Разнообразие интерактивных упражнений для обучения чтению на английском языке

№25-1,

педагогические науки

Методы обучения иностранным языкам находятся в постоянном развитии, изменении и совершенствовании. Неотъемлемой частью обучения иностранным языкам является обучение рецептивным навыкам чтения и аудирования. Примечательно то, что обучение именно этим видам речевой деятельности зачастую вызывает особые трудности у учеников. Именно поэтому перед современным учителем встает задача организации эффективного учебного процесса, направленного на формирование высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции.

Похожие материалы

Формирование у учащихся рецептивных навыков чтения и аудирования является неотъемлемой частью формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Проблема современных школьников состоит в том, что сегодня у них нет желания читать даже на родном языке, не говоря уже об иностранном. Как же побудить учащихся читать на иностранном языке? Как вызвать у них желание читать как интенсивно, так и экстенсивно? По нашему мнению, наиболее эффективным механизмом формирования у учащихся желания к чтению на иностранном языке является использование интерактивных методов для чтения различных текстов во время уроков английского языка. Существует ряд предложений для разработки интерактивных упражнений для обучения чтению. Однако в изученной методической литературе наблюдается недостаток разработанных интерактивных упражнений для формирования рецептивных навыков на среднем этапе обучения. Ввиду этого в нашей работе мы попытаемся разработать комплекс упражнений для обучения чтению с помощью интерактивных методов на среднем этапе обучения. За основу нами будет использована система образцов интерактивных упражнений для обучения чтению, разработанная J. Harmer.

Метод ажурной пилки

Учащиеся читают короткий текст, в котором поднимается определенная проблема, а затем в трех группах они читают три различных текста, в каждом из которых описывается одно и то же (различные аспекты поведения, такого как злость, раздражение или различные подходы к проблеме, или разные части рассказа или необычного случая). Прочитав свои отрывки, они объединяются в группы, где каждый из учащихся читал разные тексты, и стараются, объединив усилия, рассмотреть проблему полностью, описать ситуацию в подробностях. Метод ажурной пилки - техника, обеспечивающая высокий уровень мотивации. Именно данный метод обеспечивает у обучающихся желание к чтению ввиду того, что после прочтения им предстоит объединение усилий т.е. интерактивное взаимодействие.

Метод головоломки

В отличие от метода ажурной пилки, существует множество различных методов, вызывающих интерес учащихся к чтению. Например, мы можем дать им тексты, каждых абзац в которых напечатан на отдельном листе бумаги. В данном случае учащимся необходимо расположить эти части в правильном порядке, чтобы получился целостный текст.

Учитель также может предложить учащимся серию писем по электронной почте, даты в которых перепутаны. Еще одним вариантом может быть задание, в котором части двух рассказов перепутаны между собой. Здесь задачей обучающихся становится не только расположить части текста так, чтобы получился связный рассказ, но и определить их принадлежности к тому или иному рассказу.

Использование газет

Виды упражнений, при которых могут быть использованы печатные издания или их онлайн версии, пожалуй, не имеет границ. Учитель может разработать все виды упражнений на соотнесение, такие как соотнесение статей и их заголовков, или соотнесение статей и соответствующих им иллюстраций. На более продвинутых уровнях изучения языка учитель может давать студентам различные статьи об одном и том же происшествии или проблеме, а затем попросить их найти различия между ними. Газетные заголовки могут быть использованы в качестве стимула для тренировки продуктивных навыков (говорения или письма). Так, например, учащиеся могут писать эссе, и высказывать свое мнение о той или иной проблеме.

Учитель также может давать студентам для прочтения небольшие объявления об отдыхе, людях или каких-либо вещах на их выбор. Позже такого рода тексты могут быть использованы в ролевых играх, где учащиеся могут делиться своими мыслями о том, почему они сделали тот или иной выбор.

Кроме того, можно предложить учащимся прочитать письма, которые люди пишут в газеты, а затем попросить их представить и описать, как выглядят авторы, какой образ жизни они ведут. Затем можно предложить составить ответы на письма.

Метод следования инструкциям

Учащиеся могут читать инструкции для простых операций (например, пользование телефонной будкой) и располагать части инструкции в правильном порядке. Они также могут работать с инструкциями в принтерам или к тому, как установить в них новый картридж с не большими картинками, которые обычно сопровождают их руководство по эксплуатации. Учитель также может давать учащимся инструкции по прочтению такого рода текстов.

Рецепты - особый вид жанра инструкций, который может быть использован для обучения чтению подобно инструкциям, описанным выше. Так, например, учащиеся могут читать рецепты и соотносить их с соответствующими им картинками. После этого, можно предложить учащимся ролевую игру, где они будут готовить воображаемую еду.

Метод использования поэзии

В группах каждому из учащихся предлагается строчка из стихотворения. Им не разрешено показывать их строку другим членам группы. Им разрешается только читать свою строчку вслух. Задачей учащихся является собрать стихотворение, расположив строки в правильном порядке. Пример стихотворения, который может быть использован для такого рода задания - "Fire and Ice" by Robert Frost:

Some say the world will end in fire,

Some say in ice.

From what I've tasted of desire

I hold with those who favour fire.

But if it had to perish twice

I think I know enough of hate

To know that for destruction ice

Is also great

And would suffice.

Конечно, данное стихотворение уместнее всего использовать для обучения учащихся не ниже уровня upper-intermediate.

Учитель также может предложить учащимся прочитать разные стихотворения, а затем, не показывая их стихотворение никому, они могут ходить по аудитории, находя сходства и различия между их собственным стихотворением и стихотворением других учащихся.

Еще один способ использования поэзии - это показ учащимся стихотворения строчка за строчкой (на проекторе или экране компьютера). При этом некоторые слова в строчкам могут быть закрыты. Когда учащиеся видят строчки с недостающими словами они стараются предугадать, какое слово может быть на месте пропуска. Во второй раз они видят первую букву в пропущенном слове. В третий раз появляется вторая буква и так далее. Этот метод - замечательная возможность мотивировать студентов к активизации уже имеющейся у них контекстуальной лексики.

Метод инсценировки отрывков рассказа

Учащиеся читают отрывок из пьесы или фильма. После того как проанализирован язык произведения, синтаксические конструкции, учитель организует инсценировку отрывка произведения. Это означает и пристальное внимание к тому, как произносятся строчки, к фразовому ударению, интонации, скорости речи и т.д.

Для такого рода упражнений можно использовать тексты различных жанров т.к. чтение текста вслух - навык устной речи - может быть успешен лишь когда учащиеся действительно изучили текст, поработали с лексическими значениями слов, и обдумали как наиболее успешно презентовать его в разговорной речи.

Метод прогнозирования с опорой на слова и картинки

Студентам предлагается набор слов из текста. Работая в группах, они прогнозируют, какой текст они будут читать или о чем будет идти речь в тексте. Затем, они читают текст и определяют, были ли их предположения правильными. Конечно, учителю не следует давать учащимся отдельные слова. Учителю нужно предлагать учащимся целые словосочетания и предложить им попробовать кратко обрисовать историю, которую им предстоит читать. Например, такие фразы как "knock on the door" или "Go away!", "They find a man the next morning", "He is dead", "James is in the lighthouse"помогут учащимся спрогнозировать (возможно, и не правильно, конечно), что в рассказе речь пойдет о владельце маяка, какой-либо угрозе и мертвом человеке.

Кроме этого учащимся могут быть предложены картинки из текста, сопровождающиеся небольшими отрывками из текста.

Метод различных отзывов

Существует множество вещей, которые учащиеся могут сделать с текстом для чтения кроме ответов на вопросы для проверки понимания, определения корректности или некорректности предложений или нахождения отдельных слов в тексте. Например, когда тест полон разнообразных фактов или информации о личностях, учитель может предложить учащимся организовать информацию в графиках или диаграммах. Учитель также может предложить учащимся описать людей, о которых в тексте идет речь (там, где нет описания внешности человека). Это будет побуждать учащихся визуализировать то, что они читают. Кроме того, можно предложить учащимся чтение рассказов, у которых отсутствует окончание. Таким образом, развиваются навыки прогнозирования. Альтернативой этому может быть поэтапное чтение текста с остановками, во время которых происходит прогнозирование содержания следующей части текста.

На более продвинутых уровнях изучения языка учитель может мотивировать учащихся к обсуждения отношения автора текста к проблеме. Также возможно вовлечение учащихся в анализ жанра произведения, где они изучают конструкции различных примеров или объявлений в журнале для того чтобы разработать типичную конструкцию текста (Harmer, J. How to Teach English. Pearson Education Limited. 2007. Р. 107-109.).

Итак, существует множество примеров интерактивных упражнений для обучения чтению на иностранном языке. Основным преимуществом данных упражнений является их интерактивный характер, позволяющий вовлечь в процесс чтения всех учащихся и мотивировать их к выполнению заданий. Будучи рецептивным навыком, чтение позволяет учащимся работать с информацией, которая будет полезна для тренировки продуктивных навыков (говорения и письма). Таким образом, достигается наиболее целостное формирование иноязычной коммуникативной компетенции.