Решение социокультурных проблем несовершеннолетних осужденных путем их профориентации

№41-3,

Педагогические науки

В статье показаны основные проблемы несовершеннолетних осужденных и предложено их решение путем правильной и своевременной профессиональной ориентации

Похожие материалы

Сегодня, полагаем, уже нет нужды доказывать, что осужденный, «отсидев» вынесенный судом срок наказания, выйдя из широко распахнутых ворот исправительного учреждения, не гарантирует нам примерное, добропорядочное и в рамках закона поведение . Ведь дорога к преступлению, чаще всего, была длинной, сложной, изломав представление о себе и окружающем мире так, что захотелось сначала пренебрегать социокультурными нормами, сложившимися в нашем обществе, а затем вступить в противоречие с законом. Но кто решил, что дорога «возвращения» будет короче и проще?

Конечно, можно возразить, вспоминая западный опыт пенитенциарных систем. До высот решения задач по перевоспитанию (термин существовал в ИТК РСФСР до 1996 года) и исправлению (действующий УИК РФ) наши зарубежные коллеги и подумать не могли и не могут! Это и понятно, ведь индивидуалистическая культура западного мира ориентирует каждого человека на выживание в любых условиях «в одиночку», своими силами. А если все же силы (у осужденных) заканчиваются, то Минимальные стандартные правила по обращению с заключенными предписывают обращение к помощи психиатра — врача, лечащего «патологию души» [15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23].

В отличие от такой практики, в советской системе исполнения наказания были созданы, а в российской, отчасти, остаются особые направления работы с осужденными, помогающие им вернуться в социокультурное пространство общества, приняв нормы общежития [11, 12, 13, 14].

Воспитательная, образовательная, социальная работа и психологическая (психиатрическая в особых случаях) помощь персонала исправительных учреждений сегодня — этот тот ресурс, который в силу своих возможностей решает проблемы осужденных в процессе их ресоциализации [6, 7, 8, 9, 10, 30, 31].

Профориентация как один из способов управления человеческим потенциалом представляет собой специфическую социокультурную технологию, в ходе которой достигается некий баланс между социальным статусом данного человека и его притязаниями. Вместе с тем, именно профориентация позволяет ознакомить, приобщить и способствовать принятию несовершеннолетними социокультурных правил общежития в открытой среде. Гармонизация внутренних потребностей несовершеннолетних осужденных с окружающей профессиональной средой и есть одна из задач их ресоциализации. Достижение подобной гармонии на личностном уровне – важнейшая задача социальных программ, реализуемых социальными учреждениями [1]. В пределах исправительного учреждения (далее – ИУ) эту задачу решает группа социальной защиты осужденных (далее – ГСЗО) [3, 4, 5].

В действующем законодательстве РФ на уголовно-исполнительную систему (далее – УИС) возлагается задача обеспечения общего и профессионального образования осужденных к лишению свободы, которые способствуют их ресоциализации, создают предпосылки для успешной адаптации в социум. Выбор профессии несовершеннолетним осужденным осложняется условиями отбывания наказания, спецификой закрытого исправительного учреждения, однако имеет чрезвычайно важное значение для профилактики правонарушений. К сожалению, в ИУ профессиональный выбор очень часто осуществляется не как собственное решение подростка, а скорее определяется наличием мест в учебных группах. Кроме того, многие подростки пребывают в ИУ, когда учебный год уже начался и обучение по многим специальностям уже ведется. В этом случае нет возможности введения несовершеннолетнего в учебный процесс. Значительное количество несовершеннолетних осужденных освобождается из ИУ или переводится для дальнейшего отбывания наказания в колонии общего режима, так и не завершив профессиональное образование. При этом несовершеннолетние не готовы в полной мере осознать все стороны, нюансы своей будущей жизни и нуждаются в помощи специалистов и всего общества, что актуализирует социокультурный аспект этой деятельности.

Большинство подростков стремится строить свою жизнь и карьеру, ориентируясь на большинство людей, то есть используя уже проверенные (другими людьми) варианты построения своего успеха. Нередко, подростки находят более быстрые способы заработать – к сожалению, минуя закон. Эта ситуация опасна уже потому, что нарушается баланс между молодыми людьми, желающими получить образование более высокого уровня, и теми, кто решил завершить его лишь на начальных стадиях [2, 24].

В последние годы абсолютное число категорий несовершеннолетних, поступающих в ИУ, нигде не учившихся и не работавших, неуклонно растет и составляет на сегодняшний день 47%. Именно поэтому с первого дня пребывания подростка в ИУ должна начинаться социокультурная работа с ним по различным направлениям, в том числе – профориентационная.

Профориентация в практике социальной работы, в отличие от обычной помощи в выборе профессии, призвана защитить право человека на самореализацию посредством выбора профессии. В ВК она позволяет решать задачи ресоциализации несовершеннолетних осужденных, создавая условия для приобретения ими необходимых профессиональных социальных знаний и жизненных навыков. Как отдельное и самостоятельное направление профориентация в практике социальной работы реализуется специфическими средствами, в специфических условиях ИУ и преследует особые цели.

Деятельность персонала исправительного учреждения по профориентации, по нашему мнению, своего рода ресурсная деятельность: опираясь на позитивное в структуре личности, ее социально направленные интересы, она развивает их, формируя специальные знания и умения, необходимые для выбора профессии и работы в конкретной области, и во многом определяет ее будущее. Кроме того, несовершеннолетний должен не просто изучить, но принять социокультурные условия труда, специфику профессии и правил поведения в данной профессиональной среде, роль профессии в социокультурном развитии общества. Получив в руки профессию, овладев профессиональными навыками, бывший осужденный скорее найдет свое место в открытом обществе, устроится на работу по профессии и нужда нарушать закон покажется глупостью.

Названные обстоятельства позволяют рассматривать профориентацию как одно из средств исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных, облегчающих «общежитие» личности уже в открытом обществе. Рассмотрение профориентации несовершеннолетних осужденных в социокультурном плане позволяет разработать для каждого ИУ особый алгоритм проектирования индивидуальной программы профориентации несовершеннолетнего и методического инструментария, учитывающего особенности социокультурной ситуации несовершеннолетнего осужденного и современные экономические и пенитенциарные реалии [25, 26, 27, 28, 29].

Список литературы

  1. Апотолов О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). – М., – 2011., 184с.
  2. Багреева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация: Монография. – М., 2001.
  3. Багреева Е.Г. Институты гражданского общества и уголовно-исполнительная система России: от конфронтации к сотрудничеству // Российский следователь. 2012. № 22. С. 35-38.
  4. Багреева Е.Г. О совершенствовании воспитательной и социальной работы с осужденными в свете реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 4. С. 9-12.
  5. Багреева Е.Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5. С. 21-24.
  6. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. Конституция России и трансформация социокультурного пространства страны // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56). С. 6-10.
  7. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. Инициативы гражданского общества и задачи социальной политики государства // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 6-10.
  8. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. О специфике деятельности тюремной системы Норвегии // Российский следователь. 2012. № 11. С. 42-44.
  9. Багреева Е.Г., Барышева А.В. Педагогическая модель профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 41.
  10. Багреева Е., Ускачева И. Анализ понятий «социализация» и «ресоциализация» осужденных // Закон и право. 2007. № 3. С. 96-97.
  11. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Профилактика наркотической зависимости осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 205-209.
  12. Воронин Р.М., Датий А.В., Ковачев О.В. Социально-демографическая характеристика больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 184-187.
  13. Воронин Р.М., Датий А.В., Кузнецова А.С. Психологические особенности личности осужденных, больных алкоголизмом // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 4. С. 79-82.
  14. Ганишина И.С., Датий А.В. Медико-психологические аспекты реабилитации наркозависимых осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 295-299.
  15. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 143-145.
  16. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе (особенная часть) // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 342-346.
  17. Датий А.В. Словарь по пенитенциарной медицине // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 190-191.
  18. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2007. Сер. Высшее образование
  19. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2009. Сер. Высшее образование
  20. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2011. Сер. Высшее образование (2-е изд.)
  21. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учеб. пособие / А. В. Датий. Москва, 2005
  22. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Медицина. 2013. Т. 1. № 4 (4). С. 74-85.
  23. Датий А.В. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 230-235.
  24. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин // Медицина. 2014. Т. 2. № 4 (8). С. 28-37.
  25. Датий А.В. Электронный учебник «Организация здравоохранения» // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 134-136.
  26. Степанов С.А. «РИО+20» и модернизационный потенциал России: образовательный аспект // Вестник экологического образования в России. 2012. Т. 3. № 65. С. 5-8.
  27. Степанов С.С. Приветственное слово // Материалы ежегодного Форума молодых стратегов. 2015. Т. 1. С. 5-6.
  28. Степанов С.С. Приветствие участникам чтении // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. 2015. Т. 5. С. 6-8.
  29. Степанов С.С., Дарда И.В. ВТО и модернизация образования в России: что нас ожидает? // Экономические стратегии. 2013. Т. 15. № 3 (111). С. 20-26.
  30. Степанов С.С., Дарда И.В. Модернизация системы образования России: шаг вперед или два шага назад? В сборнике: Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности Сборник докладов и материалов 2-й Международной научно-практической конференции. Институт непрерывного образования, Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства, Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве. Москва, 2012. С. 55-64.
  31. Степанов С.С. Оценка уровня учебных достижений на основе тестирования. С.С. Степанов, И.Н. Чечулина ; Междунар. независимый эколого-политол. ун-т. Москва, 2004. Том Программно-дидактические тесты: разработка тестовых материалов, проверка знаний, проведение аттестационных испытаний