Всемирная туристская организация как важнейшая организация мирового туризма

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 29
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы функционирования мирового рынка туризма, работы организаций занимающихся регулированием туристической отросли, а также история создания ЮНВТО. Другим вопрос, затронутым в статье является страхование в туризме, существующие проблемы России в области туризма. Данные проблемы весьма актуальны, так как туризм занимает значительное место в экономике многих стран.

Ключевые слова

МИРОВОЙ РЫНОК ТУРИЗМА, ЮНВТО, РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА, СТРАХОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ

Текст научной работы

Как и любая другая сфера человеческой трудовой деятельности, индустрия туризма является сложной системой, требующей постоянного внимания со стороны регулирующих органов и институтов. Значительное расширение международного туристского оборота обусловило необходимость его правового регулирования как на региональном, так и международном уровне. Одним из инструментов достижения оптимальной международной среды для эффективной туристической деятельности является создание специализированных международных туристских организаций.

На сегодняшний день Всемирная туристская организация (ЮНВТО) является одним из главных представителей туризма в ООН и действует как самая авторитетная и влиятельная организация в мировом туризме.

Кроме того, ВТО занимается разработкой, созданием и утверждением международных актов, а затем следит не только за их исполнением, но также и за реализацией уже существующих правил, поощряя разрешение международных туристских связей.[1; с.67]

Однако данная ситуация возникла не сразу, авторитет организации формировался на протяжении десятилетий.

Таблица 1. Исторические этапы в становлении ЮНВТО

1925 г.

Год создания. Международный конгресс официальных туристских организация (ICOTT), Гаага (Нидерланды).

1946 г.

ICOTT переименован в Международный союз официальных туристских организаций (IUOTO; МСОТО)/ Штаб-квартира в Женеве, в составе 109 национальных туристических организаций и 88 ассоциированных членов.

1967 г.

МСОТО преобразован в межправительственный орган, сотрудничающий с другими организациями, входящими в ООН: Всемирной организацией здравоохранения, ЮНЕСКО и другими.

1969 г.

Генеральная Ассамблея ООН. Принятие резолюции о роли Международного союза официальных туристских организаций в сфере туризма.

1974 г.

Решение о преобразовании МСОТО во Всемирную туристскую организацию (ВТО).

1975 г.

Первая генеральная ассамблея ВТО. Мадрид (Испания).

1976 г.

Официальный статус исполнительного агента программ развития туризма в ООН. Размещение штаб-квартиры в Мадриде (Испания).

1977г.

Подписание официального соглашения между ЮНВТО и ООН по реализации программы развития ООН.

2003 г.

Получение статуса специализированного учреждения Организации Объединённых Наций с названием UNWTO (ЮНВТО/ВТООН).

2006 г.

Расширение состава ВТООН до 150 национальных туристических организаций, 7 территорий и около 300 ассоциированных членов (предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации).

2011 г.

Расширение состава Всемирной туристской организации. 154 страны.

24-29 августа 2013 г.

20-я сессия Генеральной ассамблеи ВТО — высшего руководящего органа организации. Виктория-Фоллс (Зимбабве).

Устав ВТО, утвержденный в 1970 году, закрепил цели, задачи, характер, организационную структуру и функции данной организации. Устав закрепляет открытость ЮНВТО и предусматривает три категории членства: действительные, ассоциированные и присоединившиеся члены.

  • Статус действительного члена может быть предоставлен всем суверенным государствам;
  • Статус ассоциированного члена может быть доступен всем территориям или группам территорий, не являющимся ответственными за осуществление своих внешних отношений;
  • Статус присоединившихся членов — международные организации, межправительственные, неправительственные, а также коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в туризме.

Постоянным наблюдателем за деятельностью ВТО является Ватикан. [4]

Для решения большого объема задач, возникающих в деятельности организации, была осуществлена ее структуризация.

Организационная структура ЮНВТО
Рисунок 1. Организационная структура ЮНВТО

Генеральная ассамблея — Высший орган руководства ЮНВТО. Он созывается каждые два года.

Исполнительный совет является руководящим органом ЮНВТО и включает: действительных членов (избираются Генеральной Ассамблеей). Срок полномочий действительных членов Совета — четыре года. Испания как страна, размещающая у себя штаб-квартиру ЮНВТО (Мадрид), имеет одно постоянное место в Исполнительном совете.

В ЮНВТО имеется шесть региональных комиссий, которые занимаются развитием туристической отросли в соответствующем регионе:

  • Африка (48 стран);
  • Американский регион (23 страны);
  • Восточная Азия и Тихоокеанский регион (18 стран);
  • Южная Азия (9 стран);
  • Европа (44 страны, в том числе республики бывшего СССР, из них членов Европейского союза — 20);
  • Ближний Восток (12 стран).

В состав комиссии входят все Действительные и Ассоциированные члены из соответствующего региона. Заседания комиссий организуются минимум один раз в год, но при необходимости возможны и более частые заседания.

Секретариат имеет в своем составе около 90 постоянных сотрудников, работающих в штаб-квартире ЮНВТО в Мадриде. Генеральному секретарю в его работе помогает заместитель. Сотрудники организации отвечают исполнение программы работы и выполнение задач, которые ставят перед ними члены организации. Для обслуживания потребностей, присоединившихся членов ЮНВТО в мадридской штаб-квартире работает исполнительный директор. К секретариату также относится вспомогательное региональное бюро для Азиатско-Тихоокеанского региона, которое расположено в Японии и финансируется правительством Японии.

Комитеты ЮНВТО были созданы для разработки рекомендаций по менеджменту и общему содержанию работы организации, к ним относятся: Бюджетно-финансовый комитет, Комитет по статистике и макроэкономическому анализу туризма, Комитет по устойчивому развитию туризма, Комитет по обеспечению качества, Комитет по образованию, Деловой совет ЮНВТО, Всемирный комитет по этике туризма.[4]

Основной задачей Международной туристской организации является «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, все общее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии».[3; ст.3 п.1]

В настоящий момент времени, ЮНВТО уделяет огромное внимание разработке общех стратегии и планов развития туризма в уголках Земли, нормативно-правовой базе туристской деятельности, политике, связанной с эффективным использованием туристской инфраструктуры, правом собственности на землю и имущество в зонах отдыха, созданием национальных парков и заповедников и т.д. [2; с.98]

В ЮНВТО существуют также специализированные комитеты, образованные членами Всемирной туристской организации для разработки рекомендаций по управлению и содержанию программы работы.

В рамках изучения вопроса о деятельности региональных комиссий ВТО возникает понимание необходимости решения вопроса о создании отдельной региональной комиссии для РФ. Для выхода с подобной инициативой, России необходимо разработать комплексный план повышения туристической привлекательности нашего региона, включающий в себя:

  • разработку эффективной стратегии продвижения отечественного туристского продукта с целью привлечения в страну туристов из дальнего зарубежья (имеется ввиду именно посещение России в целях рекреации, познавательных целях, так как в настоящее время процент посещения РФ в деловых целях достаточно велик);;;;;;
  • отделение Федерального агентства по туризму (Ростуризм) из Министерства спорта, туризма и молодежной политики и формирование на его основе самостоятельного министерства (Министерство туризма);
  • разработку и утверждение критериев оценки эффективности участия России в деятельности ЮНВТО и т.п.

Другим фактором, в значительной степени препятствующим продвижению России на мировом туристическом рынке является проблемы страхования в туристической сфере.

Ряд стран способствовали развитию страхования в России своими требованиями по наличию полиса медицинского страхования у туристов из РФ посещяющих их территорию. Данное требование вполне обоснованно и даже необходимо в значительной степени и для туристов и для страны, в которую они совершают въезд. Таким образом госорганы стран посещения сняли с себя обязательства по охране здоровья иностранных граждан, а российские туристы получили право на необходимую медицинскую помощь в случае ее необходимости.

Посольства и консульства таких стран как Германия, Франция, Нидерланды, Финляндия, Чехия, Эстония и некоторые другие, отказывают российским гражданам в визе без предъявления полиса.

Но даже в данной системе страхования имеются свои недоработки. При посещении безвизовых территорий, которые соответственно не требуют обязательного страхования, значительное количество туристов не считают нужным приобретение медицинской страховки.

Другой проблемой является то, что даже некоторые визовые государства как например Германия, Финляндия, выдают визы при предъявлении полисов только тех страховых компаний, которые прошли аккредитацию в посольствах и консульствах этих стран. Но важным моментом является то, что иностранцы очень часто не имеют всей информации о ситуации на страховом рынке России, в результате чего в консульских учреждениях этих стран появляются списки аккредитованных у них российских страховщиков, содержащие грубейшие ошибки.

Имеется и другая проблема связанная с тем, что конкурируя между собой страховые компании удешевляют полисы путем уменьшения включаемых в них услуг, а значит объем страховой помощи для туриста становится минимальным.

Еще одной трудностью является то, что турист покупает путевку в турфирмах, которые имеют договор с определенным страховым агентом, а значит не имеют полноты выбора оптимальных для себя условий.

Устранение этих проблем должно помочь пробиться России на международный туристический рынок и занять там достойное место.

Важнейшим событием в развитии международного туризма принято считать утверждение ЮНВТО на VI сессии ее Генеральной ассамблеи (1985 г.) Хартии туризма и Кодекса туриста.

Хартия туризма представляет собой основной международный документ, в котором закреплены нормы, правила и принципы отношений государств друг с другом в области туристской деятельности. Хартия основывалась на тех положениях, которые были разработаны в Манильской декларации по мировому туризму и Документе Акапулько.

В ней содержится призыв о содействии принятию мер, позволяющих всем странам участвовать во внутреннем и международном туризме, защищать и охранять в интересах нынешнего и последующих поколений человечества туристскую среду, включающую в себя собственно человека, природу и экологию, общественные отношения и культуру всех народов. Также отмечается, что туризм призван содействовать глобализации, интеграции и развитию контактов с местным населением с целью улучшения взаимопонимания и взаимного обогащения разных наций культурой других народов.

Одной из составляющих частей Хартии туризма является Кодекс туриста. Им определяются правила и нормы поведения, права и обязанности туристов в ходе совершаемого ими путешествия. Туристы, согласно этому Кодексу, должны своим поведением содействовать взаимопониманию и дружеским отношениям между нациями и народами, и таким образом способствовать сохранению и развитию мира.

Из всего выше сказанного следует, что ЮНВТО на сегодняшний день действительно является международным институтом регулирования туристической деятельности в правовой сфере, и в других сферах, которые затрагивают туристический оборот. Благодаря созданию этой организации происходит эффективное и быстрое развитие туристической отросли в мире, а значит и улучшение отношений между государствами и народами разных стран.

Читайте также

Список литературы

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм [текст] / Учебное пособие для вузов. -М.: Аспект Пресс, 2011. - 464 с.
  2. Немоляева М.Э., Ходорков Л.Ф. Международный туризма [текст]: вчера, сегодня, завтра. / Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2005. - 176 с.
  3. Тарасова И.Ю. Диссертация: «Всемирная туристская организация (ЮНВТО) и Россия: политические аспекты взаимодействия».[текст] / Учебное пособие – М.: Кнорусс 2011.- 131с.
  4. Официальный сайт ЮНВТО [электронный ресурс]: http://www.unwto. org/index_r.php.
  5. Официальный текст Устава ЮНВТО [электронный ресурс]: http://base.garant.ru/2540356/
  6. Официальный текст Хартии туризма [электронный ресурс]: http://tourfaq.net/travel-business/xartiya-turizma/
  7. ВТО и туристический бизнес в России. [электронный ресурс]: http://www.djoen.ru/notebook/vto-i-turisticheskij-biznes-v-rossii.html

Цитировать

Егорова, Е.В. Всемирная туристская организация как важнейшая организация мирового туризма / Е.В. Егорова, О.Н. Ефимов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2726 (дата обращения: 30.11.2022).

Поделиться