Местное самоуправление в России

№18-1,

юридические науки

Понятие Местного самоуправления, его правовая основа, реформы, сравнение. Местное самоуправление на разных этапах развития государства начиная с Древней Руси по настоящий период. Рассматривается три этапа развития Земской общины.

Похожие материалы

В своей статье я бы хотела рассказать о становлении и развитии Российского местного самоуправления.

Начнем с понятия «Местное самоуправление», это деятельность граждан, состоящая в решении вопросов местного значения, а именно местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата; сход граждан и другие. Так же граждане могут управлять муниципальной собственностью. Основным федеральным нормативным актом, регулирующим вопросы собственности, является Гражданский кодекс РФ. Согласно статье 215 Гражданского кодекса муниципальной собственностью является «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям».

Правовую основу местного самоуправления составляет:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,

До настоящего момента идет становление и развитие местного самоуправления, успешно опираясь на исторический опыт. Земство стало порождением самодержавия. Управлением делами занимались помещики, это производило влияние на земство. По своей сути земства были противоположны, и поэтому не смогли стать частью государственного аппарата. А кроме того, их деятельность была обусловлена принципом самоуправления. Земство намного эффективней разрешало не только проблемы сельского хозяйства и обеспечения жизнедеятельности людей, а также решало вопросы по привлечению населения к политической деятельности.

Согласно "Положению о земских учреждениях" в 1864 году вводится выборный принцип в земское собрание, члены которого именовались "гласными". Считаю особенным моментом то, что «гласные» не обладали особыми привилегиями среди населения, но это звание являлось почетным и пользовалось большим уважением.

На начальном этапе в земских общинах разбирались хозяйственные вопросы. В дальнейшем, привлекая население в деятельность земства, постепенно расширились границы и в круг вопросов входил уже целый комплекс социально-экономических и культурно-просветительных мероприятий. Сотрудничество с другими земствами, а именно заключались договора и стало возможным проведение всероссийских съездов. При этом растет численность земских периодических изданий, происходит обмен изданиями между разными земствами, в результате которого происходит обмен опытом земской деятельности. Ни один из политических институтов не оставил после себя столько уникальных печатных изданий, сколько земства, что оставило в истории России богатый опыт для всех этапов построения демократии

Вторая земская реформа 1890 года численность членов, так или иначе участвующих в работе земства, достигает 67% от общего числа сельского населения. Это очень повлияло на активность земской деятельности и всего населения.

Третья реформа (1917г.) земские собрания - открыты для всех желающих. Уже решены основные организационно-финансовые вопросы волостного земского управления.

  1. совершенствование выборов на демократических началах
  2. пересмотр действующего Положения и устранение в нем государственной опеки
  3. подавления самостоятельности городского и сельского самоуправления
  4. улучшение финансового обеспечения его деятельности,
  5. учреждение мелких городских единиц в крупных городах
  6. выделение из земств более крупных городов и предоставление им широких прав взаимодействия с другими городами и земствами, включая права на образование разного рода союзов. А так же изменилась организация поселкового самоуправления - по принципу "упрощенного" городского управления.

Произошло демократическое преобразование в губернских и уездных земствах, включая введение более мелкой земской единицы - волостного земства. Внесены изменения Земского Положения, в котором также устранялись опека за деятельностью земств и разного рода подавления самостоятельности. Были приняты меры по улучшению финансового обеспечения земской деятельности и обеспечено право на образование союзов и товариществ с другими городами и земствами. Кроме того, были преобразованы полицейские управы в земскую и городскую выборную милицию, введены административные суды, которые были призваны охранять законность.

Коренной реформы требовали многочисленные поселки, которые, чаще всего, были вовсе лишены самоуправления. В основу реформы Временное правительство положило идею, что дела земельные должны разрешаться особо и только теми, кому принадлежит в данном сельском обществе земля. А дела мирские должны отойти к бессословному сельскому самоуправлению.

Но добровольные организации были лишены прав по взиманию налогов для решения вопросов благоустройства. Поэтому уездные земские управы выясняют в каких населенных пунктах следует ввести поселковое самоуправление немедленно и вопрос этот решается уездным земским собранием. В сущности "поселковое самоуправление" рассматривается как "переходная ступень к городскому самоуправлению".

Для поселкового самоуправления определяется тот же круг дел, как и для городского. Законом предусматривается и тесное сотрудничество земства и поселкового самоуправления, а также участие поселкового самоуправления - по соглашению с уездными и губернскими земскими учреждениями - во всякого рода земских мероприятиях, совершаемых за их счет и под их руководством.

Обращение к собственной истории в поисках решений злободневных проблем в принципе не лишено смысла, ибо в ней отражены национальные и культурные особенности развития общества. Именно в истории могут быть найдены необходимые решения, пути достижения искомых результатов и выявлены ошибки, которых следует избегать.

Сегодняшняя реформа местного самоуправления, даже в сравнении с наиболее прогрессивной западной формой, может получить большее развитие. Но для этого необходимо, хотя бы отчасти, перенять опыт земств - и уже этим реализовывать принцип преемственности.