Стратегии экономической эффективности предприятий

NovaInfo 25, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 14
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье я рассказываю о тех стратегиях экономической эффективности предприятий, которые помогают не только малому бизнесу, но и крупному бизнесу повысить свою доходность

Ключевые слова

ЭКОНОМИКА, СОТРУДНИЧЕСТВО, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПРИБЫЛЬНОСТЬ, СТРАТЕГИИ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ

Текст научной работы

Каждое коммерческое предприятие основывает свою деятельность исходя из перспективы устойчивого генерирования прибыли и ее максимизации. Впервые концепция максимизации прибыли на предприятии была высказана А.О. Берлем и Г. Минзом (в 1976 г.). Затем ее развили М. Дженсен, У Меклинг (1979 г.) и другие. Недостатком данной концепции является то, что «максимизация прибыли» имеет некоторую долю условности при рассмотрении ее на практике. Критерий «максимальности» колеблется в зависимости от размера предприятия, сферы его деятельности, характера взаимоотношений с собственниками предприятия, наличия и характера производственных и финансовых целей, степени финансового состояния и т.д. Отсюда следует, что границы максимизации прибыли достаточно относительны и для каждого конкретного предприятия в каждый конкретный момент времени его функционирования могут значительно различаться.

Стратегия экономической эффективности предприятия, представляет собой совокупность целей и задач предприятия на перспективу, направленных на постоянное повышение уровня прибыльности (рентабельности) его деятельности и способствующих развитию на расширенной основе.

В качестве возможных стратегий экономической эффективности предприятия рассмотрим следующие:

  • стратегия экономической эффективности, обеспечивающей самофинансирование. С опорой на такую стратегию предприятие обеспечивает получение стабильно высокой прибыли, что позволяет финансировать деятельность на расширенной основе, то есть осуществлять за счет собственных финансовых ресурсов реальные инвестиции, обеспечивать прирост собственных оборотных средств, погашать долгосрочные кредиты с начисленными процентами, осуществлять финансирование социальных нужд, выплату дивидендов по всем акциям и т.п. Эта стратегия направлена на развитие предприятия и может использоваться длительное время;
  • стратегия экономической эффективности, обеспечивающей самоокупаемость. Стратегия направлена на получение прибыли достаточной для простого воспроизводства. За счет прибыли предприятие должно обеспечить выполнение финансовых обязательств перед государством, покрыть расходы на уплату процентов за кредит, сформировать финансовые резервы в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами, обеспечить формирование критического минимума собственных оборотных средств, выплатить объявленные дивиденды по привилегированным акциям и покрыть убытки прошлых лет. Такая стратегия хотя и оправдана, но малоперспективна и должна являться переходным этапом к самофинансированию;
  • стратегия неудовлетворительной прибыли. Предприятия балансируют на грани прибыльной и убыточной деятельности. Такие предприятия пытаются полностью использовать имеющиеся производственные мощности и ресурсы, чтобы обеспечить полную занятость рабочих и служащих, реализуют продукцию по ценам ниже рыночных, что не всегда обеспечивает покрытие понесенных затрат. Данная стратегия возможна при выходе из кризиса или при спаде — как неблагоприятном этапе жизненного цикла предприятия;
  • неприбыльная стратегия. Стратегия направлена на обеспечение «выживания» предприятия и сохранение производственных и трудовых ресурсов. Предприятия производят продукцию без ориентации на требования рынка, реализуют продукцию по ценам на уровне или ниже себестоимости без учета финансовых возможностей. Как правило, такие предприятия убыточны. Длительное использование этой стратегии может привести к банкротству.

Выбор стратегии предприятия с целью обеспечения экономической эффективности на основе роста прибыли обусловлен группами различных факторов, влияющих на нее. Однако, уровень экономической эффективности предприятия зависит от эффективного функционирования в совокупности трех основных подсистем предприятия: производства, маркетинга и финансов. Выбор данных подсистем обусловлен следующими причинами:

  • производство является сферой, в которой прибыль непосредственно создается и получает свое материально — вещественное выражение;
  • сбыт — сфера, в которой прибыль получает свое денежное выражение;
  • финансы обеспечивают формирование целевых денежных фондов путем распределения прибыли и других доходов между текущей и инвестиционной деятельностью предприятия, с одной стороны, и с другой, — являются своеобразным системным индикатором эффективного функционирования предприятия.

Матрица стратегий экономической эффективности предприятия (рис.1) базируется на степени соответствия его производственных, маркетинговых и финансовых возможностей требованиям рынка. Для определения положения предприятия на данной матрице и движения по ней необходимо рассчитывать следующие показатели:

P=\frac{Z}{1-E/C},

где Z — Постоянные затраты; E — Постоянные затраты на 1 ед. продукции; C — Цена 1 ед. продукции

F=V-P,

где P — порог безубыточности в стоимостном выражении, руб; F — запас финансовой прочности в стоимостном выражении, руб.; V — выручка от продаж продукции (работ, услуг), руб.

Таблица 1. Матрица стратегий экономической эффективности предприятия
F ≥ 0ПРОЧНОСТИ →ЗФП ≈ 0
P ≈ 0

I. Стратегия самофинансирования

III. Стратегия неудовлетворительной прибыли

P ≥ 0
← БЕЗУБЫ -ТОЧНОСТЬ →
P > 0

II. Стратегия самоокупаемости

← ЗАПАС

IV. Неприбыльная стратегия

P ≥ 0
F > 0ЗФП < 0

Порог безубыточности дает возможность определить тот объем выручки от продаж, при котором предприятие полностью покрывает свои затраты как переменные, так и постоянные. После прохождения порога безубыточности предприятие начинает устойчиво генерировать прибыль.

Запас финансовой прочности характеризует превышение фактической выручки от продаж над ее уровнем, обеспечивающим безубыточность, что позволяет устанавливать предел безопасности производственно — коммерческой деятельности предприятия, в границах которого она будет оставаться устойчиво эффективной (рентабельной).

Если P ≈ 0 и F ≥ 0, то предприятие находится в первом квадрате матрицы. Это высокоэффективное предприятие. В процессе производственно — коммерческой деятельности формируется самый низкий уровень безубыточности, при котором обеспечивается максимальный запас финансовой прочности, позволяющий получать стабильно высокий уровень прибыли, что дает возможность финансировать деятельность на расширенной основе. Вместе с этим такие предприятия способны обеспечить высокую степень финансовой устойчивости и финансовый рост.

Если P > 0 и F > 0, то предприятие находится во втором квадрате матрицы, с удовлетворительным уровнем экономической эффективности. Безубыточность производства находится на допустимом уровне, что позволяет формировать достаточный запас финансовой прочности. Следовательно, предприятие может обеспечивать устойчивое получение прибыли, достаточной для простого воспроизводства. Такие предприятия устойчивы не только в производственном отношении, но и в финансовом положении, но необходимо отслеживать уровень эффективности хозяйственных операций, чтобы выручка от продаж в случае ее снижения не достигла уровня безубыточности, иначе предприятие начнет получать убытки и понизит, а со временем и полностью утратит сформировавшийся уровень экономической эффективности.

Если P ≥ 0 и Z ≈ 0, то предприятие находится в третьем квадрате матрицы. Несмотря на пока еще эффективную деятельность, предприятие нарабатывает критически низкую прибыль, которой недостаточно для финансирования даже простого воспроизводства, т.е. самоокупаемости. В этом случае границы безубыточности производственно — коммерческой деятельности являются очень высокими, определяющими минимальный запас финансовой прочности. В результате такое предприятие утрачивает свои производственные, рыночные, а также финансовые позиции, являясь финансово неустойчивым.

Если P ≥ 0 и Z < 0, то предприятие находится в четвертом квадрате матрицы. Это абсолютно неэффективные предприятия. Безубыточность производственно- коммерческой деятельности характеризуется максимальным уровнем, при котором выручки от продаж недостаточно, чтобы сформировать даже минимальный запас финансовой устойчивости. Предприятие несет систематические убытки, что приводит к сокращению масштабов производственной деятельности, вовлечению в покрытие убытков собственного капитала с его последующей полной утратой. Это провоцирует возникновение неплатежеспособности и в финансовом отношении предприятие характеризуется как кризисное.

Для реализации стратегий экономической эффективности по избранным сферам деятельности (производство, маркетинг, финансы) предложены и обоснованы конкретные тактические организационно-экономические мероприятия (табл. 2).

Таблица 2. Направления достижения стратегий экономической эффективности деятельности предприятия

Сфера деятельности

Тип стратегии

Мероприятия для достижения стратегии экономической эффективности по сферам деятельности предприятия

Производство

Стратегия

самофинансирования

  • рост объемов производства;
  • оптимальный состав производимой продукции;
  • высокое качество производимой продукции;
  • обеспеченность необходимыми производственными ресурсами для интенсивных технологий в оптимальных пропорциях и в оптимальные сроки;
  • снижение переменных затрат на производство продукции;
  • снижение постоянных затрат.

Стратегия

самоокупаемости

  • средний уровень производства;
  • типичный состав производимой продукции;
  • высокое качество производимой продукции;
  • обеспеченность необходимыми производственными ресурсами для нормальных технологий в оптимальных пропорциях и в оптимальные сроки;
  • средние (колеблющиеся) переменные затраты на производство продукции;
  • средние постоянные затраты.

Стратегия

неудовлетворительной

прибыли

  • низкие объемы производства;
  • нерациональный состав производимой продукции;
  • низкое качество производимой продукции;
  • производственные ресурсы разбалансированы, поступают несвоевременно, либо отсутствуют в необходимых для производства количествах.

Маркетинг

Стратегия

самофинансирования

  • высокий уровень спроса на продукцию;
  • высокий уровень конкурентоспособности продукции;
  • увеличение темпов роста объема продаж;
  • высокие цены реализации.

Стратегия

самоокупаемости

  • умеренный уровень спроса на продукцию;
  • конкурентоспособность продукции;
  • стабильные темпы продаж;
  • средние цены реализации.

Стратегия

неудовлетворительной

прибыли

  • низкий спрос на продукцию;
  • сокращение объемов продаж;
  • низкие цены реализации.

Финансы

Стратегия

самофинансирования

  • устойчивый рост прибыли;
  • осуществление инвестиций;
  • погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним;
  • осуществление социальных мероприятий;
  • выплата дивидендов.

Стратегия

самоокупаемости

  • стабильная прибыль;
  • формирование финансовых резервов;
  • покрытие убытков прошлых лет;
  • погашение реструктурированных долгов;
  • выплата дивидендов по привилегированным акциям.

Стратегия

неудовлетворительной

прибыли

  • критически низкая прибыль, не обеспечивающая простого воспроизводства.

Применение предложенной матрицы позволит более точно идентифицировать возможные стратегические направления обеспечения экономической эффективности предприятий, а также определять для их реализации соответствующие организационно-экономические и финансовые мероприятия.

Читайте также

Список литературы

  1. А.А. Володин. Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник. — 2-е изд. / Под ред. A.A. Володина. — М.: ИИФРА-М. — 510 с.
  2. Шуляк П. Н. Финансы предприятия: Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2006. — 712 с.
  3. Мицек С.А. Краткосрочная финансовая политика на предприятии: учеб. пособие / С.А. Мицек. – Москва: КНОРУС, 2007. – 269 с.
  4. Терновых Е.В. Стратегия устойчивости сельскохозяйственного предприятия / Е.В. Терновых // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2013. - № 1 (36). – С. 351 – 357.

Цитировать

Коокуева, В.В. Стратегии экономической эффективности предприятий / В.В. Коокуева, Е.Н. Лиханин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 25. — URL: https://novainfo.ru/article/2175 (дата обращения: 07.12.2022).

Поделиться