Формирование нравственных представлений младших школьников при изучении сказок Г.Х. Андерсена

№104-1,

педагогические науки

В данной статье продемонстрированы характерные особенности поэтики сказок Г.Х. Андерсена. Проведен анализ учебных программ и учебно-методических пособий по литературному чтению при помощи, которых выделили ряд особенностей изучения сказок Г.Х. Андерсена в начальной школе. Рекомендуемые для применения приемов и форм работы на уроках литературного чтения в начальной школе.

Похожие материалы

Сказка является одним из видов повествовательной литературы, прозаическим и, реже, стихотворным произведением, транслирующим вымышленные события, порой фантастического характера. В традиции российской методики существует правило не обсуждать с учащимися аллегорический смысл сказок. Так, В.Г. Белинский утверждал: «Пусть в сказке все говорит само за себя» [1]. Дети должны без постороннего вмешательства улавливать идейную направленность сказки на победу добра над злом.

По мнению большого, количества педагогов-исследователей, сказки представляют собой богатый материал, направленный на нравственное воспитание детей. Не случайно они входят в состав текстов, с помощью которых детьми постигается многообразие мира. В.Г. Белинским сказка отмечалась в качестве глубочайшего воспитательного средства: «В детстве фантазия есть преобладающая способность, и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [1].

Русский педагог К.Д. Ушинский, высоко оценивая нравственный потенциал сказок и считая соответствие их простоты и непосредственности особенностям детской психологии, включил их в собственную педагогическую систему. Ученым был детально разработан вопрос о педагогической роли сказок и их психологическом влиянии на ребенка.

«Ганс Христиан Андерсен — один из немногих писателей мировой литературы, сумевший до конца отразить своё время, выразить своё отношение к вещам, свои мысли, чувства, своё мировоззрение не в романах, рассказах, драмах, а только в сказке» [2].

К характерным особенностям поэтики сказок Г. Х. Андерсена можно отнести:

  1. Романтичность героев.
  2. Наличие поэтических описаний.
  3. Наличие трагической концовки.
  4. Сочетание реальности и фантастики.
  5. «Волшебность» бытовых вещей.
  6. Применение народного, разговорного языка.
  7. Герои сказок являются отражением нравственных человеческих идеалов [2].

Авторские программы по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В.Кубасовой,М.В.Головановой,Л.Ф.Климановой, Л.А.Ефросининой, М.И. Омороковой , Г.М.Грехнёвой , К.Е. Кореповой , Е.И. Матвеевой, О.В. Джежелей, М.П. Воюшиной [3] введены такие сказки Г.Х. Андерсена, как: «Пятеро из одного стручка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Огниво», «Оле-Лукойе», «Ель», «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Самое невероятное», «Эта басня сложена про тебя», «Стойкий оловянный солдатик», «Девочка со спичками», «Штопальная игла», «Дюймовочка», «Чайник».

Проведенный анализ учебных программ и учебно-методических пособий по литературному чтению дает возможность выделения следующих особенностей изучения сказок Г.Х. Андерсена в начальной школе:

  1. Представленные в программах произведения различаются так, как и число изучаемых сказок Г.Х. Андерсена.
  2. Биография автора на уроках литературного чтения практически не изучается.
  3. К произведениям предлагаются комплексы различных вопросов и заданий, помогающих раскрытию основной идеи произведения и развитию творческого мышления. Однако стоит отметить, что не все учебно-методические комплекты достаточно полно раскрывают смысл сказок и авторскую идею произведений, а произведения, написанные в традициях Г.Х. Андерсена, не сопоставляются, что не дает возможности наглядной трансляции детям влияния творчества автора на произведения других писателей [2].

В сказках Г.Х. Андерсена можно выделить две особенности, являющиеся средством формирования нравственных идеалов младших школьников:

  1. Яркое отрицание негативных явлений, пороков человека через иронию. Примером данного утверждения служит сказка «Новое платье короля». Однако писателем в ней высмеиваются не обманщики-ткачи, а глупость короля и чиновников. Автор ставит перед собой цель в неприглядном свете показать глупость как один из основных человеческих пороков. Другая сказка — «Истинная правда» — поднимает проблему сплетен. В качестве главных героев предстают птицы, на самом деле являющиеся прообразами людей. В этой истории ирония прослеживается без злости, но с большой насмешкой. Андерсеном показана вся безнравственность и ничтожность сплетен. Данная тема особенно волновала автора, т.к. на Родине он не получил должного признания. Прямо высмеивая человеческие пороки, писатель показывает собственное отношение к ним.
  2. Утверждение положительного. В отличие от предыдущего утверждения, основанного на негативном отношении Андерсена к отрицательному, в данном случае, наоборот, писатель на первое место ставит положительные качества персонажей, утверждая их правильность. Так, в сказке «Дикие лебеди» повествователем транслируется трудолюбие, терпение, доброта и любовь главной героини Элизы к братьям. Сказка «Бузинная матушка» позволяет понять всю важность воспоминаний, составляющих большую часть жизни человека [2].

Учитель на основе методов беседы, рассказа, примера и др. может организовать занятие с целью формирования нравственных ориентиров школьников: добра, бережного отношения к окружающим, заботы, взаимопомощи и т.п.

Исследователем В.И. Влащенко в его статье «Исследовательская работа учителя и учеников на уроках чтения» показано изучение сказки Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» через использование научных методов анализа, «с помощью тщательно продуманной системы вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-ребёнка к осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения» [3].

Автор статьи обращает внимание на сочетание света и радости с чувством грусти и боли, которое сближает сказки Андерсена с произведениями русской классической литературы проблемой судьбы. Учащиеся под руководством педагога выделяют нравственные уроки-законы.

Для более успешного усвоения нравственных норм сказок Г.Х. Андерсена исследователи рекомендуют применять следующие приемы и формы работы на уроках литературного чтения:

  1. Составление плана произведения. Так как сказки Андерсена имеют достаточно большой объем, то составление четкого плана помогает учащимся при анализе, пересказе и, следовательно, при осмыслении нравственной роли художественного текста.
  2. Чтение по ролям, способствующее лучшему раскрытию характеров действующих лиц, а также развитию навыков выразительного чтения.
  3. Выявление специфики композиции сказки, повышающее сознательность восприятия сказки обучающимися.
  4. Словесное рисование, помогающее школьникам выявить характерные черты героев и прийти к соответствующим выводам морально-нравственного плана.
  5. Составление диафильма, позволяющее осмыслить прочитанное, а также развить творческое мышление [2].
  6. Использование методов критического мышления, такие как: «Ромашка вопросов (или «Ромашка Блума»)», «Толстые и тонкие вопросы», составление синквейна, кластера, метод "Фишбоун" (Рыбий скелет).

Таким образом, сказки Г.Х. Андерсена являются эффективным средством формирования нравственных представлений младших школьников.

Список литературы

  1. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. — М.: Просвещение, 2016 — 464 с.
  2. Осетрова Ю.А. Сказки Г.Х. Андерсена в школьном изучении // Педагогическая наука, 2017. — № 6. — С. 142-149.
  3. Скоморохова М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: дис…канд. пед. наук: 13.00.01 / М.И. Скоморохова, Иркутск, 2017. — 171 c.