Влияние специальной тренировки вестибулярного анализатора на двигательные функции юных гимнасток

№115-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается вопрос о влиянии специальной тренировки вестибулярного анализатора на двигательные функции юных гимнасток. Целью данной работы является определение влияния специальной вестибулярной тренировки на двигательные функции — на точность дифференцирования движения по его основным характеристикам (временной, силовой и пространственной), на проявление качеств двигательной деятельности (ловкости, быстроты и силы), на формирование некоторых двигательных навыков. Мы пришли к выводу о том, что между степенью устойчивости вестибулярного анализатора и качеством выполнения сложных гимнастических упражнений, насыщенных угловыми ускорениями, обнаруживается прямая зависимость. Гимнастки с высокой устойчивостью вестибулярного анализатора более качественно выполняют сложные повороты в художественной гимнастике и включают их по нескольку раз в свои произвольные упражнения без предметов. Следовательно, некачественное выполнение сложных поворотов отмечается у спортсменок с низкой вестибулярной устойчивостью. Эти гимнастки насыщают свои произвольные комбинации в основном элементами другого характера.

Похожие материалы

Автор поставил задачи: установить, зависит ли качество выполнения сложных гимнастических упражнений, насыщенных угловыми ускорениями, от степени устойчивости вестибулярного анализатора; исследовать изменение устойчивости вестибулярного анализатора под влиянием специальной (гимнастической) подготовки; определить влияние специальной вестибулярной тренировки на двигательные функции — на точность дифференцирования движения по его основным характеристикам (временной, силовой и пространственной), на проявление качеств двигательной деятельности (ловкости, быстроты и силы), на формирование некоторых двигательных навыков.

Из методов исследования, кроме общего медицинского осмотра, испытуемые (дети) проходили осмотр лор-органов и проведение специальных проб.

Автор пришел к выводу, что между степенью устойчивости вестибулярного анализатора и качеством выполнения сложных гимнастических упражнений, насыщенных угловыми ускорениями, обнаруживается прямая зависимость. Гимнастки с высокой устойчивостью вестибулярного анализатора более качественно выполняют сложные повороты в художественной гимнастике и включают их по нескольку раз в свои произвольные упражнения без предметов. Некачественное выполнение сложных поворотов отмечается у спортсменок с низкой вестибулярной устойчивостью. Эти гимнастки насыщают свои произвольные комбинации в основном элементами другого характера (без вращений).

Вестибулярная функция у девочек 11—12 лет характеризуется высокой адаптационной способностью. Однако эффективность тренировки устойчивости вестибулярного анализатора в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей организма тренирующихся.

Устойчивость вестибулярного анализатора детей при различных направлениях вращения (вправо и влево в кресле Барани, вперед в кресле конструкции автора при прямом положении головы) у одного и того же лица далеко не одинакова.

Специальные упражнения, воздействующие на полукружные каналы во всех трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и упражнения с быстрым перемещением тела, преимущественно влияющие на аппарат и применяемые с учетом детского возраста в качестве дополнительного материала являются эффективным средством, позволяющим в относительно короткий период достигнуть высокой степени устойчивости вестибулярного аппарата

Занятия спортивной гимнастикой по программе «Юного гимнаста», проводимые по общепринятой методике обучения и тренировке, дали некоторый тренировочный эффект в развитии вестибулярной устойчивости, но в значительно меньшей мере.

В определенной зависимости от степени устойчивости аппарата находится точность дифференцированных движений к пространству. Чем выше тренированность, тем точнее протекает процесс.

Возникающие при адекватных раздражителях различные вестибулярные рефлексы оказывают влияние на качества — ловкости, быстроты и несколько меньшей силы. Проявление указанных качеств у юных гимнасток с хорошо тренированным вестибулярным анализатором протекает более совершенно, нежели у гимнасток с низкой вестибулярной устойчивостью.

Имеется определенная зависимость качества двигательного навыка от устойчивости вестибулярного анализатора к адекватному раздражителю.

Юные гимнастки с более высокой вестибулярной устойчивостью значительно быстрее, успешнее усваивают и закрепляют двигательные навыки, выполняемые на фоне вестибулярных раздражений, а, следовательно, имеют и лучшие показатели в их оценке. У девочек, ранее занимавшихся гимнастикой только по общепринятой методике обучения и тренировке и обладающих меньшей вестибулярной устойчивостью, гимнастические навыки формируются менее успешно.

Для достижения наибольших результатов в спортивной гимнастике целесообразно в качестве Дополнительного материала к программе включать специальные упражнения для развития вестибулярной устойчивости, учитывая влияние вестибулярных раздражений не только на выполнение того или иного двигательного навыка, но и на уровень совершенствования отдельных компонентов (степень дифференцирования движений и проявление качеств двигательной деятельности), лежащих в его основе.