Возрастные особенности формирования двигательных навыков у подростков

№115-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается вопрос о возрастных особенностях формирования двигательных навыков у детей 11-15 лет и их зависимость от методики обучения. При исследовании данного вопроса применялись такие методы, как педагогические наблюдения, обобщен опыт работы с юными спортсменами, проведена кинофоторегистрация гимнастических упражнений и педагогический эксперимент с использованием пневмографии и статистической обработки материалов исследования. В статье указаны, что двигательные навыки спортивной гимнастики у детей по мере становления сравнительно быстро закрепляются и обладают большой устойчивостью к перерывам в обучении и действию других сбивающих факторов. Устойчивость навыков у мальчиков несколько выше, чем у девочек. С возрастом мальчики быстрее овладевают звеньями относительно сложных двигательных навыков, но точность движений у них после 13 лет нередко понижается. У девочек двигательные способности заметно развиваются до 12 лет, после 12 лет нередко девочки с трудом овладевают не только деталями, но и технической основой двигательных навыков.

Похожие материалы

Автором изучались возрастные особенности формирования двигательных навыков у детей 11-15 лет и их зависимость от методики обучения.

Для решения поставленных задач автором были использованы педагогические наблюдения, обобщен опыт работы с юными спортсменами, проведена кинофоторегистрация гимнастических упражнений и педагогический эксперимент с использованием пневмографии и статистической обработки материалов исследования.

В выводах автор указывает, что основные закономерности формирования двигательных навыков у подростков 11-15 лет и взрослых не имеют существенных различий. Процесс становления двигательных навыков у подростков, как и у взрослых, протекает волнообразно, и ему свойственна определенная фазность. Условно можно выделить 3 фазы: начальную фазу, фазу развития (уточнения) и фазу стабилизации двигательного навыка.

Возрастные особенности процесса формирования двигательных навыков у подростков определяются главным образом в характере протекания отдельных фаз этого процесса.

В упражнениях, доступных для детей среднего школьного возраста, начальная фаза становления двигательного навыка по своей длительности обычно бывает короче последующих фаз. При рациональной методике обучения подростки, как правило, успешно овладевают основой (ведущими звеньями) двигательного навыка. Однако начальная стадия обучения протекает у них в среднем несколько медленнее, чем у взрослых.

Наиболее продолжительной и трудоемкой является стадия, связанная с уточнением деталей двигательного действия (фаза развития двигательного навыка). Тонкая дифференцировка движения, требующая определённой собранности и настройки, обычно бывает трудной задачей для детей. Из-за недостаточного двигательного опыта и физических возможностей фаза стабилизации двигательного навыка у детей часто наступает раньше, чем удаётся достигнуть отличного выполнения упражнения.

Двигательные навыки спортивной гимнастики у детей по мере становления сравнительно быстро закрепляются и обладают большой устойчивостью к перерывам в обучении и действию других сбивающих факторов. Устойчивость навыков у мальчиков несколько выше, чем у девочек. С возрастом мальчики быстрее овладевают звеньями относительно сложных двигательных навыков, но точность движений у них после 13 лет нередко понижается. У девочек двигательные способности заметно развиваются до 12 лет, после 12 лет нередко девочки с трудом овладевают не только деталями, но и технической основой двигательных навыков.

Ход становления двигательных навыков у детей в значительной степени зависит от методики обучения:

а) процесс формирования двигательного навыка у детей облегчается и ускоряется при применении специально подобранных подготовительных упражнений. При обучении подростков сложным элементам упражнений целесообразно, чтобы изучение подводящих упражнений предшествовало показу и объяснению основного упражнения;

б) в начальной стадии обучения надо сохранять постепенные условия обучения по мере освоения и закрепления основных звеньев двигательного навыка. Полезно условия обучения менять и систематически возвращаться к прежним условиям;

в) на ход становления навыка оказывает влияние количества повторений упражнения. Чрезмерное повторение утомляет детей, снижает интерес к занятиям и не дает желаемого эффекта. При недостаточном количестве повторений процесс формирования навыка затягивается. При обучении подростков относительно сложным гимнастическим элементам необходимо в начальной стадии обучения повторять упражнение 5-8 раз в течение одного занятия. В начале второй стадии обучения при активности занимающихся количество повторений можно увеличить до 10-12 раз;

г) на второй стадии обучения (при обработке деталей техники) у детей нередко снижается интерес к разучиванию упражнений (особенно у мальчиков). Поддержанию интереса в этот период способствует применение различных методических приемов, среди которых следует выделить следующие: изменение условий обучения, выполнение упражнений на оценку и особенно соревновательный метод.