Мотивация выбора подростками досуговой деятельности

№104-1,

психологические науки

В данной статье описывается исследование, цель которого — выявление факторов, мотивирующих современных подростков к выбору того или иного вида досуга.

Похожие материалы

Современные подростки — это часть общества будущего, одни из тех, кто определит его развитие. То, чем они увлекаются сейчас, окажет влияние на их деятельность впоследствии. Если понять, почему подросток выбирает то или иное занятие в свое свободное время, можно определить наиболее полезные для него пути проведения досуга. Это может помочь взрослеющему человеку найти себя в мире профессий.

Есть несколько основных психологических характеристик ребенка в возрасте от 10 до 14-15 лет:

  • стремление к обособлению, независимости от родителей (или других людей, их опекающих);
  • повышение устойчивости интересов, увлечений, их фокусировка на определенных сферах;
  • поиск себя;
  • повышение внимания к своему внутреннему миру;
  • большая значимость коллектива сверстников;
  • потребность к проявлению себя в обществе.

С учетом данных особенностей нами была разработана анкета. Ее вопросы разбиты на тематические блоки в соответствии с основными видами досуга. Мы предложили 44-м респондентам (ученикам 8 «А», 8 «И», 8 «К» классов МБОУЛСТУ №2 города Пензы) выбрать подходящие им по виду досуга блоки и ответить на их вопросы положительно («Да») или отрицательно («Нет»). Ведущие факторы, влияющие на выбор подростков, определялись в соответствии с количеством положительных ответов на тот или иной вопрос.

Самым популярным оказался пассивный досуг (его отметили 38 человек из 44-х), на втором месте — спортивная (физически активная) деятельность (34 человека из 44-х), на третьем — дополнительные учебные занятия (научные олимпиады, конкурсы, конференции, дополнительная работа по любимому предмету), которые указал 31 человек, на четвертом — творчество (25 из 44-х), на пятом — общественная деятельность (проявление себя, участие в общественных мероприятиях (19 из 44-х).

Таблица 1. Преобладающие причины выбора досуга

Причина выбора данного вида досуга/

Утверждение

Кол-во выбравших/общее число респондентов

чел. (%)

Пассивный досуг

1

Увлечение позволяет мне отдыхать, отвлекаться от проблем

35/38 (92%)

2

Мне нравится находить новую информацию по какой-либо теме, узнавать что-то новое (мой досуг познавательный)

33/38 (87%)

3

Я являюсь фанатом поклонником фильма(-ов)/ сериала(-ов)/ книги (книг)/ исполнителя (исполнителей) и т.д.

29/38 (76%)

4

То, чем я увлекаюсь, популярно среди моих сверстников

25/38 (67%)

5

Вымышленный мир кажется мне более привлекательным, чем реальный

21/38 (55%)

Спортивная деятельность

1

Я стремлюсь к поддержке своего здоровья, хорошему физическому развитию

33/34 (97%)

2

Мне кажется, что то, чем я увлекаюсь выглядит впечатляюще со стороны

24/34 (71%)

3

Мое занятие популяризируется в медиапродуктах, которыми я увлекаюсь (сериалы, шоу, транслируемые по ТВ спортивные соревнования, книги и т.д.)

24/34 (71%)

4

Я стремлюсь к достижению определенных физических навыков

23/34 (68%)

5

Подобный вид досуга популярен среди моих друзей, других сверстников

22/34 (65%)

6

В данном занятии есть творческая составляющая, которая меня привлекает

17/34 (50%)

7

На мой выбор повлияли родители

16/34 (47%)

8

Мне нравится выступать на публике

16/34 (47%)

9

Я стремлюсь к профессионализму в данной сфере деятельности, планирую связать с ней дальнейшую жизнь

13/34 (38%)

Учебная деятельность

1

У меня есть любимый школьный предмет

30/31 (97%)

2

Мне интересно проводить исследования и узнавать новое

25/31 (81%)

3

Я стремлюсь к профессионализму в данной сфере деятельности, планирую связать с ней дальнейшую жизнь

24/31 (77%)

4

Я стремлюсь обеспечить себе портфолио для поступления в вуз

19/31 (61%)

5

На мой выбор влияют родители или учителя

16/31 (52%)

Художественная деятельность

1

Я стремлюсь к профессионализму в данной сфере деятельности, планирую связать с ней дальнейшую жизнь

15/25 (60%)

2

На мой выбор повлияли медиаисточники (фильмы/сериалы, книги, шоу и т.д.)

14/25 (56%)

3

Я хочу получать отклик на свои работы/ Я люблю выступать на публике

13/25 (52%)

4

Данный вид деятельности популярен среди моих сверстников

10/25 (40%)

Общественная деятельность

1

Мне нравится общаться, заводить новые знакомства

17/19 (89%)

2

Я хочу изменить мир к лучшему

17/19 (89%)

3

Я стремлюсь быть значимым (значимой) для окружающих

13/19 (68%)

4

Мне нравится постоянно быть занятым (занятой), решать возникающие передо мной задачи

13/19 (68%)

5

Я участвую в собраниях по интересам

11/19 (58%)

6

Я стремлюсь к определенной степени независимости от родителей

19/19 (100%)

Нам было интересно узнать, насколько большое влияние на выбор современными подростками досуговой деятельности оказывают медиапродукты и общество сверстников. Первое имеет большое значение в пассивном досуге, ведь он, по сути, направлен на восприятие медиакультуры. Однако, как мы видим, она интересует подростков не сама по себе а, в первую очередь, как возможность переключить внимание, как то, что не требует физического, эмоционального, волевого напряжения. Также она дает подросткам возможность во время ее восприятия оставаться наедине с собственным Я, на некоторое время прекращая отдачу энергии во внешнюю среду.

Большое количество подростков охарактеризовало себя как поклонников чего-либо или кого-либо. Это свидетельствует о том, что пассивный досуг является для них также средством самоидентификации, средством приобщения к своему идеалу. Следует отметить и достаточно сильное влияние среды сверстников, которая «направляет» человека в выборе его увлечений.

Влияние медиасреды и коллектива ровесников заметно и в сфере спортивной деятельности (название условное, включает любой досуг, предполагающий физическую активность). Популярность среди подростков данного вида досуга обусловлено тем, что растущий организм человека в этот период требует движения, большая физическая энергия требует выхода. Общество обнаруживает свое влияние и в важности для подростков внешней составляющей их деятельности. Им хочется, чтобы их умения были отмечены. В некотором смысле это можно определить как способ заявить себя. Также осознание положительного образа себя в глазах окружающих придает человеку уверенности. Приятно отметить и стремление молодежи к здоровому образу жизни.

В учебной же деятельности на первый план выходит личная склонность. Посвящение части свободного времени любимому школьному предмету с часто профессиональной ориентацией на него присуще, конечно, старшему подростковому возрасту, который представлен респондентами и в котором человек делает первые шаги в сторону своей будущей профессии. В достаточно большом количестве случаев можно говорить даже о планомерной работе с полным осознанием своих стремлений и потребностей.

Большая часть респондентов видит свое будущее также в художественной деятельности стремится заниматься ей профессионально. Здесь заметно влияние и медиакультуры, пассивного досуга, вдохновляющего на активную, творческую деятельность. Таким образом подросток может на практике приобщаться к своему идеалу. Роль коллектива сверстников в выборе творческой деятельности не так велика. Здесь личности намного важнее собственные склонности.

Главным стимулом к участию в общественной деятельности для подростков является расширение своего круга общения. Школьники также стремятся привносить себя в социум, быть активной, значимой его частью. Мотивом для выбора именно такого вида деятельности, как видно из результатов анкеты, часто является потребность в коммуникации с людьми, имеющими схожие интересы, увлечения. Общественная деятельность также дает подростку возможность проявить свою самостоятельность, действовать независимо от старших, что так нужно человеку в этот период жизни.

Интересно отметить достаточно низкую степень влияния родителей и учителей на выбор подростками своего досуга. Видимо это связано с осознанием себя как личности в данном возрасте. Человек уже может сам решать что для него важно, а что нет, он хочет быть независимым в выборе своего жизненного пути.

Среди 26 из 44 респондентов была также проведена методика определения доминирующей направленности личности И. Д. Егорычевой (опросник из сорока утверждений, подразумевающих согласие или несогласие респондента). Она позволяет определить как (положительно или отрицательно) относится личность к себе и к обществу, что для личности значит общество и как она воспринимает себя в нем.

Методика учитывает четыре вида направленности личности: гуманистическую (положительное отношение к обществу и самому себе), эгоцентрическую (ориентация на себя, меньшая важность общества), депрессивную (превалирование интересов общества над собственными) и суицидальную (отрицательное отношение к себе и к обществу). При объединении результатов анкетирования и методики 26 респондентов проявились следующие тенденции:

  1. Респонденты с гуманистической направленностью личности (18 человек из 26 респондентов) выбирают, преимущественно, пассивный досуг (выбрало 14 человек/ 54%) и спортивную деятельность (выбрало 14 человек/ 54%), учебную деятельность среди них указали 13 человек (50%), художественную — 11 человек (42%) и общественную — 6 человек (23%);
  2. Респонденты с эгоцентрической направленностью личности (8 человек из 26) тоже преимущественно выбирают пассивный досуг (8 человек/ 100%) и спортивную деятельность (8 человек/ 100%), но среди них данная тенденция выражена намного ярче, чем в первом случае. Также респонденты с эгоцентрической направленностью личности выбирают учебную деятельность (6 человек/75%), художественную (4 человека/ 50%) и общественную (3 человека/ 37%);
  3. Респонденты с социоцентрической направленностью (2 человека из 26) личности выбирают преимущественно пассивный досуг (2 человека/100%), учебную (2 человека/ 100%) и художественную (2 человека/ 100%) деятельность.

Сильная сосредоточенность на себе, собственных интересах совместно с желанием общественной значимости, оценки своей деятельности характерна для эгоцентрической направленности личности. Респонденты, у которых она была выявлена отличились тем, что каждый из них указал в качестве своего досуга физически активную деятельность и пассивный досуг. Возможно, выбор именно спорта обусловлен тем, что такое занятие — самый легкий способ заявить о себе обществу, вызвать его реакцию, оценку, развивая при этом себя, собственные интересы.

Другие результаты показали респонденты с социоцентрической направленностью личности, то есть с более отрицательным отношением к себе, чем к обществу. Такие подростки выбрали пассивный досуг и творчество. Можно отметить, что данные виды деятельности характеризуются меньшей «заметностью», что более привлекательно для людей с несколько пониженной самооценкой.

Основываясь на проведенном исследовании, мы можем выявить основные факторы, определяющие выбор подростками определенного вида досуга: различные медиапродукты (фильмы, шоу, книги и т. д.), общество сверстников, потребность в самоопределении, потребность в оценке обществом действий, поведения личности, профессиональный интерес, наличие определенных увлечений в медиасреде, потребность в саморазвитии и самовыражении, познавательный интерес, стремление к самостоятельности, стремление к расширению социальных контактов, потребность в физической активности, в меньшей степени — влияние родителей и учителей, а также доминирующая направленность личности.

Список литературы

  1. Психология подростка. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. — Спб.: Еврознак, 2003. — 480 с;
  2. Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И. Д. Егорычевой. Диагностика школьников старших и средних классов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psycabi.net/testy/457-metodika-opredeleniya-dominiruyushchej-lichnostnoj-napravlennosti-podrostka-i-d-egorychevoj-diagnostika-shkolnikov-starshikh-i-srednikh-klassov (Дата обращения 15.04.2019).