Методы оценки инвестиционной привлекательности аэропортовых предприятий

NovaInfo 128, с.26-27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются методы оценки инвестиционной привлекательности аэропортовых предприятий для повышения спроса платежеспособности на воздушный транспорт. Инвесторами оценивается насколько данный объект инвестирования более подходящий для развития бизнеса в транспортной отрасли.

Ключевые слова

АЭРОПОРТ, ИНВЕСТОР, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ, ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Текст научной работы

В современных условиях формирования экономики, полное объединение Российской Федерации с международной транспортной системой невозможна без формирования отечественных авиаперевозок, качество услуг и, стоимость которых значительно зависит от развития авиатранспортной инфраструктуры, главной составляющей которой является аэропорт. Аэропорт, как совокупность сооружений, которые предназначены для поддержания воздушных судов, является одновременно и первоначальной точкой, а также окончательным звеном авиатранспортного движения, а в одном из случаев — и транзитным перевалочным пунктом.

С момента объединения авиакомпаний в частные, рыночные условия поставили перед руководителями аэропортов, государственными контролирующими органами новые задачи, которые на опыте аэропортовых компаний Российской Федерации показывают, что развитие стабильной аэропортовой деятельности невозможна без дальнейших инвестиций, в том числе иностранных, представители которых уделяют пристальное внимание не только производственным, но и финансово-экономическим аспектам. Привлечение частного капитала для строительства аэропортовых объектов сопряжено со многими трудностями. Наиболее уязвимы региональные и местные аэропорты с грунтовыми взлетно-посадочными полосами. Именно за их счет сеть аэропортов сокращается, а отдача от инвестиций практически отсутствует.

На сегодняшний день из 304 аэропортов 63% аэродромов владеют взлетно-посадочной полосой с искусственным покрытием, остальные аэродромы содержат грунтовые взлетно-посадочные полосы. 70% аэродромов оборудованы системой светосигнального снабжения. За последние 11 лет только 25% искусственной взлетно-посадочной полосы подвергается переработки. В настоящее время срочного выполнения переработки требует 12% взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием, 18% взлетно-посадочной полосы с грунтовым покрытием предлагает выполнения капитального ремонта. Одна из основных причин нынешней ситуации с наземной базой — недостаточный объем инвестиций, направленных на содержание и развитие аэропортов.

В рамках данной статьи под инвестиционной привлекательностью аэропортовых предприятий мы понимаем набор характеристик (макроэкономический и микроэкономический уровень управления), позволяющий потенциальным инвесторам оценить, насколько данный объект инвестирования более привлекателен по сравнению с другими возможностями для развития бизнеса, инвестирование в объекты инфраструктуры в транспортной отрасли. Выявлено, что коммерческая деятельность, показатели доходов от авиационных и неавиационных услуг и в целом привлекательность позиции инвестора в значительной степени определяются одним из основных показателей объема: пассажиропотоком аэропортовой компании.

На объем пассажиропотока влияют внутренние факторы, на которые, в свою очередь, существенно влияют внешние региональные факторы, формирующие потребность в авиаперевозках сотрудников предприятий, расположенных на территории региона, где расположен аэропорт, уровень средней заработной платы в регионе, что стимулирует частные авиаперелеты.

Современная теория и практика использует концепцию инвестиционной привлекательности предприятия для определения эффективности инвестиционных решений. Следует также отметить, что в последние несколько лет тенденция увеличения доли неавиационных доходов (до 60-70%) характерна для большинства аэропортов мира, но в России ее активно развивают только аэропорты московского авиационного узла и некоторые крупные региональные центры.

Снижение платежеспособного спроса на воздушный транспорт, вызванное текущим кризисом в экономике страны, сопровождающееся уменьшением объемов гражданской авиации и проблемами с рентабельностью авиакомпаний, привело к сокращению традиционных авиационных доходов аэропортов.

Авиационная отрасль нуждается в адекватном финансировании проектов, в том числе инновационных, которые позволяют авиакомпаниям развивать передовые технологии и связанную с ними неавиационную деятельность. Для облегчения принятия инвестиционных решений необходимо разработать современную методику оценки инвестиционной привлекательности в аэропорты, которая позволит инвестору оценить и учесть все факторы, влияющие на будущее использование и эксплуатацию инфраструктуры аэропорта, и решить вопрос о том, как потенциальный объект инвестиций сопоставляется с аналогичными предприятиями в отрасли.

Основная цель разработки инвестиционного проекта для предприятий-реципиентов — провести их собственную оценку, а затем предоставить потенциальным инвесторам доказательства целесообразности и эффективности инвестиций.

Таким образом, основные принципы методологии оценки инвестиционной привлекательности аэропортовых предприятий заключаются в следующем:

  1. Принцип обоснованности. В настоящее время многие консалтинговые фирмы и эксперты, аналитики рынка предлагают соответствующие услуги по разработке и созданию бизнес-планов, а в некоторых случаях продвигают их потенциальным инвесторам.
  2. Принцип достижимости результата. Обычный принцип результативности (эффективности) предполагает получение инвестором результата проекта, превосходящего объем вложенных денежных ресурсов.
  3. Принцип объективности и сопоставимости расчетов. При оценке рейтинга инвестиционной привлекательности необходимо учитывать весовой коэффициент показателей оценки, который отражает важность и значимость принимаемых во внимание параметров.
  4. Принцип системности оценки объекта. При оценке инвестиционной привлекательности следует иметь в виду, что предполагаемый проект аэропорта представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая затрагивает интересы потребителей (населения, предприятий региона), региональных властей, транспортно-логистических сетей, инвесторов и т.д.
  5. Принцип системности оценки результатов вложений. При оценке результатов, как нами отмечалось выше (принцип 2), следует учитывать возможность достижения более глобальных эффектов по сравнению с типичными инвестиционными проектами. Следовательно, выбор показателей для оценки должен соответствовать уровню и цели получения эффекта (инвестор, регион, население и пр.)
  6. Принцип комплексности оценки результатов инвестиций. При оценке инвестиционной привлекательности и ожидаемых результатов инвестиций в деятельность аэропортовых компаний необходимо учитывать временные рамки возникающих эффектов: мгновенный, краткосрочный, среднесрочный, отдаленный.
  7. Принцип различия оценок эффективности вложений. При инвестировании в аэропортовый бизнес необходимо учитывать тот факт, что могут быть различия в оценках полученных результатов и эффект от проекта, а также несовпадение интересов разных участников инвестирования, что может приводить к разному подходу к установлению вариантов инвестирования.

Следует отметить, что эти принципы, указанные нами выше, далеко не исчерпывающие и могут быть интегрированы в оценку с точки зрения различных типов инвесторов. Это также важное условие взаимной согласованности этих принципов оценки.

Читайте также

Цитировать

Ким, В.Я. Методы оценки инвестиционной привлекательности аэропортовых предприятий / В.Я. Ким, А.В. Бочурова, Е.Ю. Иноземцева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 128. — С. 26-27. — URL: https://novainfo.ru/article/18802 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться