Проблема оздоровительной направленности на учебных занятиях по физической культуре в ВУЗе

№98-1,

педагогические науки

В данной статье рассмотрен валеологический подход к развитию двигательных качеств, который основывается на обязательном самоконтроле развития физических качеств и оценке уровня физического состояния.

Похожие материалы

На протяжении многих десятков лет учебные занятия в вузах направлены на повышение физической подготовленности студентов.

Каждое учебное занятие характеризуется несколькими признаками:

  • по целевой направленности: занятия общей физической подготовки, спортивно-тренировочные занятия, специализированной прикладной физической подготовки, лечебной физической культуры;
  • по предметному содержанию: видовые (плавание, футбол и т.д.) и комплексные;
  • по дидактическим целям: вводные занятия, изучение нового материала, совершенствования, контрольные[1, с.15].

На каждом занятии в единстве решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Однако эффективность решения задач на занятии оценивается по моторной плотности, где важным критерием служат объем и интенсивность нагрузок. Если объем — это количественная сторона нагрузки, то интенсивность — это напряженность организма при выполнении отдельного тренировочного упражнения, которая характеризуется временем, затраченным на выполнение конкретного объема работы.

Наиболее объективным показателем интенсивности нагрузки является частота сердечных сокращений (ЧСС).

Однако большинство студентов не знают критерии оценки ЧСС в покое и ее реакцию на определенный вид нагрузки. На занятиях по физической культуре контроль за ЧСС не осуществляется, отчего снижается оздоровительный эффект занятия.

Проблема оздоровительной направленности может быть решена более эффективно, если использовать валеологический подход к развитию двигательных качеств, который должен основываться на обязательном самоконтроле за развитием физических качеств, оценке уровня физического состояния, позволяющей осуществлять дифференцированный подход к занимающимся[3, с.35].

Только в этом случае повышение двигательной активности будет неразрывно связано с укреплением здоровья, повышением адаптационных возможностей и резистентности организма, носить оздоровительный и профилактический эффект.

Оздоровительный эффект связан с повышением аэробных возможностей организма и повышением иммунной системы.

При выполнении циклической нагрузки студент должен знать ее направленность с учетом путей энергообеспечения физической работы и реакцию ЧСС (таблица 1), понимать, что работа, регламентируемая в зонах интенсивности, зависит от избирательного развития двигательных качеств. Продолжительность выполняемой работы по-разному влияет на совершенствование физических качеств и психологическую подготовку[2, с.17].

Таблица 1. Характеристика тренировочной нагрузки по зонам интенсивности

№ п/п

Зона интенсивности

Направленность

Время работы, от — до

Реакция ЧСС, уд/мин

1

Восстановительная

Аэробно-компенсаторная. Активизация восстановительных процессов

10 мин — 1,5 час

120-150

2

Поддерживающая

Аэробная. Повышение аэробных возможностей и поддержание их на достигнутом уровне

10 мин — 4 час

150-160

3

Тренирующая

Анаэробно-аэробная. Повышение общей специфической для вида выносливости

4-10 мин

160-180

4

Развивающая

Лактатно-анаэробная. Повышение гликолитических возможностей. Развитие специальной выносливости

30 с -

4 мин

180-190

5

Спринтерская

Алактатно-анаэробная. Совершенствование скоростных и скоростно-силовых способностей

до 30 с

190 и выше

При мышечной работе происходит ряд биохимических реакций в организме, усиливающие энергетический обмен в мышцах.

Двигательная активность представляет собой процесс, в который вовлекается не только мускулатура, но и многие другие системы организма — это сердечно-сосудистая, нервная, дыхательная, железы внутренней секреции, органы пищеварения и другие.

Повышение физической работоспособности носит профилактический характер в укреплении сердечно-сосудистой системы, снижении веса тела и жировой массы, уменьшении липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) и увеличении липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), что способствует профилактике атеросклероза.

Важное значение имеет питание. При развитии выносливости в процесс энергообеспечения включается жировой обмен, в крови образуется большое количество конечных продуктов сгорания жирных кислот, которые токсически действуют на организм, поэтому при данном виде нагрузки необходимо применять антиоксиданты. Известна истина, что углеводы — главный питательный материал для мозга и мышц, но студент должен знать, что аэробный процесс расщепления глюкозы наиболее эффективен. Анаэробный путь малоэкономичен, но необходим для включения кратковременной скоростной работы.

При развитии силовых качеств значимая роль отводится восстановлению белково-углеводного обмена. Силовая тренировка несёт в себе большие энергозатраты. Углеводы и белки играют существенную роль, поскольку являются источником энергии для длительных тренировок на силовую выносливость в аэробных условиях обмена веществ.

После усиленной тренировки для восстановления энергетических запасов нужны углеводы и белки (фрукты, мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты и др.), а доля жиров незначительна.

Тренировки повышают потребность организма в витаминах и минеральных солях (кальций, калий, железо, фосфор). После высоких нагрузок витамины и минеральные вещества должны в большом количестве поступать в организм через овощи, фрукты и фруктовые соки.

При силовой тренировке в день необходимо потреблять примерно 2,5 л жидкости, причем половина в составе пищи.

Такой подход позволит не только вооружить студентов знаниями оздоровительной направленности, но привить умения методически грамотно строить самостоятельные тренировочные программы и сформировать мотивационно-ценностную установку на оздоровление организма с помощью средств физической культуры.

Список литературы

  1. ГлебовА.А., Румба О.Г. Массовая физическая культура и оздоровление населения // Вестник спортивной науки. 2017. №2. С.15-21.
  2. Ишаков А. П., Семенов Р. У. Тренировочные нагрузки на занятиях физической культуры // Человек. Спорт. Медицина. 2018. №24. С.17-25.
  3. Миронова А.П. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2018. №1. – С.31-37.