Тенденции развития российского рынка услуг мобильной связи

№39-1,

Экономические науки

Данная статья рассматривает развитие рынка мобильной связи России в современных реалиях. Проанализированы основные факторы, оказывающие влияние на отрасль и определены основные тенденции рынка: необходимость маркетингового управления спросом и услугами-субститутами, ведение конкурентной борьбы в условиях концентрированной олигополии, усиление влияния внешней среды на деятельность организаций, изменение приоритетности продуктов. Выявленные тенденции рекомендуются к использованию при осуществлении стратегического планирования компаниям, оказывающим услуги в области мобильной связи.

Похожие материалы

Рынок сотовой связи это развивающийся и высокотехнологичный рынок, имеющий стратегическое значение для модернизации экономики, а инвестиции в инфраструктуру связи положительно сказываются на стратегическом развитии страны в долгосрочной перспективе. Цель исследования – выявление тенденций развития рынка мобильной связи, актуальных на 2015 год. Задачами исследования являются определение экономических тенденций и характеристик отрасли, выявления движущих сил развития и структуры рынка мобильной связи в России. Актуальность исследования заключается в том, что определение и понимание особенностей и тенденций рынка позволяет правильно оценивать ситуацию в отрасли и принимать верные управленческие решения.

Рынок мобильной связи в настоящее время является наиболее динамично развивающимся как в России, так и во всем мире. Темпы роста рынка услуг мобильной связи, а также текущая позиция в жизненном цикле отрасли представлены на рисунке 1 [2].

Динамика абонентской базы операторов сотовой связи России

Рисунок 1 - Динамика абонентской базы операторов сотовой связи России.

Составлено автором по данным АС&М consulting [2].

Первая в России сотовая сеть появилась в 1991 г., период с этого времени и до 2004 года для Российского рынка мобильной связи можно определить, как период становления рынка, в 2004 – 2006 г. происходил бурный рост отрасли, на данный момент, позиция рынка мобильной связи в жизненном цикле определяется как стадия зрелости, проникновение сотовой связи ежегодно увеличивается и на данный момент достигает 170%, что свидетельствует о высоком насыщении рынка.

На данном рынке существует острая борьба между операторами связи. Конкуренция носит региональный характер, и доля рынка операторов связи может существенно различаться от региона к региону. На 2015 год в отрасли представлены следующие наиболее крупные компании: ПАО «Мобильные Телесистемы» (МТС), ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» (Билайн), ООО «Т2 РТК Холдинг» (Tele2), ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» (Мотив), АО «СМАРТС-Самара» (Смартс), также услуги связи оказывают такие операторы как «WIN – Mobile», «Yota», «Летай», Aiva Mobile, «Сотел – ССБ», «Интертелеком», «Вайнахтелеком», «Тульская Сотовая Радиотелефонная Связь». На первый квартал 2015 года, операторы имеют доли рынка, представленные на Рисунке 2.

Доля операторов сотовой связи в России

Рисунок 2 – Доля операторов сотовой связи в России, %

Составлено автором, по данным Интерфакс [5].

Стоит отметить, что высокие входные барьеры затрудняют появление новых игроков в отрасли, как правило, имеют место преобразования и перераспределение долей существующих участников - одной из тенденций рынка сотовой связи можно назвать укрупнение операторов путем слияния и поглощения. Одним из многочисленных примеров слияния может служить создание четверного федерального оператора, путем объединения мобильных активов «Ростелеком» и «Tele2» на базе «Tele2», прошедшее в 2015 году. Описанная тенденция просматривается на Рисунке 3, иллюстрирующем динамику распределения долей рынка среди операторов сотовой связи.

Динамика распределения долей рынка среди операторов сотовой связи

Рисунок 3 – Динамика распределения долей рынка среди операторов сотовой связи

Составлено автором, по данным АС&М consulting [2].

Динамика коэффициента Херфиндаля-Хиршмана и Индексы концентрации рынка, рассчитанные для трех и четырех крупнейших операторов, применяющихся для определения уровня концентрации рынка приведены в Таблице 1.

Таблица 1 - Динамика коэффициента Херфиндаля-Хиршмана и Индекса концентрации

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2Q 2015

HHI

3 243

2 898

2 860

2 634

2 543

2 477

2 413

2 431

2 447

2 419

2 429

2 590

2 603

GR n=3

92

90

89

86

85

84

83

83

83

82

82

84

84

GR n=4

92

92

92

90

90

90

90

92

92

92

92

99

99

Составлено автором, по данным АС&М consulting [2]

Таким образом, по данным на 2003 год, рынок сотовой связи являлся высококонцентрированным монопольным рынком, по состоянию на 2015 год рынок является олигопольным рынком с высокой концентрацией (значение CR>70%; то же подтверждает и значение HHI, в соответствии с которым, рынок считается высококонцентрированным, при HHI>1800).

Для рынка телекоммуникаций характерна диверсификация, как правило, операторы связи оказывают услуги не только в части сотовой передачи данных, но и имеют дополнительные подразделения, отвечающие за продажи и предоставление услуг-субститутов – фиксированной связи и проводного интернета, сотовой связи в зарубежных странах. В частности, группа компаний «МТС» состоит как из региональных филиалов, так и из подразделений, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации, а услуги проводного доступа в интернет оказывает ЗАО «Комстар-регионы».

Одной из особенностей рынка сотовой связи является то, что влияние государства сказывается и на инвестиционной привлекательности отрасли: позитивно в одних случаях и негативно - в других. Важным шагом в улучшении государственного регулирования отрасли стало принятие новой редакции закона «О связи», отвечающего требованиям Всемирной торговой организации, директивам Европейского союза, рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития и Международного союза электросвязи, в том числе и в, части предлагаемого механизма универсального обслуживания. В Таблице 2 приведены примеры влияния государственного регулирования на деятельность операторов [3].

Таблица 2 - Влияние регулирования на бизнес операторов мобильной связи в России

Нововведение

Дата внедрения

Статус и особенности реализации

Возможное влияние на операторов

Внедрение MNP

01.12.2013

Формально внедрено с 1 декабря 2013 г. После 7 апреля 2013 г. перенос номера должен занимать 8 дней для физ. лиц и 29 дней для юридических лиц. Стоимость услуги – до 100 руб.

Незначительный рост конкуренции. Более существенное влияние возможно по совокупности факторов (появление четвертого федерального игрока, изменение регулирования в области MVNO, сегментирование операторов по качеству связи и пр.)

Отмена внутрисетевого роуминга

Возможно в 2015-2016 гг.

Отложено до реформы правил межоператорского взаимодействия и пропуска трафика. Действуют тарифные опции для сокращения расходов абонентов в национальном роуминге

Может повлечь сокращение операционной выручки операторов на 3-5% в год, но выпадающие доходы могут быть компенсированы ростом активности пользователей.

Новый порядок взимания платы за радиочастотный спектр

С 31 декабря 2014

Оплата за объем выделенных радиочастот, а не количество базовых станций

Экономия на 13-20% по сравнению с оплатой за частотное разрешение для каждого РЭС

Распределение частот на аукционах

2015 г.

Первые аукционы планировалось провести в 2014 г., но сроки сдвинуты

Процедура распределения частот станет более объективной и прозрачной, что будет способствовать более эффективному распределению частот между операторами

Контроль качества мобильной связи

4 декабря 2014

Методика носит рекомендательный характер, нормативные требования государством не установлены

Повышение затрат, новый инструмент давления на операторов, увеличение конкуренции

Ограничение продажи SIM-карт в необорудованных местах

01.01.2014 г.

Приняты поправки в законодательство

Снижение числа каналов распространения SIM-карт, незначительная коррекция абонентской базы

Источник: [3], актуализировано автором

Не проходят незамеченными для операторов связи и внешнеэкономические и внешнеполитические решения. Значительное колебание валютного курса, проходящее с декабря 2014 года, привело к повышению тарифов на роуминг, поскольку цены на роуминг включают оплаты роуминговому партнеру в иностранной валюте (примерно 53% стоимости). В совокупности с разрывом сотрудничества в области туризма с Египтом и Турцией в 2015 году, колебание валютного курса привело к снижению числа граждан России, выезжающих за рубеж и являющихся пользователями международного роуминга, на 34% [1], что отразилось потерей доходов операторов по данной статье.

Развитие технологий и изменение образа жизни потребителей задают вектор развития отросли. Стремительно появляются новые стандарты связи, совершенствуется качество и скорость передачи данных. Динамика представлена в Таблице 3.

Таблица 3 – Развитие стандартов сотовой связи

Поколение

1G

2G

2,5G

3G

3,5G

4G

5G*

Разработка

1970

1980

1985

1990

<2000

2000

с 2015

Реализация

1984

1991

1999

2002

2006-2007

2008-2010

2020

Сервисы

аналоговый стандарт, речевые сообщения

цифровой стандарт, поддержка коротких сообщений (SMS), передача данных со скоростью до 9,6 кбит/с

большая ёмкость, пакетная передача данных, увеличение скорости сетей второго поколения

ещё большая ёмкость, скорости до 2 Мбит/с

увеличение скорости сетей третьего поколения

большая ёмкость, IP-ориентир-ованная сеть, поддержка мультимедиа, скорости до сотен мегабит в секунду

Особенности: Массивные MIMO, Переход в сантиметровый и миллиметровый диапазоны, D2D (Device-to-device)

Скорость передачи

1,9 кбит/с

9,6-14,4 кбит/с

115 кбит/с (1 фаза), 384 кбит/с (2 фаза)

2 Мбит/с

3-14 Мбит/с

100 Мбит/с - 1 Гбит/с

10 Гбит/с

Стандарты

AMPS, TACS, NMT

TDMA, CDMA, GSM, PDC

GPRS, EDGE (2.75G), 1xRTT

WCDMA, CDMA2000, UMTS

HSDPA, HSUPA, HSPA, HSPA+

LTE-Advanced, WiMax Release 2 (IEEE 802.16m), WirelessMAN-Advanced

IMT-2020

Источник: [4], актуализировано автором

Обозначенная тенденция развития мобильного интернета приводит к изменению приоритета продуктов, проиллюстрированному на Рисунке 4.

Динамика доли VAS-услуг в доходах от VAS

Рисунок 4 – Динамика доли VAS-услуг в доходах от VAS

Составлено автором, по данным АС&М consulting [2].

Если в 2007 г. основная выручка приходилась на сообщения, то сейчас основной VAS-услугой является мобильный интернет, его доля по данным на 2Q 2015 г. в доходах операторов от VAS-услуг составила 62%. Изменение технологий приводит к необходимости совершенствования оборудования, а также к запуску продуктов, ориентированных на возможности новых стандартов.

Таким образом, проанализировав развитие рынка мобильной связи России в современных реалиях можно выявить следующие тенденции:

  1. Снижение темпов роста услуг сотовой связи, связанное с нахождением рынка стадии зрелости и высокого насыщения. Для поддержания высоких показателей необходимо использовать возможности маркетингового управления спросом.
  2. С целью управления услугами-субститутами (фиксированная связь и проводной интернет) операторы используют стратегию диверсификации бизнеса.
  3. Перераспределение доли рынка происходит за счет укрупнения федеральных операторов связи путем слияния и поглощения и исчезновения региональных рыночных игроков, благодаря чему рынка изменился от монополии до концентрированной олигополии.
  4. Усиление государственного регулирования в области связи, а также появление труднопрогнозируемых негативных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов (степень влияния которых на отрасль крайне высока и может существенно сказаться на финансовых итогах) приводит к усилению влияния внешней среды на деятельность организаций.
  5. Развитие технологий и изменение социально-поведенческих моделей потребления в области услуг связи приводит к развитию мобильного интернета, что в конечном итоге приведет к изменению в приоритете продуктов - от «voice» к «VAS».

Поскольку выявленные тренды оказывают существенное влияние на деятельность компаний, функционирующих на рынке сотовой связи, с их стороны необходим регулярный мониторинг и грамотное прогнозирование описанных выше факторов, а также обязательность их учета при стратегическом планировании.

Список литературы

  1. Официальный сайт Федерального агентства по туризму «Показатели выезда российских граждан за рубеж за 1-е полугодие 2015 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/content/8/section/82/detail/3768
  2. Статистические данные АС&М consulting /АСМ-консалтинг/ [Электронный ресурс] – Режим доступа:www.acm-consulting.com
  3. J’son & Partners Consulting /Джейсон энд Партнерс Консалтинг/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/regulirovanie-mobilnoy-svyazi-i-smejnyh-rynkov-sostoyanie-perspektivy-v-rossii-i-v-mire
  4. Глобальная система мобильной связи в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gsmrus.ru
  5. Интерфакс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/448098
  6. Сетевое издание CNews [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/megafon_i_huawei_nachinayut_sozdanie_seti_5g
  7. Финансовая отчетность ПАО «МТС» «Основные финансовые показатели четвертого квартала и 2014 года по Группе МТС» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.mts.ru