Психологические особенности подростков — журналистов ювенильных СМИ

№103-1,

педагогические науки

Ювенильные СМИ давно заняли свою нишу в системе массовых коммуникаций. Некоторые из экспертов в области журналистики не разграничивают детско-юношеские издания от взрослых. Однако стоит учитывать психологические особенности авторов. Данная работа нацелена на изучение психологии подростков-журналистов. Статья может быть использована, как пособие для педагогов, работающих в сфере ювенильной журналистики.

Похожие материалы

Если рассматривать автора-коммуникатора, один из главных типоформирующих критериев ювенильной журналистики — возрастные особенности. Создателями медиапродуктов являются дети и подростки, их главные мотивы участия в редакционной деятельности — общение в коллективе единомышленников, самореализация и самоопределение. Один из главных аспектов — возможность выполнять «взрослую, профессиональную» работу, которая позволит юнкорам выделиться среди своих сверстников. Это напрямую связано со средним количеством детей в редакции — 11 человек (этого хватает для межличностного общения, но не слишком много, что делает это общество «элитарным»).

Психолог И.С. Кон [Кон, 1989] отмечал в своих работах особенности каждого типа подростков.

Младшие подростки ставят перед собой цель казаться взрослыми, независимыми в общении, работе, самостоятельной деятельности. Поэтому в данном возрасте дети часто совершают мелкие антисоциальные поступки. Все сводится к поиску деятельности, где ребенок может реализоваться. Таким занятием может быть ювенильная журналистика.

В этой сфере ребенок может стать успешным, если не станет, то будет удовлетворен свободой в своих творческих решениях. Для ребенка становится привлекательным работа в команде, где есть возможность самоутверждения в глазах сверстников. В групповом общении — обострение разделения по половому признаку.

Для старшего подростка главная потребность — быть взрослым. Часто взросление рассматривается как освоение внешнего «рисунка» взрослой жизни. Надо отметить, что для подростка взрослые — не все старшие. К ним относятся только ближайшие старшие люди. В этот период взросления типично стремление к самоутверждению в роли взрослого. Зачастую за счет участия в субкультурных движениях. Эта особенность касается и ювенильных редакций, так как это напрямую отражается на журналистском творчестве подростков.

Для юношей и девушек главными потребностями становятся общение, самоопределение, выработка своей личной позиции в понимании модели мира и своего места в этом мире. Происходит формирование деятельности, которая направленна непосредственно на самореализацию, самопознание и самоопределение. Совместная работа между юношами и девушками привлекательна для них, как площадка для общения.

У подростков увеличивается индивидуализация в выборе и освоении той или иной деятельности, а также нарастает избирательность. У старших подростков образ «Я» неустойчивый и противоречивый. В нем сочетаются черты взрослого и ребенка одновременно. Совместная деятельность становится привлекательной для подростков, при условии, что она тесно связана с общением. Многие ученые-педагоги отмечают, что старшего подростка необходимо побудить к открытию себя как личности. Групповая деятельность должна быть связана с возможностью личного и группового самоутверждения. Значение имеет освоение взрослых форм общения (как личного, так и группового), а также символизация перехода от детства к взрослости, от подросткового периода к юности.

И.С. Кон утверждает, что юность — важнейший этап становления мировоззрения. В это время возникают все предпосылки связанные с осознанием и эмоциональным развитием молодого человека.

Кроме психологических особенностей возраста, ключевую роль в информационной деятельности играют личные качества детей и подростков. В исследовании ювенильных редакций, проведенном в Пермском крае [Косолапова 2014, с. 123], в большинстве случаев дети, которые занимаются в детско-юношеских изданиях — экстраверты.

Среднее количество журналистов в ювенильной редакции — 11. Чаще всего это подростки в возрасте от 14 до 17 лет. В редких случаях встречаются дети от 7 лет и младше, как правило, они исполняют роль ведущих в отдельных тематических рубриках. Характерная особенность всех редакций — преобладающее количество девочек относительно мальчиков (78%). Это общая тенденция для российской журналистики.

Стоит отметить, что роль детей в редакции зависит от степени включенности взрослых в деятельность издания. В большинстве случаев юнкоры создают контент, занимаются техническим оформлением итогового медиапродукта. По нашим исследованиям, чаще всего дети выполняют обязанности корреспондентов (88%) и фотографов. В около 40% отечественных ювенильных СМИ дети занимают управленческие должности — главный редактор. В 12% дети являются ответственными за выпуск, либо помощниками главного редактора. Стоит отметить, что в редакциях есть роли, смежные журналистике, которые выполняют дети и подростки: ответственный за сбор первичной информации, распространители. Количество детей, работающих на той или иной должности, напрямую зависит от сложности деятельности, потому что работа зависит от профессиональных навыков, которых может не оказаться у ребенка. В таком случае работу выполняет взрослый, который владеет необходимыми знаниями.

Список литературы

  1. 1. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты / пер. с фр.; общ. ред. и вст. ст. А.В. Шарикова. — М.: ЮНПРЕСС, 2000. - 200 с.
  2. 2. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. / И. С. Кон – М.: Просвещение, 1989.
  3. Кон, И. С., Фельдштейн, Д. И. Отрочество как период жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. – М. 1996. – С. 304-308.
  4. Косолапова, Д. И. Ювенильная журналистика в системе массовых коммуникаций. / Д. И. Косолапова. // Вестник Пермского университета. – Пермь. 2014.
  5. Косолапова Ю. В. Организация процесса обучения педагогов, направленного на развитие профессиональной рефлексии, в условиях повышения квалификации // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. Материалы III международной научно-практической конференции 15–16 мая 2012 года. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет. – 2012. – С. 185-188.
  6. 6. Тарасова И.В. Изменение образовательной модели в сфере предпрофессиональной журналистской подготовки подростков в рамках дополнительного образования // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, 2016. — С. 249-253