Применение проектных методов обучения на уроках ОБЖ в школе

№104-1,

Педагогические науки

Статья посвящена проектной деятельности и ее влиянию на учащихся на уроках ОБЖ. Автор подчеркивает значимость данной темы, ссылаясь на заинтересованность учеников и эффективное усвоение учебного материала, благодаря применению проектного метода обучения на уроках ОБЖ.

Похожие материалы

Вместе с тем, как стремительно развиваются современные информационные технологии в сегодняшней жизни, всё большей популярностью пользуются различные инновационные формы образовательной деятельности. Одной из таких форм является так называемый «метод проектов». Этот метод зародился в самом начале XXI века в Америке, и поначалу был тесно связан с популярными в том время различными идеями гуманистической направленности в таких отраслях как образование и философия, которые были разработаны известным педагогом и философом Джоном Дьюи. Этот метод в последнее время часто применяется в процессе изучения школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и под его определение попадают все существующие учебные приемы, используемые для решения различных учебных задач. Также обязательным моментом подобной проектной деятельности будет являться презентация полученных в процессе работы выводов. [1; с.51].

Первостепенной задачей подобной проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ в школе можно считать повышенный процент усваивания образовательного материала, и при этом неотъемлемой частью является развитие различных способностей школьников, в первую очередь, творческих. Такая инновационная форма образовательной деятельности дает возможность как можно более всесторонне и углубленнее изучить и запомнить пройденный в школе материал. Между уже традиционными методами и сравнительно новой проектной деятельностью разница состоит в том, что инновационная проектная деятельность повышает мотивацию в образовательном и учебном процессе. Она более интересна и творчески направлена, отличается нетрадиционной подачей материала. Благодаря этому методу, ученик выступает в роли добытчика знаний и заинтересован в нетрадиционной и интересной подаче своего материала. Он не только получает здесь знания, но и старается донести их до своих слушателей. То есть, активное сочетание в образовательном процессе как традиционных форм обучения, так и инновационных, так называемое партнерство в работе учителя и ученика, продуктивное сотрудничество в проектной деятельности позволяет достичь значительных результатов при изучении школьного курса ОБЖ.

Применение такого вида образовательной деятельности в школьном курсе ОБЖ предполагает активное решение конкретных задач, которые представлены в идее проекта. За время создания проекта учащиеся могут использовать в своей работе как один, так и несколько видов деятельности по своему усмотрению. К таким видам относятся творческая, учебная, познавательная, исследовательская и другие виды деятельности. Особое значение здесь приобретает творческая сфера. Именно поэтому на школьных уроках ОБЖ существенно увеличивается актуальность использования такого метода проектов, т.к. этот метод позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческую деятельность школьников. Ученики за время выполнения проекта должны продемонстрировать свой собственный взгляд на поставленную проблему, а также определить пути поиска действенных способов её решения. К задачам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), основанный на личностно-ориентированном обучении относятся м задачи выявления и развития творческих способностей учеников [2; с.12]. Это непосредственным образом влияет на комплексную подготовку учащихся для их будущей профессиональной деятельности. Не вызывает сомнений, что участие в подобных образовательных экспериментах позволяет детям наиболее полно раскрыть и показать свой творческий потенциал. Метод проекта можно применять индивидуально, но предпочтительнее будет использовать его в группе, что позволит развить умения и навыки коллективного планирования и обсуждения, совершенствует умение взаимодействия и коммуникации с разными людьми.

Для начинающего школьного учителя ОБЖ подобный метод проекта — прежде всего эффективный способ подачи и закрепления как нового, так и пройденного материала, и еще интеграции как дидактического принципа образования. Когда идет речь о профессиональной подготовке школьного учителя ОБЖ, проектная деятельность приобретает особое значение, потому что большое внимание при реализации проектных методов имеет мастерство учителя.

При подготовке и организации проектных методов учителю школьного курса ОБЖ необходимо придерживаться следующих принципов:

Во-первых, педагог обязан обеспечить своих учеников заданием, которое соответствует их возрасту и уровню интеллектуального развития.

Во-вторых, необходимо заранее определить и подготовить тематику будущих проектов, которые соответствуют программе образования текущего учебного года. Кроме того, обязательным условием является организация необходимых условий для исполнения проектов учениками, к которым относятся раздаточные материалы, оборудование, соответствующая литература, технические и иные приспособления.

Со своей стороны учитель должен вести активную подготовку к школьному проекту. При выборе темы обязательно учитываются самостоятельные предложения учеников, их личные интересы и предпочтения, поощряются замечания и уточнения детей, ни в коем случае не навязывается тематика будущих проектов. Значимой и немаловажной частью работы учителя с учащимися является подбор источников для проекта по выбранной теме с использованием актуальной литературы последних лет, консультации учащихся.

Проекты можно разделить по характеру деятельности, доминирующей в работе: прикладной проект предполагает заранее известные результаты деятельности учащихся, при этом чаще всего предполагается создание плана работы [3; с.76]. Исследовательская деятельность учеников подразумевает поиск решения исследовательских задач, результат которых заранее не известен ни учителю, ни ученику. Учебный телекоммуникационный проект — это вид учебно-познавательной деятельности, которая базируется на совместной компьютерной телекоммуникации между учениками и партнерами, при этом имеет общую цель, общие методы и задачи работы.

Проектные задания по своей продолжительности можно разделить на 2 вида: долгосрочные, которые используются после изучения определенного раздела учебной программы и краткосрочные, которые рассчитаны не более чем на 1-2 урока.

Планирование проектной деятельности в школьном курсе ОБЖ ведется в строгом соответствии с содержанием программы образовательного учреждения. Для образца можно привести примерные темы проектов предмету ОБЖ в 5 классе: «Правила эвакуации при пожаре в школе», «Правила безопасности при террористических атаках», «Терроризм и причины его возникновения», «Безопасность школьников на дорогах», «Правила поведения при угрозе и во время наводнения», «Поведение при чрезвычайных ситуациях», и т.д.

Совместная работа педагога с учащимися проходит в несколько этапов:

  1. Поиск и определение проблемы;
  2. Составление плана работы;
  3. Поиск и анализ необходимой информации;
  4. Непосредственная работа над проектом;
  5. Оформление и защита готового проекта.

Учитель осуществляет непосредственное и внимательное руководство на всех этапах работы.

Предлагаем примерную технологическую карту описания работы над проектом.

Таблица 1. Технологическая карта работы.

1.

Описание будущего проекта.

Определение темы проекта. Определить класс, в котором будет осуществляться проект. Определить, когда будет проводиться проект во время учебной/внеурочной деятельности. Сроки работы над проектом.

2.

Цель и задачи проекта.

Определение цели проекта. Задачи могут включать в себя следующие аспекты:

— актуализация ЗУН, которые имеются у учащихся по данной теме проекта.

— обучение планированию проекта, постановке цели, умение применять полученные знания на практике.

— обучение корректировке проекта для достижения наилучшего результата работы.

— обучение обнародования результатов своего исследования, публичная защита проекта.

3.

Обязанности учителя при подготовке проекта.

Организация групповой/индивидуальной работы над проектом. Учитель предлагает эффективные методы работы (сравнение, анализ, классификация, обобщение, системный метод, моделирование и т.д.)

Разработка критерия оценивания работ учащихся:

— активное участие учащихся при групповой работе над проектом;

— навык коллективной работы школьников;

— умение отстаивать и аргументировать свое мнение по заданной теме;

— умение правильно отвечать на вопросы по теме проекта.

Составление плана работы над проектом.

4.

Работа над проектом.

Ученики осуществляют работу над проектом, учитель проводит консультации, дает советы, направляет деятельность учеников.

5.

Защита готового проекта.

Защита проекта может осуществляться в разных формах: традиционная демонстрация проекта, выполненная с помощью ИТ (презентация Microsoft PowerPoint ); научный доклад, иллюстративный метод, инсценировка, деловая игра, отчет о проделанной работе, конкурс и пр.

6.

Рефлексия.

Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

— Понравилось ли им работать над проектом?

— Было ли трудно работать над конкретной темой?

— Понравилось ли работать с другими ребятами как коллектив?

7.

Выводы учителя о проделанной работе.

Оценивается эффективность проективного метода на уроках ОБЖ.

Публичная презентация и защита собственного проекта имеет немаловажное значение для учеников, т.к. они приобретают столь необходимые личностные и образовательные навыки выступления перед аудиторией. При этом публичное выступление способствует развитию умения грамотно и аргументировано отстаивать свою собственную точку зрения. Для успешной защиты проекта рекомендуется использовать презентации Microsoft PowerPoint, таблицы, фотографии, рисунки, буклеты, иллюстрированные плакаты, видеофильмы, и другие визуальные средства, в т.ч. изготовленные своими руками.

Проектная деятельность состоит из нескольких этапов: выбор темы, определение цели и задач проекта, составление плана работы, на который ученики будут опираться в своей работе, поиск подходящих материалов, непосредственная работа над проектом и его защита. Помимо этого, сюда можно отнести входит рефлексию, выводы и анализ о проделанной работе. На всех этапах работы педагог курирует проект, оставляя замечания, поощряя и мотивируя учащихся.

Проект оценивается учителем, в зависимости от ранее разработанных критериев оценки, при этом немаловажным фактом является мнение о проекте других учащихся.

Таким образом, проектная деятельность — это эффективный образовательный и педагогический прием, благодаря которому можно значительно повысить уровень мотивации учеников на уроке ОБЖ. Также использование подобного метод способствует большей самостоятельности учеников, ими осуществляется самостоятельный поиск и анализ необходимой информации из самых разнообразных источников.

Проектная деятельность способствует более полному усваиванию и закреплению изученного материала, что и является её целью. Метод проектов стимулирует сразу несколько видов деятельности, особенно творческую: ученикам предлагается определить проблему и искать возможности нестандартно ее решить, реализуя свой творческий потенциал.

Проектные методы при использовании на уроке ОБЖ способствует развитию системного мышления, навыков работы в коллективе. Ученики делают свои первые шаги в науку, развивая умения и навыки проектных исследований. Здесь крайне необходимо поддержать заинтересованность школьников в подобной проектной деятельности, в связи с чем методы проектной деятельности можно считать эффективными и продуктивными при использовании на уроке школьного курса ОБЖ.

Список литературы

  1. Зеленкова Г.В. Значение проектной деятельности учащихся в формировании культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4. С. 50 – 52.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
  3. http://bg-prestige.narod.ru/proekt/. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»
  4. Зеленкова, Г.В. Значение проектной деятельности учащихся в формировании культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности // Здоровьесберегающее образование. – 2010. — № 4. – С. 50 – 52.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897Джонсонс, Дж. К. Методы проектирования. – М., 1986. – 326 с.
  6. http://bg-prestige.narod.ru/proekt/. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»
  7. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  8. Зуев, А.М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни.– 2014.– №1.– С. 36-41.
  9. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.– М.: АРКТИ, 2003.
  10. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках.– М.: «Аспект Пресс», 2000.
  11. Полат, Е.С., Бухаркина, М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.– М., 2004.
  12. Петрова, В. Метод проектов.– М., 1995.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413