Форсайт-анализ системы государственного управления в современной России: реализация процессного и проектного подходов

NovaInfo 114, с.20-22
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье обоснована актуальность выбранной темы «Форсайт — анализ системы государственного управления в современной России: реализация процессного и проектного подходов», определены цель, задачи, предмет и объект исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВО, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО И ПРОЕКТНОГО ПОДХОДОВ, СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ, ФОРСАЙТ-АНАЛИЗ, НАУКА

Текст научной работы

Значимость проблемы изучения. Одним из ключевых моментов, с которым Российская Федерация столкнулась на современном рубеже, в современной стадии развития, технологическое отставание от ведущих государств, обладающих высокоразвитой инновационной экономикой. В связи с данным, совершенствование российской экономики, ее диверсификация, а также трансформация в современный период формирования рассматриваются как задачи, от решения которых зависит, сможет ли отечественная экономика стабильно совершенствоваться в долгосрочной перспективе. Значимость вопросов преодоления научно — технологического отставания, а также перехода к экономике, основанной на новейших знаниях, также многократно была подтверждена Правительством Российской Федерации.

Для увеличения стойкости финансового подъема нужно высококачественное изменение технологического профиля российской экономики в направлении инновационного развития и, прежде всего, улучшение системы управления данным развитием методом проведения грамотной политической деятельности. Одним из основных инструментов подобной системы считается Форсайт.

Бесспорно, что ни одно государство не способно проводить исследовательские работы по всем научным направлениям. В условиях обострения массовой конкуренции государство обязано поддерживать и развивать свои конкурентоспособные качества, в первую очередь, за счет разработки и вывода на рынки инновационных товаров и предложений, проведения всеохватывающей инновационной политической деятельности. Для определения самых многообещающих разработок особенно необходимы Форсайт-проекты, по итогам которых выбираются приоритеты, формируются масштабные исследовательские программы, направленные на развитие ключевых технологий и создание критически важных продуктов.

В конечном итоге, без обоснованных предположений о том, как будет развиваться в дальнейшем мировая экономика и рынок в частности и научно аргументированных планов развития внешнеэкономической деятельности невозможно договориться между всеми элементами рынка. В методологии Форсайта особое внимание уделяет обеспечению согласованного видения будущего основными заинтересованными сторонами по важнейшим стратегическим направлениям развития.

На современном этапе в России Форсайт стал развиваться более активно, чем в прошлые годы, существует высокий научный интерес, а также со стороны государства и бизнеса . В плане опыта Россия отстает от зарубежных государств, где реализовано больше Форсайт-проектов. России следует перенять зарубежный опыт и адаптировать его к условиям своего рынка, с учетом отечественной практики подобных исследований.

Степень разработанности проблемы. Российские и зарубежные ученые также рассмотрели вопросы научно-технического развития, инновационной политической деятельности, разработки Форсайт-проектов и прогнозирования в долгосрочном периоде развития отраслей, компаний и государства в целом, в условиях долгосрочного прогнозирования.

Исследованию теоретических и практических аспектов научно-технического прогнозирования и планирования посвящены работы таких авторов, как: А.И. Анчишкин, Л.Я. Берри, И.В. Бестужев-Лада, Н.И. Комков, Д.Б. Кувалин, М.Ю. Ксенофонтов, В.А. Лисичкин, Ю.В. Яковец, С.М. Ямпольский, Ю.В. Яременко.

Проблематика проведения Форсайт-исследований освещается в работах зарубежных исследователей: П. Андерсона, Р. Барре, К. Безолда, П. Бишопа, В. Бруммера, X. Группа, Р. Джонстона, Л. Джорджиу, Д. Ирвина, К. Каньина, М. Кинэна, К. Клушачека, Т. Коннолы, Д. Коутса, Т. Кувахары, К. Куле и др.

Для целей дипломного исследования также важны подходы отечественных авторов к Форсайту: Ю.П. Воронова, Н.В. Гапоиенко, Л.М. Гохберга, Н.Я. Калюжновой, О.И. Карасева, Б.Н. Кузыка, И.Р. Куклиной, С.Н. Кукушкиной, Е.В. Моргунова, П.Б. Рудника, A.B. Соколова, В.П. Третьяка, С.А. Шашнова.

Опыт полученный ранее, наталкивает на мысль, что даже при увеличенном интересе, остается множество теоретических и практических вопросов. Наиболее важными из них являются такие вопросы как встраивание Форсайта и дорожных карт в разработку государственной инновационной политики, рождение инновационных стратегий на их основе и отсутствие детальных методических подходов к разработке Форсайт-исследований в отечественной и зарубежной научной литературе.

Актуальность, дискуссионность и непроработанность многих теоретических положений, а также их высокая практическая значимость определили цели, задачи, а также объект и предмет настоящей дипломной работы.

Целью дипломного исследования является разработка теоретико-методологических и нормативных основ применения Форсайт-анализа в стратегическом планировании и реализации административных реформ в РФ.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд взаимосвязанных задач:

  1. Изучить методология форсайт-анализа как новый этап прогнозирования развития системы государственного управления;
  2. Уточнить содержание процессного и проектного подходов к государственному управлению;
  3. Проанализировать национальные проекты как направление форсайт технологий государственного управления в РФ;
  4. Рассмотреть инновации процессного подхода в модернизации государственной службы в РФ;
  5. Предложить пути совершенствования применения форсайт-анализа как ресурса стратегического планирования на федерального и регионального государственного управления.

Объектом исследования является развитие организационно — правового регулирования административной реформы в РФ.

Предметом исследования является определение организационно — правовых основ применения методологии Форсайт-анализа стратегическом планировании и реализации административных реформ в РФ.

Научная новизна дипломной работы состоит в предложении путей совершенствования применения форсайт-анализа как ресурса стратегического планирования на федерального и регионального государственного управления.

Наиболее значимые результаты, обладающие научной новизной и выносимые автором на защиту, заключаются в следующем:

  1. Дана авторская трактовка понятия «Форсайт — анализа», указывающая на его новизну, что позволяет акцентировать внимание на характерные черты Форсайт-анализа как инструмента государственной инновационной политики. Определены наиболее перспективные направления, в которых необходим Форсайт, с учетом зарубежного опыта. Наиболее эффективным признано применение Форсайта для разработки системы приоритетов на государственном уровне управления.
  2. Предложена система рекомендаций по методологии проведения Форсайта на основе анализа существующих методологий, мирового и российского опыта подобных исследований.
  3. Определены возможности и направления интеграции Форсайта в инновационную политику на примере применения форсайт-анализа как ресурса стратегического планирования на федерального и регионального государственного управления.

На данный момент мы можем выделить наиболее эффективные методы профилактики молодёжного экстремизма и делать упор на их усовершенствование и популяризацию.

  1. Мониторинг деятельности неформальных общественных объединений для подготовки описаний субкультуры или выявления их динамики.
  2. Отслеживание проэкстремистских настроений в средствах массовой информации и на открытых Интернет-ресурсах.
  3. Социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, относящихся к неформальным молодежным объединениям экстремистской направленности. В ходе сопровождения проводится серия индивидуальных профилактических, мотивационных, контрпропагандистских и информационных бесед с несовершеннолетними, их родителями и (по необходимости) с представителями образовательных учреждений.
  4. Организация и проведение совместно с правоохранительными органами профилактических мероприятий по предупреждению массовых хулиганских проявлений со стороны неформальных молодежных объединений экстремистской направленности во время массовых молодежных мероприятий, а также более эффективную работу со студентами.
В организациях предоставляющих образовательные услуги, должны вестись постоянные работы со студентами, с целью выявление девиантных личностей, представляющих потенциальную опасность.
Также следует вести работы учебных психологов, для разрешения конфликтных ситуаций между студентами, так и между студентами и преподавателям, для снижения негативных настроений и недовольствий.

Читайте также

Список литературы

  1. Молодежный экстремизм /под ред. А.А. Козлова. — СПб., 1996. — Ст. 11
  2. Гречкина Е.М. Молодёжный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительности, 2006.- Ст. 11
  3. Молодёжный экстремизм в России: особенности его проявления, Белокобыльский М.Е., Белокабельская О.И. — Казань, 2015. — Ст.59

Цитировать

Луконин, А.А. Форсайт-анализ системы государственного управления в современной России: реализация процессного и проектного подходов / А.А. Луконин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2020. — № 114. — С. 20-22. — URL: https://novainfo.ru/article/17738 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться