Электронные учебники — будущее электронного обучения

№112-1,

педагогические науки

В статье приводится обоснование применения электронных учебных материалов для формирования электронного обучения. Обосновано применение электронных учебных изданий на основе анализа их преимуществ перед печатными изданиями.

Похожие материалы

Образовательный процесс ориентирует в современной передовой высшей образовательной организации к адаптивному, персонализированному обучению сопровождающимся электронными учебными материалами. Электронный документооборот — будущее для современного общества и система образования не является исключением. Обучение реализует различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии — электронное обучение.

Электронное обучение обеспечивается благодаря информационной электронной сети, а содержание — укомплектованием электронными учебными материалами: учебными и учебно-методическими пособиями, учебниками, справочниками, т. д.

Электронные учебные и методические материалы являются мультимедийными электронными изданиями и методическими пособиями с дополненной реальностью, конечно же, содержат интерактивный компонент: активный глоссарий с гиперссылками, подсказки, видео-файлы, справочный материал, тесты, интерактивные лабораторные работы, тренажеры, др.. Данные пособия образуют основу методических материалов электронного учебно-методического комплекса учебной дисциплины (см. рис. 1).

Основа электронного учебно-методического комплекса дисциплины
Рисунок 1. Основа электронного учебно-методического комплекса дисциплины

Электронные учебные материалы в отличие от печатной учебной литературы имеет ряд существенных преимуществ:

  • достаточность обеспечения материалом учебной дисциплины;
  • насыщенность информационного содержания;
  • вариативность содержания;
  • интерактивность;
  • мультимедийность;
  • возможность самоконтроля изученного материала;
  • доступность — интуитивно понятный интерфейс;
  • разнообразие форм представления учебной информации;
  • комплексность и системность подхода;
  • ориентация на всех участников образовательного процесса;
  • управление учебным процессом.

Электронное обучение развивается в нескольких направлениях:

  • источник учебной информации (рис. 2);
  • источник научного познания;
  • источник дополнительного обучения, поскольку у каждого обучающегося персонализируется учебный процесс для выстраивания индивидуальных учебных траекторий;
  • инструмент оперативного автоматизированного контроля полученных знаний, который обеспечивается тестами;
  • источник электронных информационных ресурсов;
  • система организации и управления в комплексе;
  • экономический эффект не связанный с временными рамками;
  • источник организации самостоятельной работы обучающегося и развития самостоятельности;
  • источник саморазвития — возможность адаптации изучаемого материала пособия к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого.
Интерфейс электронного мультимедийного издания
Рисунок 2. Интерфейс электронного мультимедийного издания

Обучение, основанное на информационных технологиях, базируется на технической инфраструктуре как инструменте для размещения и представления учебной информации: мобильные средства, планшеты, компьютеры. Современные технологии обучения, базирующиеся на повсеместном использовании вычислительной техники, потенциально обладают колоссальными возможностями. Интерактивный мультимедиа курс дает возможность интегрировать различные среды представления информации — текст, статическую и динамическую графику, видео и аудио записи в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником учебного процесса, поскольку выдача информации происходит в ответ на соответствующие его действия.

Таким образом, любая новая форма обучения требует создания психолого-педагогической основы, которая воздействует на успешность и качество обучения.

Список литературы

  1. Кропотова Н.А., Горинова С.В. Анализ адаптивного управления процессом подготовки специалистов техносферной безопасности // Сборник XIII Международной научно-практической конференции, посвященной году культуры безопасности «Пожарная и аварийная безопасность» Ч. 2. Иваново, ИПСА ГПС МЧС России, 2018. — С. 323 — 327.
  2. Кропотова Н.А. Апробация личностно-ориентированного подхода по дисциплине «Прикладная механика» // Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности: сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. — С. 106 — 109.
  3. Кропотова Н.А. Реализация адаптивного профессионально-ориентированного подхода при подготовке специалистов пожарной охраны // Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию высшего аграрного образования в Ивановской области. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА, 2018. — С. 1247 — 1249.
  4. Кропотова Н.А. Особенности управления технической подготовкой специалистов техносферной безопасности // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. — С. 455 — 460.
  5. Кропотова Н.А. Инновационная педагогическая модель NTV // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. — С. 171 — 173.