Разработка приспособления для ремонта пожарных автомобилей

№110-1,

технические науки

В статье представлена конструкция силовой части подкатного лежака, обеспеивающего возможность регулирования высоты подъема относительно пола. Данная опция позволит облегчить условия труда автослесарей и снизить вероятность травматизма.

Похожие материалы

В настоящее время для проведения ремонта и технического обслуживания автомобилей различного типа, в том числе и пожарных автомобилей, используются самые различные приспособления и устройства. Всех их объединяет одно — их основное предназначение облегчить работу по обслуживанию автомобильной техники, а также снизить вероятность травматизма. Некоторые приспособления необходимы для снятия или установки деталей и узлов на автомобиль, другие служат для монтажа — демонтажа отдельных агрегатов и так далее. К отдельной категории приспособлений можно отнести устройства, создающие более комфортные условия проведения слесарных работ, это ремонтные стулья и лежаки.

Такие приспособления в значительной мере способствуют повышению удобства обслуживания пожарного автомобиля. Как правило, конструкции используемых в настоящее время лежаков достаточно просты, как с конструкторской точки зрения, так и с эргономической. У них отсутствуют подголовники, боковые бардачки, что усложняет специалисту проведение ремонта. Кроме этого лежаки не снабжены утеплителями, что может привести к простудным заболеваниям автомехаников. Но основным недостатком существующих конструкций лежаков является, на наш взгляд, отсутствие возможности регулировки высоты их подъема относительно пола. Данная опция будет достаточно востребована, поскольку клиренс автомобилей может существенно отличаться. Безусловно, интеграция в существующие лежаки такой опции приведет к удорожанию готового изделия, но и позволит снизить нагрузку на руки автомеханика.

В данной работе была разработана конструкция подкатного лежака с возможность регулировки высоты подъема. Регулировка высоты подъема осуществляется путем вращения винта, длина которого может варьироваться в пределах от 30 до 40 см. Теоретически можем установить и более длинный винт, обеспечив тем самым больший диапазон регулировки, но это приведет к снижению устойчивости лежака. Поэтому данный диапазон регулировок является оптимальным. Концепция регулируемого подкатного лежака представлена на следующих трехмерных моделях, изображенных на рисунках 1 — 3.

Рама лежака, установленная на ролики, вид а
Рисунок 1. Рама лежака, установленная на ролики, вид а
Рама лежака, установленная на ролики, вид б
Рисунок 2. Рама лежака, установленная на ролики, вид б
Регулировка высоты подъема лежака
Рисунок 3. Регулировка высоты подъема лежака

Предполагается изготавливать подкатной лежак из стальных профилей, вес которых будет способствовать повышению устойчивости конструкции. Сконструированное устройство может обеспечивать, как горизонтальный подъем лежака, так и подъем одной из его сторон. Такой способ регулировки обеспечит лучшую эргономику и позволит облегчить доступ к узлам и деталям нижней части автомобиля. Лежак предполагается устанавливать на ролики, обеспечивая тем самым возможность легкого перемещения лежака относительно автомобиля.

Список литературы

  1. Азизов И.И., Карханов А.В., Киселев В.В. Актуальность разработки и применения мобильных подъемных устройств для проведения ремонта пожарной техники. / В сборнике: Надежность и долговечность машин и механизмов. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции. — 2018. — С. 3-5.
  2. Грибков, В.М., Карпекин П.А. Справочник по оборудованию для ТО и ТР автомобилей. М.: Россельхозиздат, 2008. — 223 с.
  3. Российская автотранспортная энциклопедия. Техническая эксплуатация. — М.: 2008.Том — 3. — 426 с.