Изображение льва на каменной плите из раскопок в Юрьеве-Польском

№25-1,

исторические науки и археология

В данной статье рассматривается геральдическое значение символа льва. Несомненна актуальность данного вопроса в связи с находкой барельефа относящегося к собору Георгия Победоносца который находиться в городе Юрьев – Польской.

Похожие материалы

Владимир является одним из древнейших городов России. Не удивительно, что именно во Владимирской области мы можем встретить массу увлекательных исторических находок, способных поведать нам не только об укладе жизни в далекие от нас времена, но и о знаниях, культуре которой владели наши предки.

Побывав в стенах археологического музея нашего университета, я увидела интереснейшую находку. На каменной плите было представлено изображение льва, этот барельеф относился к собору Георгия Победоносца который находиться в городе Юрьев - Польской. Основателем этого собора был князь Святослав Всеволодович, именно по его заказу был выстроен этот прекрасный памятник архитектуры, относящийся к 13 веку. История этой церкви сложна, собор обветшал и в 1230 г. был разобран князем Святославом и восстановлен уже через 4 года. Именно Святослав украсил собор интересующими нас рельефами. Но и после этого церковь не устояла, в 15 веке большая часть здания обрушилась, восстановлением собора занялся купец В. Д. Ермолов, но после реставрационных работ собор потерял свои прежние пропорции.

Символ льва тесно связан с Владимиром достаточно обратить внимание на герб Владимира. Изображение льва встречается во многих культурах, для каждого народа оно имеет свое значение. Сталкиваясь с геральдическим изображением льва, мы привыкли толковать его как символ силы, мужества, защиты, величия. Но не заложен ли в этом символе более глубокий смысл? Ссылаясь на краткую энциклопедию символов, мы можем сказать, что лев имеет для нас двойственное значение: «Лев несет в себе и солярный, и лунный символизм, олицетворение и добра, и зла. В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей. С другой стороны, лев символизирует жестокость, свирепость, звериный образ жизни. Он — символ войны и является атрибутом богов войны».

Действительно, лев в нашем понимании, подобен огню и солнцу, он может быть опасен для нас, но может и принести нам пользу. В данном противоречии проявляется диалектичность нашего мира, нашедшая отражение и в искусстве. Если обратиться к мифологии, то мы найдем связь между темной богиней ночи и разрушения – Гекатой и львом. Лев является олицетворением Гекаты, одним из ее обликов, а следовательно он выражение разрушающей, злой силы. Но не стоит забывать и о положительном образе льва. Он, как царь зверей соотносится, как с божественной, так и с земной властью. Лев это символ благородства, аристократичности, по своей сути он благ, если его не злить, но вступая с ним в бой, человек рискует проститься с жизнью.

Если переходить от более общего понимания символа льва, к его христианской трактовке, мы должны сказать, что символика льва амбивалентна т.е. «с одной стороны он означает силу и мощь Христа, его царственное начало как Царя Иудейского, а с другой — способность Христа спасти христиан из пасти «льва рыкающего», то есть дьявола. Кроме того, существовало поверье, что львята рождаются мертвыми, и жизнь вдыхается в них родителем, поэтому лев является символом воскресения». Возможно данное поверье связанно с тем, что животные семейства кошачьих, рождаются слепыми, с закрытыми глазами, что в христианском понимании связанно со смертью. В приведенной выше цитате мы вновь замечаем двоякость символа льва, он олицетворение и Бога и дьявола. Бога лев олицетворяет т.к. его величественный внешний вид, и могущество льва, заставляют людей воспринимать его природу не иначе как божественную. Но, как мы понимаем лев опасен для человека, он несет в себе смерть, внушает страх. В христианской традиции Бог благ, стало быть он не может вызывать подобных чувств, следовательно, этим характеризуется сущность богу противоположенная, то есть дьявол.

Львы часто изображены на храмах возле входа, их цель не только оберегать обитель бога, но и поддерживать устои церкви. Возможно именно поэтому лев становиться эмблемой не только Христа, но и многих святых, Марка, Иеронима, Игнатия, Адриана, Евфимии и др. «Уже на раннехристианских саркофагах изображения Л. воплощают идею грядущего воскресения. Образ льва распространённый в пластике романских церквей, а также каменно узорочатых владимиро-суздальских храмов), понимается как бдительный страж святыни». Есть поверье, что лев спит с открытыми глазами, так он не подпустит к святилищу никого, кто бы мог нанести ему вред. Изображение львов на стенах храмов это, прежде всего защитный символ, некий оберег, символ Христа и многих святых, вечных защитников своей веры и церкви.

В заключение можно сказать, что лев это один из древнейших, распространенных повсеместно символов, значение которого довольно противоречиво. Каждая культура по - своему интерпретирует этот символ, единой его трактовки не существует. Но не смотря на это во многих традициях присутствует двойственность понимания льва, он есть часть и добра и зла. Для христианства символика льва тесно связанна с Иисусом Христом, это объясняет распространенность изображений на храмах этого величественного животного. Лев это мудрый страж, стоящий на защите дома божьего, вечный символ божественного величия и возрождения.

Список литературы

  1. Вагнер Г.К. //Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980.
  2. Энциклопедия символики и геральдики - Лев [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9B%D0%B5%D0%B2,_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5 (дата обращения: 13.05.2014).