История развития профессиональной диагностики персонала

NovaInfo 60, с.502-507, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается динамика развития профессиональной диагностики персонала. Акцент смещен на тезисное, структурное представление ключевых точек, содержащих наибольшую ценность для развития науки и практики.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕРСОНАЛА

Текст научной работы

Всякая попытка определить точное время возникновения профессиональной диагностики напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с профессиональной диагностикой. Если использовать идею В.С. Аванесова, то можно сказать, что для изучения истории вначале потребовалось изучить предысторию – то самое болото, из которого и вытекает их подлинная история [1].

История профессиональной диагностики персонала уходит корнями своими в глубину тысячелетий, и первые опыты диагностики и тестирования имели место задолго до нашей эры. Так, в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводилось своеобразное тестирование выпускников школ писцов, которые должны были знать 4 арифметических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, петь и играть на музыкальных инструментах, а также разбираться в тканях, металлах, растениях. В Древнем Египте кандидаты на обучение искусству жреца должны были пройти вступительное тестирование. За 2200 лет до н. э. в Древнем Китае лица, стремившиеся занять должности правительственных чиновников, должны были пройти вступительное тестирование и каждые три года повторно проходили испытание лично у императора по 6 «предметам»: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию ритуалов и церемоний. Разнообразные конкурсы и экзамены устраивались и в средневековом Вьетнаме. Историю профессиональной диагностики принято рассматривать совместно с историей психодиагностики, так как подавляющее большинство современных исследователей и практиков сужают понятие профессиональной диагностики персонала до ряда аспектов психодиагностики. Поэтому обратимся к частичному описанию генезиса диагностики. Для представления данного материала в более общем плане обратимся к таблице 1.

Таблица 1. Краткая характеристика генезиса профессиональной диагностики персонала

Период

Место,

деятель

Как понимается диагностика

Для чего используется

Литературные источники

Нововведения

III тыс. до н.э.- III в.

Древний Вавилон

Система испытаний, которая включала в себя:

  • Собеседование (речь, умение слушать и др.)
  • Физические испытания
  • Интеллектуальные испытания способности (математические задачи)
  • Физиогномика

Для отбора писцов (центральной фигуры мясопотамской цивилизации

Древний Египет,

Пифагор

Для поступления в школу жрецов

Китай

Профотбор на должность правительственного чиновника

Спарта

Определение качества системы воспитания воинов

Рим

Определение качества системы обучения гладиаторов

Афины

Определение способностей правителей государства

14 - 15 вв.

Вьетнам

Упорядоченные испытания, включающие на ряду с устными и письменные контрольные работы

Аттестация всех чиновников и военнослужащих

Впервые использованы письменные методы проверки готовности к профессиональной деятельности

1884 г.

США

Контроль знаний, умений по математике, истории, грамматике, навигации

Первая книга с тестовыми материалами и примерными текстами сочинений, а также методами их количественной оценки

Первый в истории случай использования простейших статистических расчетов в профессиональной диагностике персонала

Англия (Лондон), Френсис Гальтон – родоначальник тестового движения

Англия (Лондон), Френсис Гальтон – родоначальник тестового движения

Англия (Лондон), Френсис Гальтон – родоначальник тестового движения

  1. Важным вкладом в развитие профессиональной диагностики является оформление теории тестов, а именно определение трех основных принципов: – применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;
  2. статистическая обработка результатов (графическое отображение полученных результатов на осях координат, сравнение двух рядов переменных); – выделение эталонов оценки (внешнего критерия независимого от эксперимента). Эти принципы используются и по сей день. На основе проведения серий испытаний получают различного вида нормы для оценки результатов тестирования, все современные тесты построены на основе статистической теории измерений, а идея эталона оценки лежит в основе определения тестов как стандартизированного инструмента. 2. Ввел индекс совместного отношения, названный коэффициентом корреляции

конец. 18в. - начало 20в.

Англия, США,

Джеймс Мак-Кин Кеттелл

(последователь Ф. Гальтона)

Психомоторные

задания,

Умственные тесты

Изучение "интеллектуальной физиономии", оценка элементарных психических процессов (скорость реакции на звук, скорость ассоциации на цвет и др.), не затрагивая высших психических функций

"Умственные тесты и измерения" Дж. Кеттелла

1. Впервые ввел идею измерения в педагогику и психологию.

2. Определил требования для проведения "чистого" научного эксперимента, которые составляют основу для современной тестологии:

  • одинаковость условий для всех испытуемых,
  • ограничение времени тестирования,
  • стандартную инструкцию к лабораторным тестам,
  • четкое понимание испытуемым сути задания,
  • статистический анализ результатов тестирования (минимальный, максимальный, средний результат, среднее арифметическое, среднее отклонение).

Левис Мадисон Термен

Впервые разработал инструкции для предъявления отдельных субтестов.

Карл

Пирсон,

Чарльз Эдвард Спирмен,

Луис

Левон Терстоун

На основе работ Ф.Гальтона разработали

  • теорию корреляции,
  • двухфакторную теорию,
  • теорию факторного анализа.

Артур Синтон Отис

Необходимость перейти от индивидуальных тестов к групповым

Основные принципы, которые легли в основу всей тестологии групповых тестов:

  1. Ограниченность во времени (чтобы только 5% испытуемых могли окончить работу над всем тестом)
  2. Принцип детализированной инструкции
  3. Введение тестов с выборочным методом формирования ответа
  4. Подбор тестов после тщательной статистической обработки и экспериментальной проверки

Начало 20в.

Йеркс

Изменил систему оценивания достижений

Количество полученных «сырых» баллов переводилось по предложенным стандартам в стандартизированные (стены, стенайны или процентили)

20в.

Россия,

тестовая комиссия,

С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский, М.С. Бернштейн, Г.И. Залкинд и др.

Вышел первый учебник, где отражена методика составления анкет и тестов, статистические методы, вопросы проведения эксперимента.

Конец 20 в. –

начало 21 в

Создание комплексной профессиональной диагностики персонала

Таким образом, можно сказать, что профессиональная диагностика как особая научная дисциплина прошла значительный путь развития и становления. На данный период времени она продолжает динамично развиваться.

Читайте также

Список литературы

  1. Аванесов С.В. Тесты: история и теория // Управление школой. - 1999. - №№ 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26.
  2. Антилогова Л.Н., Адаптация и ее роль в профессиональном становлении личности// В сборнике: Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества X Никулинские чтения . 2016. С. 135-139.
  3. Антилогова Л.Н., Редько Е.М. Педагогическая психология в рисунках и таблицах учеб. пособие / Л. Н. Антилогова, Е. М. Редько; М-во образования и науки Рос. Федерации, Ом. гос. пед. ун-т. Омск, 2005
  4. Антилогова Л.Н., Черкевич Е.А. Саморегуляции психических состояний личности: монография / Л. Н. Антилогова, Е. А. Черкевич; Федеральное агентство по образованию, Омский гос. Пед. Ун-т. Омск, 2010. – 219 с.
  5. Кадневский В.М. Тесты: история становления // Педагогическая диагностика. - 2002. - №1. - с. 9-15.
  6. Морякова Ю.В. Методологические подходы к оценке результатов труда работников // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2015. - № 5. - С. 58-64.
  7. Родинова, Н.П. Диагностика эффективности принятия управленческих решений на предприятии/Н.П. Родинова, А.Н. Романова//Сб. науч. тр. кафедры «Экономика и управление предприятиями». – Омск: СибАДИ, 2008.

Цитировать

Димитрюк, А.А. История развития профессиональной диагностики персонала / А.А. Димитрюк. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 502-507. — URL: https://novainfo.ru/article/11510 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться