Решения по поддержанию функциональности пожарного автомобиля, находящегося в боевом расчете

№116-1,

технические науки

В статье рассмотрены основные эксплуатационные характеристики пожарной техники, основные режимы работы и их соотношение по причинам отказов техники. Автором обоснованы решения по поддержанию функциональности пожарной техники, которая находится в боевом расчете.

Похожие материалы

Переводя алгоритм действий пожарных-спасателей в разряд вероятностных задач, можно сформулировать целевую функцию деятельности оперативных подразделений. А именно: при пожаре, возникшем в одном из ранее неизвестных мест в произвольный момент времени в неизвестном объеме, доставить в возможно короткое (минимальное) время достаточное количество квалифицированного персонала (личного состава), технических средств и огнетушащих веществ, организовать спасание пострадавших и тушение пожара.

Так, для пожарного автомобиля (ПА), по мнению Ю.Ф. Яковенко и В.В. Пивоварова, категорию «эффективность» следует рассматривать, в соответствии с системным подходом, как минимизацию целевой функции его функционирования, представленной в виде многофакторной модели

U = f(\tau _{1}, \tau _{2}, \tau _{3}, \tau _{4}, \tau _{5}, \tau _{6})\rightarrow min

где U — оптимизируемый параметр (количество жертв, травмированных, величина материального ущерба от пожара); τ1 время от получения сообщения о пожаре до выезда ПА из депо; τ2 – время следования к месту пожара (вызова); τ3 – время развертывания сил и средств на пожаре; τ4 – время локализации пожара; τ5 – время ликвидации горения и проведения аварийно-спасательных работ (АСР); τ6 – время сбора, свертывания сил и средств после ликвидации пожара.">">">

В тоже время известно, что минимальный процент пожаров развивается по типу взрыва — в помещениях с горючими жидкостями, газами и т.п. Наиболее встречающиеся пожары имеют начальную стадию, которая характеризуется медленным нарастанием температур и состава газовой среды (дымовыделение) в объеме помещения. Именно при ликвидации подобных пожаров применяется оперативная пожарно-спасательная техника.

Исходя из изложенного и выражения целевой функции следует, что в качестве основного показателя эффективности использования ПА, эксплуатируемых в Курской области целесообразно принять оперативность, т.е. временные характеристики его функционирования, например среднее время прибытия (рис. 1).

Среднее время прибытия подразделений
Рисунок 1. Среднее время прибытия подразделений

Также из выражения целевой функции следует, что процесс поиска решения характеризуется последовательным улучшением наихудшего, с позиции выполнения заданных тактико-технических требований ПА, выходного параметра.

С применением системного анализа появилась возможность поиска конструктивно-компоновочных технических и эксплуатационных решений для достижения поставленной цели — повышения адаптации парка ПА исполнения У к низкотемпературным условиям.

Таким образом, на ПА, как на систему и объект адаптации действуют входные, управляющие и случайные факторы (рис. 2).

Факторы, действующие на пожарный автомобиль
Рисунок 2. Факторы, действующие на пожарный автомобиль

Поступающий на вооружение ПА обладает определенным уровнем качества, заданным при проектировании, обеспеченным при производстве и поддерживаемым при эксплуатации.

При эксплуатации ПА его качество характеризуется уже не заданными, а реализуемыми показателями (рис. 3), т.е. количественными характеристиками свойств ПА, рассматриваемые применительно не к стандартным (нормальным — температура воздуха 298 К (+25 °С), барометрическое давление 750 мм. рт. ст., относительная влажность воздуха ̶ 50 %, дорога прямолинейная, горизонтальная с цементобетонным или асфальтобетонным гладким покрытием), а к конкретным условиям его оперативного использования.

Роль адаптивности в формировании реализуемых показателей качества при эксплуатации пожарных автомобилей
Рисунок 3. Роль адаптивности в формировании реализуемых показателей качества при эксплуатации пожарных автомобилей

Именно реализуемые показатели характеризуют эффективность применения ПА. Однако эти показатели могут значительно отличаться от номинальных, определяющих качество нового ПА в стандартных условиях эксплуатации.

Проведенный анализ конструктивно-компоновочных решений поста технического обслуживания и парка ПА сквозь призму различных критериев ее надежности и работоспособности в экстремальных условиях приведена на рис. 4.

Структурно-функциональная схема связей при решении эффективности функционирования ПА
Рисунок 4. Структурно-функциональная схема связей при решении эффективности функционирования ПА

Таким образом, условия эксплуатации при своем изменении выявляют специфическое свойство ПА ̶ приспособленность (адаптивность). Так же, как надежность не проявляется для нового автомобиля (разумеется, если нет брака при его производстве), так и приспособленность не проявляется в постоянных стандартных условиях функционирования. В этих условиях потребительские свойства технически исправного ПА имеют номинальные значения. Однако при изменении условий эксплуатации, отличии их от стандартных, потребительские свойства изменяются. Степень этих изменений различна для автомобилей разных марок и моделей, что является проявлением различного уровня приспособленности.

Следовательно, эффективная адаптация ПА к низкотемпературным условиям, повышение тактико-технических характеристик оперативной специальной мобильной техники, наряду с применением других технических решений: систем сигнализации, а также систем геофизического позиционирования, автоматизированных систем управления (АСУ) и систем связи пожарной охраны, введение новых решений в технологию, технику и тактику пожаротушения, научно-обоснованная дислокация пожарно-спасательных частей и отдельных постов в гарнизонах минимизируют привлечение для целей пожаротушения ресурсов пожарной охраны, обеспечит снижение количества жертв, травмированных и убытков от пожаров и ЧС.

Существующие подходы объективно ориентированы в основном на показатели, обеспечивающие функционирование ПА с минимальными затратами ресурсов. Это достигается также посредством поддержания технической готовности парка ПА исполнения У (проведение ТО и ремонтов) в пределах параметров, заложенных при их проектировании, обеспеченных при производстве и поддерживаемые при эксплуатации.

Ввиду недостаточной приспособленности парка, такие подходы не могут привести к существенному прогрессу в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений в течение всего календарного года. Для повышения эффективности предлагается разработать пост технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей на базе пожарно-спасательной части.

На наш взгляд, данная задача в виду действующего достаточно изношенного парка ПА будет иметь два стратегических решения:

  • организационно-контрольные — позволит поддерживать постоянный парк автомобилей пожарной охраны Курской области;
  • материально-технические — позволит упорядочить распределение финансовую деятельность и выделение первоочередности и порядка второй очереди для обеспечения ремонта пожарной техники, что в условиях стремительно стареющего парка ПА и хронического бюджетного недофинансирования второй путь особенно актуален;
  • унификация — позволит создать унифицированную структуру в территориальном органе субъекта;
  • системная инновационная деятельность — внедрение системного взаимосвязанного междисциплинарного подхода к ее решению и подразумевает повышение адаптации ПА к экстремальным условиям за счет реализации имеющих инновационную направленность научно-технических, технологических и организационно-управленческих решений способствующих модернизации действующего парка.

Список литературы

  1. Хлынин А.Ю., Кропотова Н.А. Пост технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей — надежность техники // Электромеханотроника и управление: пятнадцатая международная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Энергия-2020»: Материалы конференции. В 6 т. — Иваново: ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина», 2020. Т. 4. С. 99.
  2. Киселев В.В., Топоров А.В., Кропотова Н.А. Разработка мобильного комплекса для обслуживания, испытания и заправки баллонов дыхательных аппаратов сжатого воздуха // Сетевое издание «Пожарная и аварийная безопасность». — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. № 4 (15), 2019. С. 19 — 23. [Электронный ресурс] URL: http://pab.edufire37.ru/vypusk-4-2019.