Развитие предпринимательства в стране требует от государства создание комплекса необходимых мер и благоприятных условий. Результативность от создания благоприятного климата для бизнеса- достаточно высока: экономический рост, рабочие места, налоги бюджет и т.д. Однако общество также ожидает от бизнеса и обратной линии. В РФ понимание определения «социальная ответственность бизнеса» носит неоднозначный характер.
Наиболее всеобъемлющим определением в российской практике является определение Ассоциации менеджеров России, которая толкует социальную ответственность бизнеса (корпоративная социальная ответственность) как философию поведения и концепцию выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры:
- Производство качественной продукции и услуг для потребителей;
- Создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала;
- Неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п;
- Построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами;
- Эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;
- Учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;
- Вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества [1].
Принципы социальной ответственности бизнеса (корпоративной социальной ответственности) распространяются по всему миру и вовлекают новые страны и организации в данную сферу. Не смотря на единство этих принципов, они приобретают определенные особенности в той или иной стране. Для рассмотрения зарубежного опыта в области социальной ответственности бизнеса предлагаю рассмотреть данную сферу на примере США, Западной Европы и Великобритании.
США являются лидером мировой экономики на протяжении долгого периода времени и зачастую самые передовые практики берут свои начала именно в этой стране. Так, одной и таких практик является сфера корпоративной социальной ответственности. Для Соединённых Штатов Америки в сфере корпоративной социальной ответственности, как и во многих других сферах экономики характерно меньшее по сравнению с другими странами вмешательство государства и предоставление максимальной самостоятельности компаниям в определении своего общественного вклада.
В то же время государство поощряет социально ответственные компании налоговыми льготами, зачетами и иными мерами, закреплённые на законодательном уровне.
Итак, проанализировав модель корпоративной социальной ответственности в США можно выделить следующие особенности:
- Минимальная вовлеченность государства в данную сферу. Основу государственного регулирования КСО в США составляет экономическое стимулирование;
- Американская модель социальной ответственности бизнеса инициируется самими компаниями.
Активное внедрение корпоративной социальной ответственности в европейских государствах началось с принятия Европейской комиссией в 2000г. «Зеленой книги о КСО». Согласно данному документу под корпоративной социальной ответственностью понимается концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой.
Во многих странах Европы законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование и ряд других социально значимых вопросов.
Итак, проанализировав европейскую модель социальной ответственности бизнеса можно выделить несколько особенностей:
- Правовое регулирование данной сферы. Оно осуществляется на наднациональном, национальном и местном уровне;
- Существует определенная юридическая ответственность компаний. Является базой для любой формы социальной ответственности в Европе;
- Экономическая ответственность перед работниками предприятий и местными сообществами.
Также хотелось бы выделить Британскую модель корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность в Великобритании сочетает в себе элементы американской и европейской моделей. Сходства с европейской моделью является поддержка бизнеса со стороны государства и активное участие правительства Великобритании в данной сфере. Одновременно присутствуют и американские элементы, которые особенно четко проявились после реформ Маргарет Тэтчер. Британская модель корпоративной социальной ответственности сформировалось в период экономического кризиса 1972-1982 гг. Правительство не смогло самостоятельно решить экономическое проблемы и крупные компании активизировали свою деятельность в сфере корпоративной социальной ответственности. Была сформирована ассоциация «Бизнес в сообществе», которая представляет собой партнёрство государства и бизнеса для решения социальных проблем общества. В настоящее время эта организация осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
- Образование и молодежь;
- Предприятие и культура;
- Борьба с безработицей;
- Устойчивый рынок;
- Рабочие места и сотрудники.
Целый ряд законодательных актов устанавливает льготный режим налогообложения для компаний, ведущих свой бизнес социально ответственно и с позиций деловой этики, особенно в вопросах эффективного использования энергии, вторичной переработки отходов производства.
В 2005 году в Великобритании была создана должность Министра по КСО. Существует специальный сайт, посвященный поддержке КСО.
Немаловажную роль в сфере корпоративной социальной ответственности в Великобритании занимают СМИ. Газета «Times» еженедельно публикует индексы социально ответственных компаний.
Итак, сфера корпоративной социальной ответственности в Британии имеет следующие особенности:
1. Существенная роль государства.
- Действует целый ряд законодательных актов;
- Существует должность Министра по КСО;
- Существует официальный сайт, посвященный поддержке КСО.
2. Повышенный интерес и влияние СМИ.
- Публикация индексов и рейтингов социально ответственных компаний.
Таким образом, проанализировав международный опыт различных государств в сфере социальной ответственности бизнеса можно сделать вывод, что каждое государство участвует в этой сфере исходя из различных факторов. Также, стоит отметить, что Российской Федерации пошло бы на пользу внедрение некоторого положительного международного опыта в этой сфере:
- Усилить роль государственного регулирования в этой сфере;
- Привлекать крупные СМИ в процесс информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса;
- Создать специальный сайт по поддержке социальной ответственности бизнеса.