц (кредитов) и т.п. С этим нельзя не согласиться, если иметь в виду в первую очередь вхождение образовательной системы России в единое мировое образовательное пространство. Однако, прежде чем говорить о новом качестве образования, с нашей точки зрения, представляет интерес вопрос о качестве нынешней системы образования. Для ответа на этот вопрос, можно воспользоваться материалами внешней экспертной оценки уровня образованности наших школьников в рамках международных сравнительных исследований. По данным международного исследования PISA (Program for International Student Achievement) в 2003 г. Россия:

  • по градации «математическая грамотность» занимает 29-31 место из 40 стран (в 2000 г. - 21-25 места среди 32 стран);
  • по градации «естественнонаучная грамотность» занимает 20-30 место из 40 стран (в 2000 г.- 26-29 места из 32 стран);
  • по градации «грамотность чтения» занимает 32-34 место из 40 стран (в 2000 г.- 27-29 места из 32 стран мира).

В 2005 г. в Вильнюсе (Vilnius, Lietuva) была принята «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития». Решение Европейской экономической комиссии ООН относительно концентрации усилий на совершенствовании образования в интересах устойчивого развития означает начало серьезной реформы, охватывающей все виды обучения, воспитания от дошкольного до профессионального и поствузовского [1]. Суть реформ в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем. Непонятное на слух и трудноопределяемое западное понятие «устойчивое развитие» можно заменить русским «рациональное использование природной среды». Перестройка системы образования, по замыслу разработчиков Стратегии, должна способствовать развитию у населения навыков критического и творческого мышления, в сочетании с воспитанием взаимного уважения к инакомыслящим, глубинного понимания демократических форм принятия согласованных решений и выполнения намеченных планов. Для этого предполагается ввести в учебный процесс ряд нетрадиционных тем, а также усилить междисциплинарность обучения для того, чтобы научиться ставить и решать комплексные социальные и экологические проблемы. Болезненность подобной задачи вызвана тем, что современное среднее и высшее образование хронически перегружено. Введение новых дисциплин или даже новых тем в имеющейся учебной программе означает либо возрастание академической нагрузки на студентов, либо сокращение из программ каких-то дисциплин и разделов. Ситуация усугубляется еще и тем, что для развития творческих навыков у обучающихся необходимы времяёмкие методы, такие например как: проведение дискуссий, собственные исследования, деловые игры. Противоречие между болезненностью сокращения содержательной части образования и необходимостью выделения значительного времени для развития творческих аналитических способностей у учащихся еще предстоит решать.

Исторически естественнонаучная область знания развивалась от частного к общему, поэтому, при большом прогрессе в описании многих частных природных явлений, целостная картина законов существования биосферы остается изложенной в школьных и университетских учебниках весьма поверхностно, что необходимо нам в дальнейшем учитывать при совершенствовании содержания экологического образования. Что касается методических задач его развития, то они на наш взгляд, могут сводиться к следующим направлениям:

  1. Дальнейшая разработка и совершенствование междисциплинарных учебных дисциплин.
  2. Детальная разработка тем, необходимых для включения в традиционные учебные дисциплины.
  3. Определение ясной логической последовательности содержания основных этапов непрерывного образования в интересах устойчивого развития.
  4. Перестройка образования от простого усвоения знаний к развитию способностей у студентов к самостоятельному анализу, формулировке проблем и поиска путей их решения.
  5. Выбор эффективных способов развития навыков согласованных действий и взаимного уважения обучаемых.

В рамках высшего и среднего экологического образования за эти годы разработаны и апробированы несколько моделей – однопредметная (горизонтальная), многопредметная (вертикальная) и смешанная. Наибольшее признание у педагогов нашла смешанная модель экологического образования, когда наряду с изучением экологии в рамках самостоятельного

предмета, студенты получают дополнительные экологические знания с учетом традиционных предметов.

В настоящее время национальные системы образования развитых стран перешли на новую систему общего среднего профессионального образования, которая в отличие от нашей системы имеет следующие особенности:

  • интегративные (надпредметные, межпредметные) цели обучения доминируют над предметными;
  • «деятельностный» подход в обучении вытесняет элементарные умения и навыки;
  • внедряется «компетентностный» подход в обучении;
  • авторитаризм в отношении между учениками и преподавателями сменяется сотрудничеством, партнерством в учебной деятельности.

Экологическая проблематика в образовании имеет не только самостоятельное жизнеутверждающее значение, но оказывается и наиболее удачным материалом для демонстрации конкретной взаимосвязи социальных, природных и технологических составляющих устойчивого развития. К настоящему времени можно считать завершившимся этап становления содержания всеобщего экологического образования. Оно должно начинаться с обсуждения вопросов устойчивости биосферы, характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу. Продолжаться ответами на вопросы «на какой период хватит основных природных ресурсов?» и «как снизить негативный эффект столь мощного хозяйственного воздействия на биосферу?». Завершаться подробным рассмотрением разработанных в последние два-три десятилетия способов устойчивого развития, которые требуют специальной подготовки кадров и в то же время должны быть известны каждому гражданину [2].

Признавая очевидный прогресс в развитии содержания экологического образования за последнее десятилетие, мы не должны забывать об остающихся недоработках. К одной из них относится недостаточно проработанная естественнонаучная компонента междисциплинарной программы экологического образования. Стремясь создать образование, удовлетворяющее современным требованиям переориентации общества на посильный анализ последствий ускоряющего развития человечества, мы фактически ставим перед собой две сверхзадачи – научить людей разбираться:

  1. В природных процессах, лежащих в основе существования биосферы;
  2. В социальных процессах, от которых зависит благополучие и устойчивость общества.

В высшей школе экологическое образование должно получить развитие в двух основных направлениях:

  • как общеобразовательная парадигма устойчивого развития, согласно которой каждый профессионал, вне зависимости от специфики выбранной профессии, должен в полной мере обладать необходимыми качествами: социальной ответственности, инициативности, прогнозирования развития ситуаций, способностью формулировать проблемы и искать пути их решения, терпимостью к альтернативным суждениям в сочетании с активностью разъяснения собственной позиции;
  • как профессиональная сфера умений, знаний и навыков, соответствующая выбранному профилю специализации.

Целью экономического образования является становление и развитие экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Воздействие человека на природную среду в процессе хозяйственной деятельности по масштабам, извлекаемых и перемещаемых пород, преобразование рельефа, перераспределения поверхности и подземных вод и т.д. сопоставимы с географическими процессами. Люди постоянно занимаются преобразованием природы, поэтому очень важен комплексный подход к разработке, внедрению новых методов очистки и выбросов в биосферу и утилизации отходов производства. Экологическая безопасность во многих странах и ее развитие имеют 3 важных аспекта:

  1. Социально-экономический. Экологическое образование необходимо как для специалистов в области охраны окружающей среды, так и для всего населения в целом.
  2. Естественнонаучный. Это специализированный комплекс научных проблем (разработок), направленных на защиту окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов во всех трех составляющих биосферы.
  3. Технико-технологический аспект - внедрение в промышленность научных разработок.

Многолетнее игнорирование этой логической цепочки (образование-наука-производство) привело к тому, что в настоящее время в России обострился конфликт между производственной и иной деятельностью человека и возможностью самосохранения природы. В связи с тем, что в нашей стране законодательно провозглашен приоритет жизни и здоровья человека по отношению к результатам его производственной деятельности, экологическое образование населения, разработка новых и усовершенствование существующих технологических процессов должны стать для государства первоочередными задачами. Человечество за последние сто лет прошло несколько этапов в оценке проблемы выборов. На первом этапе (примерно до середины ХХ столетия) люди бессознательно или сознательно считали, что природа все выбросы «переварит». На втором этапе основным мероприятием стали считать очистку воздуха и воды от выбросов.

В России и сегодня, по мнению большинства технических специалистов, считают основным средством снижения выбросов проектирование новых процессов и агрегатов с очисткой газов и воды. Причина этого - незнание одного из законов хозяйственной деятельности человека - неустранимости отходов и побочных воздействий хозяйства. В любом хозяйственном цикле образующиеся отходы и возникающие побочные эффекты неустранимы. Они могут лишь быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве. Суммарное количество отходов в виде вещества, энергии и побочных эффектов фактически постоянно. В производственных циклах меняется лишь их место возникновения, время образования, физико-химическая или биологическая форма. Поэтому очистка газов или воды как изменение физико-химической формы вещества и перемещение загрязнения в пространстве не может дать эффекта, так как энергетические расходы возрастают. Локально она может быть полезной, но глобально и в длительном интервале времени неэффективна: выигрыш, получаемый в одном месте, погашается проигрышем, возникшим в другом месте. Однако системы очистки первичны, они легко внедряются административным путем, создают иллюзию чистоты производства. Недостатком такого подхода является отсутствие связи между производителями выбросов, (кто отвечает за них) и теми, кто организует очистку. Это порождает возможность сокрытия информации. Принципы «экологически чистого производства», ныне обязательные для действующих и особенно для вновь проектируемых производств, базируются на превентивном подавлении выбросов технологическими методами и минимизации образующихся отходов и выбросов. При этом мы отстаиваем идеологию эколого-экономической эффективности так называемых рециркуляционных технологий, обеспечивающих полный или частичный возврат компонентов. Это, с одной стороны, снижает нагрузку на окружающую среду, а с другой стороны, приносит дополнительный доход, обусловленный ресурсосберегающими методами очистки выбросов. Из трех составляющих биосферы, по мнению некоторых авторов, наибольший урон от производственной деятельности человека потерпела атмосфера.

Экологическое образование на наших глазах претерпело впечатляющую эволюцию. Оно начиналось со стремления воспитывать у людей любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам. Вскоре экологическое образование вобрало в себя еще несколько направлений, связанных с предотвращением загрязнения окружающей среды, утверждением здорового образа жизни и др. Наконец, в соответствии с внутренней логикой развития, экологическое образование переросло рамки экологической культуры и породило область, которую можно было бы назвать социальной культурой ХХI века, необходимой для успешной интеграции человечества, предотвращения социальных и экологических катаклизмов [3].

Современному образованию важно достойно принять вызов времени, требующий глубинного объединения естественных и гуманитарных знаний, для того, чтобы воспитывать человека, способного заботиться о будущем человечества, оставаясь на твердой почве достоверных знаний объективных законов существования природы и общества.

Список литературы

  1. Глазовский Н.Ф. Программа дисциплины «Устойчивое развитие» //Образование для устойчивого развития. Материалы семинара «Экологическое образование для устойчивого развития». Под ред. чл.-корр. РАН Н.С. Касимова. Изд-во «Ниверсум». Смоленск-Москва, 2004. – С. 103-112.
  2. Марфенин Н.Н., Попова Л.В. Задачи экологического образования в интересах устойчивого развития // «На пути к устойчивому будущему: проблемы экологического просвещения и образования». Тезисы докладов ХI Международной конференции по экологическому образованию 22-24 июня 2005. Изд-во «Владимир Полиграф». Владимир, 2005.- С. 22-30.
  3. Фридман В.С., Еремкин Г.С., Репин С.В. Образование в области устойчивого развития: роль интерактивных методов и Интернет-среды (на примере курса лекций «Биосфера и человечество») // Человечество и окружающая среда. Материалы Междунар. научно-практ. конф. МГУ-СУНИ. М.: Изд-во МГУ, 2004.- С. 66-70.