Полипарадигмальность современной науки: последствия и причины

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены последствия полипарадигмальности современной науки с точки зрения различных авторов. Выведена классификация основных причин полипарадигмальности современного знания.

Ключевые слова

ПАРАДИГМА, ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

Полипарадигмальность современной науки уже является признанным фактом. Тем не менее, изучение этого явления представляется актуальным, так как многие аспекты полипарадигмальности остаются неисследованными. Современная социология также полипарадигмальна и предполагает возможность и необходимость использования разных подходов к осознанию изучаемых ею явлений и процессов.

Непосредственно в данной работе будет использоваться определение, данное в «Кратком словаре основных логических понятий»:

Парадигма – совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. [4]

Полипарадигмальность, по мнению С.И. Григорьева и Ю.Е. Растова, имеет как позитивные, так и негативные следствия.

Первые выражаются в том, что полипарадигмальность обеспечивает разносторонность социологических исследований, создает возможность рассмотрения одного и того же явления в разных аспектах, обнаружения в нем многих граней. Вторые осложняют сопоставление полученных в разных исследованиях данных и выводов в ситуациях, когда эти исследования основываются на разных парадигмах. [1]

Райдугин Д.С. в статье «Проблема полипарадигмальности современной социологии молодежи» отмечает, что полипарадигмальность может сыграть – и играет – коварную роль для любого социального ученого. Позволяя науке, с одной стороны, избавиться от «классического» догматизма, полипарадигмальность вместе с тем способствует эклектизму и в бесконтрольной ситуации приводит к методологическому хаосу, в котором нивелируется сама идея любой науки – постижение истины. [3]

Таким образом, явление полипарадигмальности признается и изучается многими авторами. Однако в выделении причин полипарадигмальности современной науки единого среди ученых мнения нет.

Райдугин Д.С. в уже упомянутой статье, говоря о полипарадигмальности социологической науки, отмечает, что мировое социологическое сообщество находится в активном социологическом поиске. Намечается несколько стратегий, в числе которых: использование разных теоретических подходов к анализу данного предмета; отказ от жесткого сайентистского подхода в пользу гибкого, интерпретативного; отказ от объяснения социальных явлений и процессов в пользу их аналитического описания». Он говорит о том, что полипарадигмальность социологии стала результатом ситуации постмодерна, в которой сейчас находится наше общество и, как следствие, адаптирующаяся к социальным реалиям наука. [3]

Более полную классификацию причин современного «парадигмального бума» в науке можно вывести, проанализировав работу Ю. Черепахина «Парадигма Единой Жизни». В статье автор выделяет узловые проблемы науки, которые не позволяют ей комплексно подойти к решению вопроса об улучшении человеческой жизни. Тем не менее, указанные проблемы можно обозначить как основные причины полипарадигмальности научного знания.

Итак, причины современного «парадигмального бума» могут заключаться в следующем:

  1. Фрагментарность современной науки. Наука изучает отдельные фрагменты реальности и сама делится на отдельные дисциплины. У нас нет единой философии, которая осветила бы всю жизнь и стала бы питать и организовывать все научные направления, чётко определяя структурные связи между ними. «Научные дисциплины ходят с прожекторами, высвечивая каждая свой участок, но как хочется Солнышка, которое бы осветило ВСЮ нашу реальность и дало, наконец, возможность увидеть – где мы находимся и куда держим путь…» [5]

  2. Проблема соотношения естественного и гуманитарного знания. Ю. Черепахин отмечает, что все наши науки выросли на лозунге: «больше ясности и продуктивности в естественных и формальных отраслях и больше тумана и демагогии в гуманитарных и социальных отраслях».

  3. Переход науки от старой мировоззренческой модели к новой. Происходит формирование подходов к изучению многих явлений, процессов, систем и т.д. в рамках старой и новой парадигм науки. [5]

Платонова С.И. также говорит о переходе науки к постнеклассическому этапу. Причинами развития социальных теорий, на ее взгляд, являются процессы, происходящие как в самой науке, так и в обществе. Речь идет о развитии науки от классического этапа к постнеклассическому, что подразумевает изменение общефилософской эпистемологии, ее познавательных стандартов, принципов, развитие научной картины мира, усложнение предмета исследования, интеграцию естественнонаучного и гуманитарного знания, заимствование методов. [2]

Таким образом, основную причину полипарадигмальности современной науки многие авторы видят в переходе науки на новый, постмодернистский этап.

Анализ различных авторских подходов к изучению явления полипарадигмальности позволяет сделать вывод о том, что «парадигмальный бум» в современной науке, в частности в социологии, является фактом признанным. Кроме того, многие ученые говорят, преимущественно, об отрицательном воздействии полипарадигмальности на современную науку.

Однако в последнее время в социологическом знании все же отмечаются тенденции метапарадигмального синтеза и установление диалога между науками.

Читайте также

Список литературы

  1. Григорьев, С.И., Растов, Ю.Е. Основы современной социологии. Учебное пособие / С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов. – Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2001. – 138 с.
  2. Платонова, С.И. Парадигмальный характер социального знания : дис. … : д-р филос. наук / С.И. Платонова; Российский ун-т дружбы народов. – М., 2014. – 271 с.
  3. Райдугин, Д.С. Проблема полипарадигмальности современной социологии молодежи / Д.С. Райдугин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: научный журнал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.online-science.ru/m/products/social_sciense/gid298/pg0/ (дата обращения: 14.11.2014)
  4. Синюк, А.И., Яковлева, Е.В. Краткий словарь основных логических понятий: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов вузов / А.И. Синюк, Е.В. Яковлева. – Нижнекамск: Изд-во Нижнекамского муниципального института, 2008. – 39 с.
  5. Черепахин, Ю. Парадигма Единой Жизни / Ю. Черепахин // Этико философский журнал «Грани эпохи» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://grani.agni-age.net/articles10/4015.htm (дата обращения – 15.11.2014)

Цитировать

Воробьева, А.А. Полипарадигмальность современной науки: последствия и причины / А.А. Воробьева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2748 (дата обращения: 19.05.2022).

Поделиться