Методическая работа вуза представляет собой комплекс мероприятий, способствующих повышению качества профессиональной подготовки выпускников средствами методического обеспечения и сопровождения образовательных программ. Данный процесс невозможен без участия преподавателей. Методическая работа преподавателя — это результат его деятельности в материалах, излагающие общие подходы, содержание, способы и методы обучения, (программы рекомендации, методические комплексы, доклады и т.д.), направленные на повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства, и тем самым, способствующий более высокому уровню подготовки молодых специалистов.
Методическая работа преподавателя планируется заведующим кафедрой на учебный год и отражается в индивидуальном плане преподавателя. В содержание её включают элементы всех видов методической работы, а её объём, соотношение составляющих видов и конкретное наполнение определяются штатной должностью преподавателя.
Профессор кафедры контролирует методическое обеспечение курируемых дисциплин; разрабатывает рабочие программы или руководит разработкой рабочих программ по данным дисциплинам; организовывает и руководит учебно-методической и научно-исследовательской работой; организовывает и руководит научно-исследовательской работой студентов, принимает участие в повышении квалификации педагогических работников кафедры, оказывает методическую помощь начинающим преподавателям; разрабатывает и представляет на утверждение все требуемые виды учебно-методической литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, методические указания и другой методический материал) по читаемым дисциплинам; готовит заключения на учебно-методическую литературу, разрабатываемую на кафедре, в университете или представляемую на рецензирование из других вузов.
Доцент кафедры разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке все требуемые виды учебно-методической литературы по читаемым дисциплинам согласно плану издательской деятельности; разрабатывает рабочие программы по курируемым дисциплинам; самостоятельно выбирает и использует методики обучения, учебные пособия, учебники, методы оценки знаний студентов; разрабатывает и представляет на рассмотрение заведующему кафедрой учебные и научно-методические материалы; передает в собственность университета подготовленные в рамках выполнения служебного задания учебники, монографии, учебные пособия, методические указания, рабочие программы и другие виды методических разработок и интеллектуальной собственности.
Старший преподаватель участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников; обеспечивает выполнение учебных планов и программ; подготавливает к изданию методические рекомендации, учебники, учебные пособия по читаемым дисциплинам; выполняет решения кафедры и распоряжения заведующего кафедрой по вопросам методической работы; разрабатывает и предоставляет на рассмотрение заведующему кафедрой учебные и научно-методические материалы.
Комплекс мероприятий методической работы осуществляется в каждом вузе, в любом образовательном пространстве. Методическая работа должна отвечать принципам целесообразности, научности и социальной обусловленности в работе; все положения и выводы должны быть научно обоснованы, направлены на развитие современных технологий, форм и методов воспитания и обучения, иметь практическую направленность, возможность использования в вузе. Методическая работа каждого преподавателя должна стать достоянием всего коллектива, поэтому методической работой должен заниматься каждый преподаватель учебного заведения, это его должностная обязанность.
Проблема методической деятельности преподавателя вуза актуализируется в связи с изменением образовательного пространства. Целью педагогической деятельности преподавателя вуза в современных образовательных условиях является достижение качественного результата — бакалавр, специалист, магистр, — что свидетельствует об их профессиональной готовности. От качества учебно-методической деятельности преподавателя вуза зависит качество методического обеспечения реализуемых в вузе образовательных программ. Внутривузовская система обеспечения качества предполагает систематическое проведение мониторинга методической деятельности преподавателей.