Использование информационных технологий в учебном процессе

№89-1,

педагогические науки

В данной статье рассмотрены особенности использования информационных технологий в учебном процессе, приведены их плюсы. А также рассмотрены такие системы как «Moodle» и «Яндекс.Диск».

Похожие материалы

Процесс информатизации затрагивает учебный процесс, как и многие другие сферы. Именно этот процесс позволяет обеспечить образование новыми методами и практическими разработками, а так же их правильное использование с помощью ИКТ. В свою очередь информационные технологии ориентированы и направленны на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Главной особенностью использования компьютерных технологий в учебном процессе является то, что повышается эффективность образования посредством наглядности материала изучаемого предмета. Наличие различных ресурсов с огромным количеством заданий, данных и знаний, позволяет иметь доступ к большим объемам информации, а также быстрого представления их же. Быстродействие ЭВМ, совершенство компьютерного расчетно-логического анализа способствует глубокому исследованию сложных закономерностей в реальном времени. Наличие усовершенствованной цветной дисплейной графики, аудиовизуальных техник воспроизведения изображений и звука помогает наглядно представить зрительное и звуковое сопровождение в процессе обучения.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе, в особенности на занятиях физики, является эффективным способом и проявляется в увеличении заинтересованности учащихся, повышении наглядности учебного материала и предоставление его в короткие сроки. Сами же ИКТ позволяют использовать различные компоненты для создания мультимедийного сопровождения, состоящий из лекций, видеоматериалов анимации, задач, тестов, лабораторных и контрольных работ и многого другого.

Современные мультимедийные средства, которые применяют в технологиях, имеют широкие функциональные возможности и преимущества. Именно благодаря разнообразным мультимедийным ресурсам решаются проблемы обучения в профессиональном общении, индивидуализации обучения, усиление наглядности преподаваемого предмета. Главными преимуществами использования учебного сопровождения является в возможности организации познавательной деятельности с помощью моделей и имитации ситуаций. А так же в возможности организации автоматизированного контроля знаний и умений. Правильное использование мультимедийных технологий в учебной программе позволяет преподавателю индивидуализировать процесс обучения. Так же с помощью компьютерных технологий увеличивается интерактивность занятий, каждый студент индивидуально определяет свой темп изучения материала.

Применять мультимедийные технологии целесообразно при изучении генераторов электрического тока. Полученные знания по этой теме студенты будут применять в своей профессиональной деятельности, поэтому, чем лучше учащиеся усвоят новые знания, тем лучше они дальше будут применять их на практике.

Существующие особенности и плюсы информационных технологий приводит к тому, что их, возможно, использовать в учебном процессе физики. Будь это видеофильмы, которые наглядно продемонстрируют некоторые явления или опыты, которые из-за отсутствия оборудования, невозможно показать в аудитории. Существует большое количество информационных систем, которые построены на ИКТ-технологиях, и их возможно использовать в учебном процессе. Поэтому рассмотрим основные системы, и выделим их особенности и возможности:

Система «Moodle»

Данная система позволяет создавать курсы и управлять ими, она является виртуальной обучающей средой. Данную систему используют многие современные высшие учебные заведения, например, Елабужский институт Казанского федерального университета. Выявим главные особенности «Moodle»:

  • возможность хранения учебных материалов в виде электронных ресурсов, файлов и документов, необходимо только загрузить их в систему;
  • правильное и последовательное расположение файлов и материалов позволяет создать единое целое в виде электронного ресурса по определенным дисциплинам;
  • возможность удаленной работы с материалами курса с помощью сети Интернет;
  • возможность одновременного использования с текстовой информацией различные видеоматериалы, изображения, рисунки и графики;
  • простейшая организация материалов, возможность переходить из одной темы в другую с помощью гиперссылок и тегов;
  • система «Moodle» направлена на совместное решение учебных задач. Для их решения используются различные инструменты системы: вики, глоссарий, блоги, форумы и практикумы. При этом обучение можно осуществлять как одновременное изучение темы по расписанию, так и индивидуальное обучение, когда каждый студент изучает материал в своем темпе. Система поддерживает обмен файлами любых форматов — как между преподавателем и студентами, так и между самими учащимися.
  • возможность всегда быть на связи преподавателя со студентами. Широкие возможности для коммуникации — одна из самых сильных сторон Moodle. Существуют такие инструменты системы как форумы, чаты, сообщения, рассылки, которые имеют свои особенности, но выполняют одну функцию — инструмент формирования общения между студентами и преподавателями.
  • возможность контролировать оценочные средства курса, система Moodle создает и хранит данные каждого учащегося, то есть преподаватель может просмотреть все сданные работы студента, оценки и комментарии, сообщения в форуме. Преподаватель может собирать статистику учащихся, провести ее анализ и понять насколько поняли пройденные темы студенты, чтобы продолжить дальнейшее изучение.

В итоге система Moodle предоставляет различные возможности в зависимости от роли в курсе. Студенты изучают материал, выполняют задания, решают тесты, общаются на форуме и в чатах. Преподаватели же содержат курс в порядке, обновляют его материалами, контролируют прохождение курса студентами, выставляют оценки, общаются со студентами. Администрация распределяют нагрузку преподавателей, анализируют результаты обучения.

Яндекс.Диск

Основное направление данной системы это не создание учебных курсов, а загрузка видеоматериалов, документов, фотографий для долгого хранения. Однако у пользователей имеется возможность создавать папки с материалами и делиться ее ссылкой с другими пользователями. Поэтому преподаватель может создать отдельную папку для студентов и загружать в нее документы, презентации, задания по темам и делиться ими со своими учащимися. Также преподаватель может не только загружать материал, но и создавать его, так как система Яндекс.Диск позволяет работать в таких текстовых редакторах как Word, Excel, Power Point и в других. Помимо этого учащиеся могут делиться со своими работами, это позволит преподавателю проверять работы удаленно и загружать результаты работ с оценками и комментариями в документе.

Все вышеперечисленные системы не только отлично вписываются в учебный процесс, но и улучшают его. Самая первая система является наиболее разработанной и универсальной, чем остальные две. Над этой системой работают уже более 10 лет, из которых большинство система уже была опробована, одобрена и признана. Остальные две системы являются новыми, еще не совершенными, в них отсутствую многие дополнительные функции, но имеются все основные. Однако это не говорит о том, что их не нужно использовать в учебном процессе, а наоборот, адаптируя их в образовании, мы помогаем им расширяться и развиваться.

Список литературы

  1. «Яндекс.Диск» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://disk.yandex.ru/] (Дата обращения 18.05.18)
  2. «Moodle» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle (Дата обращения 18.05.18)