Дидактическая компетентность учителя как основной компонент профессионально педагогической компетентности

№12-1,

Педагогические науки

В статье рассматривается дидактическая компетентность педагога как один из ключевых компонентов в структуре профессионально-педагогической компетентности. Приводится теоретический анализ понятий «педагогическая» и «дидактическая» компетентность. Так же раскрывается содержание, уровни и области компетенций, входящие в состав дидактической компетентности.

Похожие материалы

В настоящее время, в связи с переходом на новые стандарты обучения в школе одной из острых проблем является вопрос подготовки высококвалифицированных кадров. К личности педагога в современной школе предъявляется ряд требований, однако нас больше интересует содержание профессиональной компетентности будущего педагога.

Одним из немаловажных аспектов процесса обучения является вопрос готовности учителя эффективно организовать процесс обучения (дидактический процесс). Поэтому основой целью данной статьи является попытка определить место дидактической компетентности в структуре профессионально педагогической компетентности педагога, дать определение понятию «дидактическая компетентность» и провести теоретический анализ изучения данного вопроса в настоящее время.

Нужно отметить, что вопрос формирование профессиональной компетентности специалиста исследуются многими педагогами и психологами с позиций деятельностного подхода - единства личности, сознания и деятельности, взаимосвязи процессов деятельности и общения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.В.Давыдов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Исследование профессионально-педагогической компетентности является актуальным направлением деятельности ряда ученых (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.Н. Введенский, М.И. Лукьянова, А.В. Хуторской, Г.С. Сухобская, О.Н. Шахматова, В.А. Сластенин).

Кузьмина Н.В. в профессионально-педагогическую компетентность, включает пять элементов или видов компетентности: специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая. Методическая компетентность охватывает область способов формирования знаний, умений у учащихся [4].

Ангеловски К. в своих работах выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения. Данные педагогические умения можно объединить в четыре группы: [1,с.63].

  1. Умения “переводить” содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
  2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.
  3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности школьника, развитие его деятельности; и др.
  4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.

Анализируя научную литературу, мы пришли к выводу, что многие ученые, изучающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях используют то термин «профессиональная компетентность» [7,с.9], то термин «педагогическая компетентность», то оба термина, а иногда объединяют данные термины.

В настоящее время в науке нет единого подхода к определению этого понятия. Так, по мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянова, профессиональная компетентность педагога выражает готовность к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность [3,с.9].

Мы остановились на следующем определении педагогической компетентности.

Итак, педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога [3,с.10].

Наш научный интерес направлен на дидактическую компетентность, которая является составной частью профессиональной компетентности педагога. Основным из компонентов содержательного наполнения понятия «профессиональная компетентность» будущего педагога является дидактическая компетентность.

Общедидактические компетенции можно отметить в разных классификациях, например у Хуторского они входят в состав учебно-познавательных компетенций (целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.). Зимняя И.А.  выделят такой вид компетенций, как – компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности.

Так же такой вид компетентности как дидактическая компетентность на наш взгляд заложен в состав методической компетентности в области способов формирования знаний, умении учащихся, что в свое время является элементом профессионально-педагогической компетентности по Н.В. Кузьминой.

Исследуя научные труды посвященные вопросу формирования дидактической компетентности практикующего педагога, мы выяснили, что данная проблема еще недостаточно изучена. Данной проблеме посвящены работы С.Н. Горычевой, М.П. Эндзинь [2], Ю.В. Маховой [5], В.В. Сериков [8], а также развитию дидактической компетентности преподавателя вуза исследование Е.В. Храмовой [9].

Актуальность изучения дидактической компетентности учителя обосновано тем, что число найденных научных источников свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы в педагогике.

Дидактическая компетентность преподавателя — это составная, ключевая часть профессионально-педагогической компетентности как обобщенной комплексной характеристики уровня профессионализма, который обнаруживает себя в характере субъектности педагога в организации дидактического процесса [6].

Так Ю.В. Махова выделяет, что дидактическая компетентность педагога является составной частью профессиональной компетентности как обобщенной комплексной характеристики уровня профессионализма, который обнаруживает себя в организации дидактического процесса. Другими словами, дидактическую компетентность можно охарактеризовать как способность педагога решать сложные профессиональные задачи, возникающие в организации процесса обучения, в соответствии с имеющимися знаниями, умениями, опытом. [5,с.47].

М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, С.Н. Горычева в своей монографии «Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия» (2002) выделяют три уровня дидактической компетентности: репродуктивный, эвристический, креативный.

Репродуктивный уровень дидактической компетентности преподавателя вуза определяется такими характеристиками организации процесса обучения, как стереотипность деятельности (четкое следование образцам, ограниченный набор способов и форм), использование готовых технологий обучения, позиционирование себя только в контексте преподаваемого предмета, низкая мотивация. Здесь ярко проявляется нормативно-адаптивный, инвариантный, четко структурированный внеличностный компонент.

Эвристический уровень дидактической компетентности характеризуется вариативностью и эффективностью используемых технологий, методов и приемов обучения, отказом от стереотипов в деятельности, критическим переосмыслением своего опыта в целях его совершенствования, использованием творческих приемов мышления.

Креативный уровень дидактической компетентности преподавателя проявляется в субъектности преподавателя по организации дидактического процесса. Преподаватель использует индивидуальный стиль деятельности, решает педагогические задачи на уровне современных эффективных теорий и технологий конструирования и моделирования процесса обучения (системное моделирование), способен проектировать и совершенствовать собственные технологии, активно включается в инновационную деятельность, гибко адаптируется к изменениям.

На основе анализа представленных трактовок мы можем выделить, что дидактическая компетентность учителя – это, прежде всего составная часть профессионально педагогической компетентности, которая характеризует ту область компетенций учителя, относящуюся к готовности эффективно организовать дидактический процесс (процесс обучения).

На наш взгляд в область компетенций входящих в дидактическую компетентность относятся: специальные знания (предметные), предметно-дидактические, психолого-педагогические, организационные, консультационные.

Данные компетентностные грани можно дифференцировать еще на отдельные области компетенций:

  • предметные знания в углубленном понимании предмета;
  • предметно-дидактические знания в представлениях учащихся о предмете, знания задач, знания о том, как объяснить;
  • психолого-педагогические знания методик, знания учебного процесса;
  • организационные знания о том, как руководить классом.

Следует отметить, что данное предположение нуждается в последующем исследовании.

В данной статье мы освятили лишь часть вопроса, касающегося дидактической компетентности педагога. Актуальным остается вопрос формирования данной компетентности в рамках подготовки будущих специалистов. Однако на данный момент следует заметить, что дидактическая компетентность является не только составной частью педагогической компетентности, но и является одной из ключевых сторон в подготовке высококвалифицированного педагога для работы в современной школе.

Список литературы

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991,-159с.
  2. Горычева С.Н., Эндзинь М.П. Развитие дидактической компетентности учителя: Пособие. Великий Новгород: МОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2006. 96 с.
  3. Гришина И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования [Текст]: Монография – СПб.: СПбГУПМ, 2002.
  4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя / Н.В. Кузьмина. - М.: АПН, 1990. - 149 с
  5. Махова Ю.В. Использование группового консультирования при формировании дидактической компетентности педагогов // Среднее проф. образование. 2009. №5. С. 46-48
  6. Певзнер М.Н., Зайченко О.М., Горычева С.Н Педагогиче- ское консультирование: Учеб. пособие. М.: Академия, 2006. С.268.
  7. Психология: словарь [Текст]: А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212с.
  8. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с. (Профессионализм педагога).
  9. Храмова Е.В. К вопросу развития дидактической компетентности преподавателя вуза // Вестник Новгородского государственного университета. 2010. №58. С. 51-54.