Всякая попытка определить точное время возникновения профессиональной диагностики напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с профессиональной диагностикой. Если использовать идею В.С. Аванесова, то можно сказать, что для изучения истории вначале потребовалось изучить предысторию – то самое болото, из которого и вытекает их подлинная история [1].
История профессиональной диагностики персонала уходит корнями своими в глубину тысячелетий, и первые опыты диагностики и тестирования имели место задолго до нашей эры. Так, в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводилось своеобразное тестирование выпускников школ писцов, которые должны были знать 4 арифметических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, петь и играть на музыкальных инструментах, а также разбираться в тканях, металлах, растениях. В Древнем Египте кандидаты на обучение искусству жреца должны были пройти вступительное тестирование. За 2200 лет до н. э. в Древнем Китае лица, стремившиеся занять должности правительственных чиновников, должны были пройти вступительное тестирование и каждые три года повторно проходили испытание лично у императора по 6 «предметам»: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию ритуалов и церемоний. Разнообразные конкурсы и экзамены устраивались и в средневековом Вьетнаме. Историю профессиональной диагностики принято рассматривать совместно с историей психодиагностики, так как подавляющее большинство современных исследователей и практиков сужают понятие профессиональной диагностики персонала до ряда аспектов психодиагностики. Поэтому обратимся к частичному описанию генезиса диагностики. Для представления данного материала в более общем плане обратимся к таблице 1.
Таблица 1. Краткая характеристика генезиса профессиональной диагностики персонала
Период |
Место, деятель |
Как понимается диагностика |
Для чего используется |
Литературные источники |
Нововведения |
III тыс. до н.э.- III в. |
Древний Вавилон |
Система испытаний, которая включала в себя:
|
Для отбора писцов (центральной фигуры мясопотамской цивилизации |
||
Древний Египет, Пифагор |
Для поступления в школу жрецов |
||||
Китай |
Профотбор на должность правительственного чиновника |
||||
Спарта |
Определение качества системы воспитания воинов |
||||
Рим |
Определение качества системы обучения гладиаторов |
||||
Афины |
Определение способностей правителей государства |
||||
14 - 15 вв. |
Вьетнам |
Упорядоченные испытания, включающие на ряду с устными и письменные контрольные работы |
Аттестация всех чиновников и военнослужащих |
Впервые использованы письменные методы проверки готовности к профессиональной деятельности |
|
1884 г. |
США |
Контроль знаний, умений по математике, истории, грамматике, навигации |
Первая книга с тестовыми материалами и примерными текстами сочинений, а также методами их количественной оценки |
Первый в истории случай использования простейших статистических расчетов в профессиональной диагностике персонала |
|
Англия (Лондон), Френсис Гальтон – родоначальник тестового движения |
Англия (Лондон), Френсис Гальтон – родоначальник тестового движения |
Англия (Лондон), Френсис Гальтон – родоначальник тестового движения |
|
||
конец. 18в. - начало 20в. |
Англия, США, Джеймс Мак-Кин Кеттелл (последователь Ф. Гальтона) |
Психомоторные задания, Умственные тесты |
Изучение "интеллектуальной физиономии", оценка элементарных психических процессов (скорость реакции на звук, скорость ассоциации на цвет и др.), не затрагивая высших психических функций |
"Умственные тесты и измерения" Дж. Кеттелла |
1. Впервые ввел идею измерения в педагогику и психологию. 2. Определил требования для проведения "чистого" научного эксперимента, которые составляют основу для современной тестологии:
|
Левис Мадисон Термен |
Впервые разработал инструкции для предъявления отдельных субтестов. |
||||
Карл Пирсон, Чарльз Эдвард Спирмен, Луис Левон Терстоун |
На основе работ Ф.Гальтона разработали
|
||||
Артур Синтон Отис |
Необходимость перейти от индивидуальных тестов к групповым |
Основные принципы, которые легли в основу всей тестологии групповых тестов:
|
|||
Начало 20в. |
Йеркс |
Изменил систему оценивания достижений |
Количество полученных «сырых» баллов переводилось по предложенным стандартам в стандартизированные (стены, стенайны или процентили) |
||
20в. |
Россия, тестовая комиссия, С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский, М.С. Бернштейн, Г.И. Залкинд и др. |
Вышел первый учебник, где отражена методика составления анкет и тестов, статистические методы, вопросы проведения эксперимента. |
|||
Конец 20 в. – начало 21 в |
Создание комплексной профессиональной диагностики персонала |
Таким образом, можно сказать, что профессиональная диагностика как особая научная дисциплина прошла значительный путь развития и становления. На данный период времени она продолжает динамично развиваться.