Современная Россия переживает этап глубоких экономических, политических и социальных реформ. Чрезвычайная сложность, противоречивость и многоплановость происходящих процессов общественного развития требует изменения форм и методов государственного воздействия на различные сферы жизни общества. Это в свою очередь, объективно определяет возрастание требований к государственным служащим. Значительной части наших чиновников еще не достает ни опыта службы, ни соответствующих знаний и умений. Актуальность данной темы заключается в недостаточности профессионализма и компетентности служащих современного государственного аппарата. [2]
Говоря о правовой базе, следует сказать, что в настоящее время профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих регулируются законодательством: Федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, основными из которых являются:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 61 - 63); [1]
- Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ»
В настоящее время подготовка квалифицированных профессиональных управленческих кадров и ее научно-методическое обеспечение является важным направлением государственной политики Российской Федерации. Ведь для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, необходимо иметь профессионально подготовленные для этих целей кадры и именно от их профессиональных знаний зависеть развитие нашей страны. [4]
Основными проблемами являются:
- противоречие между устаревшими стереотипами управленческой деятельности и требованиями современного этапа развития общества;
- отсутствие сети специализированных учебных учреждений;
- отсутствие эффективных средств и форм взаимодействия государственных органов.
Формирование профессиональной государственной службы требует совершенствования системы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования государственных служащих. Для преодоления данных проблем необходимо осуществить со стороны государства следующее: [3]
- обязательность и непрерывность процесса обучения и его непосредственной связи с продвижением по карьерной лестнице;
- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы;
- совершенствование системы профессиональной подготовки государственных служащих на основе анализа опыта зарубежных стран;
- внедрение в поведение чиновников навыков мотивирующего воздействия на окружающих;
- взаимодействие и взаимоподдержка на государственной службе.
Таким образом, профессиональная подготовка государственных служащих в настоящее время не может быть эффективной без соответствующего научно-методического обеспечения, без объединения усилий в этом направлении преподавателей, научных сотрудников, самих государственных и муниципальных служащих.