Исследование процесса формирования двигательных навыков (на примере бокса)

№113-1,

педагогические науки

В данной работе рассматривается вопрос основных двигательных особенностей навыков скрытого периода сложной реакции, быстроты движения, точности попадания, ударной резкости и "чувства дистанции" при выполнении левого и правого прямых ударов. Определения динамики развития исследуемых особенностей и их взаимодействия в процессе формирования двигательных навыков. Эффективности процесса формирования двигательных навыков с учетом выявленных закономерностей, путей рациональной организации процесса обучения и тренировки.

Похожие материалы

Автор указывает, что двигательные навыки боксера представляют собой действия, осуществляемые по типу сложных реакций. Процесс их формирования характеризуется волнообразными изменениями скрытого периода и двигательной части реакции.

Становление двигательной части реакции определяется сдвигами в точности нанесения ударов, быстроте движения его ударной резкости:

  1. Nочность нанесения ударов претерпевает относительно самые малые изменения — в первые полгода отклонения от центра цели сокращаются с 53/42 до 38/34 мм, затем наблюдается некоторое ухудшение точности до 46/42 мм и только в последующие годы вновь намечается незначительное улучшение до 37/32 мм; основной причиной имеющей место неточности является отсутствие должного совершенства нервно-мышечных координаций;
  2. Быстрота ударных движений в первые 2-3 месяца занятий повышается только для левого удара с 143 до 135 м/сек, для правого остается неизменной; к концу первого года наблюдается увеличение этого времени до 145/184 м/сек, и только в процессе дальнейшей многолетней подготовки оно вновь сокращается до 130/158 м/сек. Основной причиной подобных изменений быстроты движений является использование преимущественно больших нервно-мышечных напряжений;
  3. Резкость ударов определяется изменениями ударной силы и времени действия этой силы на поражаемую цель. В первый месяц занятий новички наносят удары с силой до 79/120 кг, но при этом велико и время действия этой силы на цель — 82/58 м/сек, и удар, таким образом, носит толкающий характер. Затем наблюдается некоторое уменьшение и силы и времени действия этой силы, в результате резкость ударов остается примерно прежней. В последующие годы происходит значительное повышение её за счет преимущественного увеличения силы ударов, а также сокращение времени действия этой силы на поражаемый объект. Основная причина этих изменений кроется в повышении конечной скорости ударов, обусловленной преимущественным использованием больших нервно-мышечных усилий.

Скрытый период сложной двигательной реакции составляет основную часть быстроты ударных действий (64-66%) и в процессе учебно-тренировочных занятий подвергается наибольшим изменениям и всех временных характеристик ударов:

  1. В первые 2-3 месяца занятий во время реакции сокращается с 414/420 до 360/370 м/сек, затем наблюдается некоторый застой результатов и к концу первого года их снижение до — 399/408 м/сек;
  2. На 2-3-м годах занятий и в последующем происходит систематическое сокращение времени сложного реагирования до 330/350 м/сек.

Быстрота реагирования и сила ударов находятся в существенной отрицательной взаимозависимости (0,59-0,70), снижающейся по мере формирования навыков. Психологической основой этой взаимосвязи является вынужденное распределение внимания на сенсорный и эффекторный моменты реакции.

Использование выявленных закономерностей в практике начального обучения вносит существенные коррективы в динамику становления основных двигательных навыков боксера:

  1. Существенные изменения двигательной части реакций определяются повышением точности с 45/42 до 27/25 мм, быстроты — на 8/12 м/сек; резкость возрастает за счет увеличения ударной силы с 40/46 до 60/88 кг и сокращения времени действия этой силы на цель с 56/50 до 37/33 м/сек;
  2. Скрытый период реакции благодаря систематическому закреплению движений в условиях боевой обстановки также значительно сокращается — от 354/365 до 308/305 м/сек;
  3. Существенно возрастает стабильность навыков, преимущественно за счет быстроты и резкости ударов.

Дальнейший процесс формирования боевых действий целесообразно осуществлять по пути усложнения реагирования заученными движениями.

Сила ударов является результатом точности и быстроты соответствующих движений; в процессе обучения и тренировки она изменяется больше всех других двигательных навыков, поэтому не требует специальной направленности внимания занимающихся на её развитие.

Резкость ударов как кратковременное действие силы на поражаемый объект, в случае необходимости целесообразно повышать за счет сокращения времени действия силы на поражаемую цель.

Это сокращение без ущерба для силового эффекта возможно при условии развития высокой скорости соответствующих движений и хорошего «чувства времени», т.е. на более позднем этапе специальной подготовки.

Использование реагирующей аппаратуры для определения двигательных возможностей боксера способствует целенаправленности в работе, конкретизации деятельности, повышению активности занимающихся и эффективности учебно-тренировочного процесса в целом.