Основная нормативная правовая база, регулирующая финансовый рынок в Российской Федерации, включает как ряд основополагающих федеральных законов (Закон о рынке ценных бумаг, "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 20 июля 1998 г. № 136-ФЗ, "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ, "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ), так и комплекс нормативных правовых актов Центрального банка РФ, ФКЦБ России и других органов государственного регулирования, регламентирующих вопросы валютной торговли, эмиссии ценных бумаг и порядка осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Тем не менее практика функционирования рынка финансовых деривативов показывает, что нормативная правовая база рынка нуждается в совершенствовании. В законодательстве по сути не разработаны антикризисные механизмы, которые должны быть направлены на предотвращение спекулятивных целенаправленных атак на курс национальной валюты со стороны отдельных банков или группы банков. Из-за отсутствия соответствующих норм внутренняя информация может безнаказанно использоваться для искусственного понижения или повышения курса акций. Не имеют какой бы то ни было системы государственного учета и регулирования форвардные контракты, низведенные до уровня карточной игры.
Глобальную проблему представляет собой недобросовестная рыночная практика, связанная с манипулированием ценами и использованием инсайдерской информации, - негативная черта, перенятая российскими участниками рынка производных финансовых инструментов у зарубежных профессионалов наряду с некоторыми положительными. И в этой области наше законодательство, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран, к сожалению, сильно отстает от жизни.
Манипулирование ценами. В соответствии с нормами российского законодательства и иных нормативных правовых актов профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны добросовестно осуществлять свою деятельность на фондовом рынке.
Пункт 2 ст. 51 Закона о рынке ценных бумаг устанавливает, что "профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе". Устанавливая запрет на осуществление манипулирования ценами, Закон не содержит разъяснений относительно того, какие действия профессиональных участников могут быть отнесены к манипулированию ценами. Поэтому указанная норма Закона без дальнейшего ее развития в нормативных правовых актах остается практически недействующей, поскольку участник рынка не знает, какие конкретно действия он не вправе совершать.
Практика регулирования российского рынка ценных бумаг идет по пути развития ведомственной нормативной базы, в связи с чем ФКЦБ России как орган государственного регулирования фондового рынка приняла ряд нормативных правовых актов, устанавливающих обязанность профессиональных участников рынка ценных бумаг добросовестно осуществлять свою деятельность на фондовом рынке, в том числе "не осуществлять манипулирование ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг, в том числе посредством предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе" (п. 2.1 Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденных постановлением ФКЦБ России от II октября 1999 г. № 9). Указанными Правилами установлены обязанности в отношении брокеров (дилеров) на рынке ценных бумаг.
Вместе с тем учитывая, что именно универсальные и фондовые биржи (организаторы торговли) являются тем местом, где брокеры (дилеры) осуществляют деятельность с ценными бумагами, ФКЦБ России установила особые требования к торговым площадкам: они обязаны утвердить перечень мер, направленных на предотвращение манипулирования ценами, включая описание системы контроля за объявлением заявок участниками торгов в течение торговой сессии, что и установлено п. 8.3 Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 16 ноября 1998 г. № 49. При этом в п. 8.1 указанного Положения ФКЦБ России дает определение манипулирования ценами:
"Манипулированием ценами признаются действия участника (участников) торгов, в том числе объявление заявок на совершение сделок с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами, совершение сделок с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами, сторонами по которым является одно и то же лицо, которые привели или могли привести к дестабилизации рынков ценных бумаг и (или) финансовых инструментов, в том числе к необусловленному объективными событиями, влияющими на рынок ценных бумаг, изменению цен спроса (предложения) ценных бумаг и (или) финансовых инструментов, либо числа заявок (сделок)".
Несмотря на то что ФКЦБ России делает попытку определить тот состав действий, которые участники рынка не вправе совершать и за которые они будут нести ответственность, приведенное определение страдает некоторыми неточностями и недоработками.
Во-первых, в соответствии с данным определением манипулированием ценами будут признаваться любые действия участника (участников) рынка, следствием которых является дестабилизация рынков ценных бумаг и (или) финансовых инструментов, что означает наступление ответственности за эти действия без вины. Таким образом, любая ошибка трейдера при вводе заявки в торговую систему будет автоматически квалифицирована как манипулирование ценами. Вместе с тем манипулирование ценами - это правонарушение (преступление -в зависимости от последствий) на рынке ценных бумаг, за совершение которого участники должны нести ответственность - административную или уголовную. Указанная ответственность, в соответствии с нормами административного и уголовного законодательства Российской Федерации, может наступить только при наличии вины (умысла или неосторожности). Если проанализировать некоторые действия по манипулированию ценами на рынке финансовых деривативов, то практически невозможно представить, что эти действия могут быть совершены по неосторожности (например, распространение заведомо ложной информации).
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 24 УК РФ "Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса". Особенная часть УК РФ не содержит статьи, предусматривающей такой состав преступления, как манипулирование ценами на финансовом рынке, однако с определенной степенью вероятности можно рассматривать ряд действий, подпадающих под манипулирование ценами, как разновидность мошенничества (ст. 159 УК РФ), которое может быть совершено только с прямым умыслом. Следовательно, определение манипулирования ценами должно по крайней мере содержать указание на то, что действия участников рынка являются умышленными, и определять направленность действий участников рынка.
Во-вторых, для того чтобы действия участников были определены как манипулирование ценами, только наступления определенных негативных последствий недостаточно. Необходимо установить, что действия участника или группы участников были направлены на наступление этих последствий - дестабилизацию рынка. Совершая недобросовестные действия, участники рынка осознают негативные последствия для рынка в целом и его участников (с целью получения определенных выгод для себя), желают их наступления либо сознательно их допускают или относятся к ним безразлично.
В-третьих, ни рассматриваемое определение, ни иные положения, содержащиеся в нормативных правовых актах ФКЦБ России, не дают ответа на вопрос: какие конкретно действия участников фондового рынка могут быть расценены как манипулирование ценами?
Это тем более важно, поскольку факт манипулирования ценами признается только в судебном порядке (п. 2 ст. 51 Закона о рынке ценных бумаг). Это положение означает, что те меры ответственности, которые могут быть применены к участникам, нарушившим законодательно установленный запрет на совершение действий по манипулированию ценами (например, приостановление или аннулирование лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг), могут быть применены ФКЦБ России только в случае судебного установления факта манипулирования ценами. На практике в результате отсутствия у регулирующего органа возможности без судебного решения применить меры ответственности к лицам, осуществляющим манипулирование ценами на фондовом рынке, отдельные участники фондового рынка продолжают использовать недобросовестные методы торговли.
Наряду с ФКЦБ России попытку регулирования недобросовестных методов торговли на фондовом рынке предпринял Банк России как орган государственного регулирования деятельности коммерческих банков, в том числе их деятельности на фондовом рынке. Так, особо следует обратить внимание на такой документ Банка России, как Методические рекомендации по проверкам кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, утвержденные письмом ЦБ РФ от 17 июня 1999 г. № 179-Т {далее- Методические рекомендации). Указанный документ является одним из наиболее полных документов, устанавливающих и разбирающих случаи недобросовестных рыночных практик на фондовом рынке. Определение манипулирования ценами и порядок выявления случаев манипулирования многим специалистам может показаться весьма спорным, однако именно в этом документе Банк России предложил подход к выявлению случаев использования недобросовестной рыночной практики.
Согласно п. 5.4.2 Методических рекомендаций манипулированием ценами являются действия, совершенные брокерами и/или дилерами, направленные на искусственное изменение курсовой цены фондового инструмента с целью извлечения прибыли от операций с данным фондовым инструментом или получения иной выгоды. Под курсовой ценой понимается рыночная цена, определяемая в соответствии с правилами торговли данным фондовым инструментом.
Для выявления фактов манипулирования ценами в процессе проверки деятельности кредитной организации заполняется соответствующий опросник. Положительные ответы на ряд вопросов свидетельствуют о наличии в действиях кредитной организации признаков манипулирования ценами. В соответствии с Методическими указаниями к таким действиям могут быть отнесены следующие:
- изменение рыночных цен в пользу кредитной организации путем:
- одновременного выставления поручений на покупку и продажу ценных бумаг на организованном рынке по ценам, явно (существенно) отличным от рыночных, с целью изменения рыночных цен в свою пользу или с целью извлечения другой выгоды;
- сговора двух или нескольких участников торгов или их сотрудников о покупке / продаже на организованном рынке ценных бумаг по ценам, явно (существенно) отличным от рыночных;
- совершения разовой купли-продажи крупных пакетов ценных бумаг, в результате которой цена последних сделок и рыночная цена ценных бумаг оказываются завышенными на несколько процентов;
- формирование благоприятной для себя рыночной конъюнктуры путем оказания информационного давления на рынок, в том числе путем распространения ложной информации о состоянии и перспективах развития различных сегментов рынка ценных бумаг, его участниках и инструментах;
- демонстрация фиктивной повышательной или понижательной ценовой тенденции или ложного впечатления ликвидности, в том числе:
- проведение сделок, не отвечающих требованиям законодательства, в которых обеими сторонами по сделке выступает один и тот же профессиональный участник рынка ценных бумаг, действующий от своего имени и за свой счет в качестве как продавца, так и покупателя (включая операции с собственными филиалами);
- проведение сделок, не отвечающих требованиям законодательства, в которых обеими сторонами по сделке выступает один и тот же клиент кредитной организации, для которого указанная сделка была осуществлена брокером, действующим от имени этого клиента.
Приведенный примерный перечень позволяет Банку России в процессе проверки деятельности кредитных организаций на фондовом рынке выявлять случаи использования участниками недобросовестных рыночных практик, однако как и ФКЦБ России, Банк России не может применить к нарушителям меры воздействия до установления факта манипулирования ценами в судебном порядке.
В процессе регулирования недобросовестной рыночной практики важную роль играют и организаторы торговли, поскольку именно на них регулятором возложены функции по предотвращению манипулирования ценами. Так, в Перечне мер по предотвращению манипулирования ценами при проведении торгов по ценным бумагам на Московской межбанковской валютной бирже перечислены следующие меры, направленные на предотвращение манипулятивных ситуаций на рынке:
- наличие системы контроля за подачей заявок на покупку / продажу ценных бумаг и заключением сделок (введение предельных лимитов колебаний цен в ходе торговой сессии и/или пред-торгового и/или послеторгового периодов торгового дня, при нарушении которых заявки автоматически отклоняются);
- осуществление текущего мониторинга в режиме реального времени и анализ по итогам торгов всех заявок и сделок, зарегистрированных в системе торгов с целью выявления действий, которые могут быть признаны манипулированием ценами, в соответствии с настоящим Перечнем. Проведение мониторинга осуществляется уполномоченными сотрудниками биржи, назначаемыми приказом генерального директора;
- использование для мониторинга системы торгов, а также специальных программно-технических средств;
- информирование уполномоченными сотрудниками биржи дирекции биржи о действиях, которые могут быть признаны манипулированием ценами, с целью подготовки запросов участникам торгов, а в случае получения неудовлетворительных ответов от участников торгов - направление документов в регулирующие органы.
Как видно, несмотря на правовой вакуум в вопросах регулирования недобросовестной торговли, в России сложилась система регулирования, направленная на предотвращение недобросовестных рыночных практик на рынке финансовых деривативов. Регулирование осуществляют государственный регулятор (ФКЦБ России и - отчасти -Банк России) и организаторы торговли, что соответствует принятой в международной практике системе регулирования финансового рынка.
Инсайдерская торговля. Недобросовестная рыночная практика представляет собой глобальную проблему финансового рынка. Инсайдерская торговля и манипулирование ценами - это две стороны одной медали, одной проблемы - проблемы недобросовестной торговли. Инсайдерские сделки, как и сделки, имеющие признаки манипулирования ценами на рынке, преследуют одну-единственную цель: извлечение материальной и/или иной выгоды с использованием незаконных способов, поэтому и относятся к общим способам недобросовестной торговли. Регулирование этих вопросов (выявление недобросовестных сделок и установление наказания за них) должно осуществляться едиными методами.
Однако несмотря на это, российское законодательство и нормативные правовые акты практически не содержат норм и положений, регулирующих инсайдерскую торговлю.
В общих чертах законодатель попытался урегулировать инсайдерские сделки Законом о рынке ценных бумаг (гл. 8 "Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг", ст. 31-33). В контексте указанного Закона инсайдерские сделки - это сделки, совершаемые с использованием служебной информации. В этом Законе приводится лишь определение служебной информации на рынке ценных бумаг (не отражает главного признака инсайдерской информации -влияние на цену финансового инструмента) и перечень лиц, располагающих служебной информацией (не полный). Закон содержит также запрет на использование служебной информации при совершении сделок на рынке ценных бумаг. К сожалению, для развития указанных норм этого Закона до сих пор не принят ни один нормативный правовой акт, и, таким образом, инсайдерская торговля на рынке финансовых деривативов сегодня практически не регулируется.