Модели анализа конфликта

№12-1,

Социологические науки

С чего можно начинать исследование конфликта? Каждый исследователь находится в рамках какой-либо конкретной научной дисциплины, в которой под методологией понимается «совокупность используемых ею методов получения и подтверждения нового знания».

Похожие материалы

С чего можно начинать исследование конфликта? Каждый исследователь находится в рамках какой-либо конкретной научной дисциплины, в которой под методологией понимается «совокупность используемых ею методов получения и подтверждения нового знания» (СНОСКА: Социология в России. М.: «Институт социологии РАН», 1998.). С точки зрения практики, обращение к различным моделям объяснения необходимо для того, чтобы изначально определить некоторые стандарты, рамки, оценки, с которыми в дальнейшем можно соотносить реальную исследовательскую практику. Такие модели объяснения в социологии имеются, например, натуралистическая, бихевиаристская, интепретативная, этнометодологическая, функционалисткая, структуралистская.

Множество теоретических моделей можно встретить в рамках любой научной дисциплины, которые исследуют конфликты. Теоретические перспективы предполагают прикладной аспект научного исследования, тем самым, оказывая влияние на «выживание» исследовательских программ. Однако для конкретных практических задач научные методы исследования и вмешательства в конфликтные ситуации необходимо дополнять методами, приемами, принимаемыми решениями, представлениями и объяснениями, которыми пользуются, в том числе и конфликтующие стороны. Это значит, что в данной методологии научные знания и знания конфликтующих сторон имеют равные возможности влияния на конфликтную ситуацию, Это разные технологии: одна -технология исследования, другая - технология изменения.

Приведем примеры нескольких предлагаемых исследователями схем, позволяющих анализировать конфликты.

Пример первый.

Структура социального конфликта. Отношения

Схема 4. Структура социального конфликта. Отношения

Указанная выше структура выявлена на «основании сопоставления и обобщения, различных конфликтологических концепций, предложенных зарубежными и отечественными учеными» (СНОСКА: Васильева Е.И. Концептуальный анализ социального конфликта в современной американской социологии (1950-1990 годы). М: Институт социологии РАН. Автореферат дис. (канд. соц. наук), 1996. С. 66-74.).

В этой структуре четыре основных понятия:

  • Субъекты конфликта (конфликтующие стороны).
  • Отношения конфликтующих сторон.
  • Предмет конфликта.
  • Внешняя социальная среда.

(Эта схема ограниченная и не полная, приведена во всех учебниках по конфликтологии.).

Пример второй.

Универсальная авторская схема понятийного описания конфликта. (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов)

Схема 5. Универсальная авторская схема понятийного описания конфликта. (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) (СНОСКА: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 139.)

Это теоретическая модель, которая основывается на предельных понятиях: сущность, классификация, структура, функция, генезис, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение, исследовани и диагностика.

Пример третий.

Структурные элементы диагностики конфликта включают 27 этапов и понятий (авторская работа Ю.Е. Растова) (СНОСКА: Растов Ю.Е. Конфликтологическая сторона менеджмента. Барнаул, 1992. С. 9.).

  • Выяснение полного состава участников конфликта.
  • Определение роли каждого участника.
  • Выяснение мотивировок конфликтеров.
  • Выяснение предмета конфликта.
  • Выяснение интересов конфликтеров.
  • Выяснение целей конфликтеров.
  • Установление соответствия целей конфликтера его интересам.
  • Выяснение динамики зоны разногласия.
  • Выяснение повода или предлога конфликта.
  • Выяснение причины конфликта.
  • Выяснение первопричины конфликта.
  • Выяснение причин развития или свертывания конфликта.
  • Выяснение этапа (фазы) конфликта.
  • Определение знака конфликта.
  • Определение формулы конфликта.
  • Установление типа конфликтного поведения.
  • Установление соответствия установок конфликтера на тип конфликтного поведения.
  • Анализ реальных конфликтных противодействий.
  • Установление баланса сил конфликтеров.
  • Выяснение длительности конфликта.
  • Установление степени остроты конфликта.
  • Выяснение энергетики конфликта.
  • Определение психофона конфликта.
  • Определение цены конфликта для каждого конфликтера.
  • Определение цены выхода из конфликта каждого конфликтера.
  • Сопоставление цены конфликта с ценой выхода из него.
  • Определение подходящей к данному случаю модели решения конфликта.
  • Эти этапы включены в практические технологии, которые реализует Растов Ю. и его группа.

Пример четвертый.

Основные понятия фаз конфликта, описывающих конфликтное сосуществование. (С.П. Никаноров, З.А. Кучкаров, А.Г. Коваль, А.В. Костюк, А.Н. Шульпекин) (СНОСКА: Никаноров С.П., Кучкаров З.А., Коваль А.Г., Костюк А.В. Задача управления конфликтами в социальных системах//Проблемы и решения. М.: Концепт, 1995, №3. С. 35-36.). Ими выделяются основания, конфликтанты и фазы нагнетания напряженности: предконфликтное состояние - конфликтоген -напряженность - основание конфликта - конфликт - нагнетание напряженности -разрешение конфликта. Эти фазы исследуются на методологическом уровне и описываются существенные моменты перехода из одного состояния конфликта в другое.

Пример пятый.

Формальная структура противоборства сторон в юридической сфере на семи уровнях. (В. Н. Кудрявцев) (СНОСКА: Юридический конфликт: сферы и механизмы. Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1994. 4.2. С. 21-25.).

  • Проблемная (конфликтная) ситуация.
  • Составление классификатора и фиксация правового статуса взаимодействующих оргсистем.
  • Конкретизация требований сторон к конечному результату конфликта.
  • Фиксация действий сторон на основных стадиях «жизненного цикла» конечного результата конфликта.
  • Фиксация качественных и количественных характеристик кадров противоборствующих сторон.
  • Учет материальных, энергетических, финансовых, информационных, интеллектуальных, людских, временных ресурсов противоборствующих сторон.
  • Анализ и прогноз действий сторон в чрезвычайных ситуациях.
  • Описывается формальная структура конфликта как с точки зрения права и закона, так и с точки зрения каждой конфликтующей стороны.

Пример шестой.

Картография конфликта. (X. Корнелиус, Ш. Фэйр) (СНОСКА: Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М, 1992. С. 153.).

Картография конфликта.

Каждый участник конфликтной ситуации заполняет эту карту сам или с партнерами.

Заполнение ее состоит из трех этапов:

  • Этап 1. Определить проблему заявления общего характера.
  • Этап 2. Опознать и назвать главных участников.
  • Этап 3. ответить на вопросы: - «Каковы нужды и опасения каждого участника или группы?».

Это практический уровень рассмотрения конфликта.

Пример седьмой.

Понятийная схема исследования социального конфликта (В.Н. Шаленко) (СНОСКА: Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: МГУ, 1992. С.18.).

Отмечается, что важным методологическим ориентиром служит адекватная понятийная схема изучаемого явления. Поэтому он рассматривает конфликт в рамках основных четырех категорий:

  • Структура конфликта (факторы и причины, оппоненты в конфликте, предмет, инцидент, условия протекания конфликта, преследуемые оппонентами цели.)
  • Динамика конфликта (возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта).
  • Функции конфликта (интеграция социальной организации, сигнализация о плохом состоянии дел, поддержка инноваций и творчества, улучшение психологического климата, проблематизация спокойного существования, стабилизация отношений, обучение и познание).
  • Типология конфликта.
  • Структура конфликта выявлена в результате исследований трудовых конфликтов в организации.

Пример восьмой.

Анализ конфликта акционирования на приватизированных предприятиях А.К. Зайцев, анализирует в логике раскрытия следующих понятий (СНОСКА: Зайцев А. К. Конфликт акционирования на приватизационных предприятиях.//Социальный конфликт. Калуга. КаИС. 1994. №2(2). С. 52-67.):

  • Приватизация в свете теории конфликта.
  • Содержание конфликта.
  • Действующие силы в конфликте.
  • Динамика конфликтов.
  • Стратегия и тактика основных оппонирующих сил.
  • Прогноз разрешения конфликта.
  • Эта практическая схема апробирована группой Калужского Института социологии под руководством А. Зайцева.

Пример девятый.

Городской конфликт, который представлен в книге, был исследован в аналитической схеме, которая включала в себя несколько информационных блоков (см. гл. V):

  • Первичный поверхностный анализ.
  • Информационный фон: городские газеты, телеи радиоинформация.
  • Правовое пространство конфликта.
  • Опросы жителей.
  • Информирование жителей.
  • Процессы самоорганизации и механизм самоуправления.
  • Эмоционально-психологический фон.
  • Акции протеста.
  • Сопутствующие проблемы.

Нет смысла подвергать критическому анализу указанные схемы. Очевидно, что некоторые из них являются теоретическими, а некоторые практическими. И все-таки, для корректной оценки результатов научного исследования, могущего оказать влияние на изменение действий конфликтующих сторон, стандартом являются рамки исследовательской программы и схемы, позволяющие проводить

анализ конфликтов. Оценка же результатов их применения, а также их выбор напрямую связаны с изменением реальной конфликтной ситуации, в которой ставятся определенные задачи и цели в рамках нормативно-правового поля, имеющих малое (или опосредованное) отношение к науке.

Таким образом, в литературе по конфликтам можно выделить работы, в которых наиболее полно представлены подходы к анализу конфликтов, как с точки зрения теории, так и с точки зрения управления процессами в конфликтной ситуации. В них раскрываются:

  • аналитическая схема исследования конфликтов;
  • типология конфликтов;
  • анализ развития конфликтов с точки зрения формальной структуры; противоборствующих сторон;
  • диагностика ситуации, в которой конфликт является катализатором формирования организационной культуры;
  • анализ ситуации с точки зрения нарушения функционирования и типов отношений в организации;
  • социальная диагностика ситуации с точки зрения иерархической, многоуровневой организации практического (включенного в деятельность) сознания конфликтующих сторон.

В России накапливается достаточный и специфический исследовательский материал, включающий социально значимые и практически ориентированные подходы к конфликтам с точки зрения демократических преобразований в обществе.

Если исследователь разрабатывает теорию, не задумываясь о ее применении, то ценность ее будет зависеть от возможности ее использования в практике. В этом заключается диалектическое взаимодействие между теорией и практикой и это взаимодействие должно быть предъявлено, как некоторый культурный образец воплощения высокой идеи - как человеку сбрести в себе Человеческое в конфликте.

Несомненно, что профессионализм является тем условием, при котором проведенная диагностика конфликтной ситуации позволит конфликтующим сторонам вместе с конфликтологом выбрать те методы и те технологии, которые будут способствовать переводу разрушительных процессов в конструктивное русло. Такие задачи и такая функция осуществляются в практике управленческого консультирования.