Стратегическое планирование — это выработка стратеги с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели.
На сегодняшний день это последнее достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в менеджменте вообще. Достаточно сказать, что в крупных компаниях в нем задействованы специалисты подразделения численностью от 20-30 до 50-100 человек. А стратегический план — это документ объёмом приблизительно 100 страниц, где будущее для руководителя расписано по заранее определенному трафарету с соответствующей степенью детализации. Проецируя все сказанное выше на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.
Из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что разработка стратегического плана предприятия — это очень актуальная тема, исследованию которой и посвящена исследовательская работа.
Цели и задачи предприятия
В зависимости от масштаба поставленных задач формулируют следующие цели:
- краткосрочную цель — на 1 год;
- среднесрочную цель — на 2-3 года;
- долгосрочную цель — на 3,5-5 лет;
- краткосрочные цели.
Увеличение годового объема продаж товаров на рынке РФ на 10%, а среднемесячного объема до конца 2013г. — 10,5 млн. руб.
Расширение рынка сбыта продукции с увеличением объема продаж на освоенных рынках стран РБ на 10% и выхода на неосвоенные рынки прилежащих регионов.
Задачи:
- увеличить за год долю реализуемой продукции за счет расширения существующей дилерской сети в РБ;
- провести в течение года маркетинговые исследования в соседних регионах, выполнить сегментацию рынка, определить потребности клиентов и конечных потребителей;
- провести маркетинговые исследования рынка продукции, определить потребности клиентов, определить рынки, с учетом результатов исследований разработать ассортимент товаров народного потребления для их производства на предприятии;
- увеличить в течение года на 15% -20% объем продаж отдельных видов продукции — хозяйственных товаров.
Среднесрочные цели:
- обеспечение устойчивой долгосрочной конкурентной позиции на рынке РБ;
- стабильное увеличение прибыли в среднем на 5-7% в год за счет увеличения рыночной доли ОАО "ЕПК Волжский" и объема продаж продукции предприятия на рынках РБ и РФ;
- расширение рынка сбыта путем продвижением продукции на рынки Поволжья;
- значительное улучшение потребительских свойств продукции через внедрение на предприятии международного стандарта качества ISO-9001.
Задачи:
- провести маркетинговые исследования по определению дефицита продукции, с учетом результатов исследований разработать и внедрить на предприятии ассортимент новых товаров;
- разработать более эффективную рекламную концепцию, направленную на конкретные группы потребителей;
- провести маркетинговые исследования рынков Поволжья, найти оптимальные варианты каналов товародвижения.
Долгосрочные цели:
- выйти в лидеры отечественных заводов-производителей;
- добиться устойчивых конкурентных преимуществ на рынках Поволжья;
- обеспечить ОАО "ЕПК Волжский" устойчивый ежегодный рост прибыли.
Маркетинговый план
План маркетинга представляет собой реализацию следующего ряда мероприятий на ОАО "ЕПК Волжский".
- Оценка главными специалистами конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов на них влияющих: разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
- Совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегии рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно товарной и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продукции;
- Разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;
- Оперативное информационное обеспечение о маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;
- Выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его производственно — сбытовой деятельности, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия, улучшению качества продукции, видоизменению в конструкциях изделий и т.д;
- Создание для ОАО "ЕПК Волжский" имиджа преуспевающей и надежной фирмы.