Использование информационных технологий в преподавании базовых экономических дисциплин

NovaInfo 32
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены основные и наиболее востребованные информационные технологии, необходимые для качественной подготовки специалистов экономического профиля

Ключевые слова

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Текст научной работы

В настоящее время перед российским обществом стоят серьезные задачи формирования новой конкурентоспособной, инновационной экономики, основанной на применении эффективных ресурсосберегающих технологий. Для управления экономикой нового типа требуются высококлассные специалисты экономического профиля, обладающие интеллектуальным человеческим капиталом [1]. Их обучение требует особого подхода.

Сегодня традиционные формы и методы обучения уже не удовлетворяют потребностям и целям новой экономики. И как следствие этого, в высшей школе активно идет разработка новых педагогических технологий, в том числе и информационных.

При обучении и формировании профессиональных навыков экономистов нового поколения крайне необходимо использовать информационные технологии на основе электронных баз знаний, электронных мультимедийных учебников и учебных пособий, электронных библиотек, компьютерных презентаций, Интернет технологий и проч.

При изучении базовых дисциплин экономического профиля, к каким относятся экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, институциональная экономика, мировая экономика и международные отношения, важно сформировать у студентов базовый понятийный аппарат, понимание основных экономических принципов, экономических законов развития общества, заложить основы успешного освоения выбранной специальности в будущем путем развития заинтересованности студентов в процессе обучения, навыков освоения необходимой литературы, самостоятельного поиска новой информации, особенно имеющий практическую ценность. С этой нелегкой задачей преподавателю помогают справляться новейшие информационные технологии, которые все чаще применяются в процессе обучения.

Наиболее простым и самым распространенным способом использования информационных технологий на сегодняшний день является использование ссылок на бесплатные информационные Интернет-ресурсы [4]. Такие ссылки обычно включаются в списки основной или дополнительной литературы, рекомендуемой для самостоятельного использования слушателями при подготовке к занятиям.

Среди открытых сетевых ресурсов для дисциплин экономического профиля можно рекомендовать общедоступные серверы Государственной думы и Совета Федерации РФ http://www.duma.ru, Правительства РФ http://www.gov.ru, Федеральной службы государственной статистики РФ http://www.gks.ru, Центрального банка РФ http://www.cbr.ru, предоставляющие различную статистическую, правовую и бизнес-информацию, касающуюся экономического развития нашей страны.

При изучении курса мировой экономики и международных отношений целесообразнее использовать первоисточники статистической информации официальных международных организаций, например, таких как Всемирная торговая организация (ВТО) http://www.wto.org, Всемирный банк http://www.worldbank.org, Международный валютный фонд (МВФ) http://www.imf.org, Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) http://www.unido.org, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) http://www.oecd.org/, Организация объединенных наций (ООН) http://www.un.org/russian/, а также интеграционных группировок, например, Европейского Союза http://www.europa.eu.int и других. Кроме того, можно использовать данные Федеральной службы государственной статистики РФ http://www.gks.ru по разделу «Международные сопоставления».

Важным средством поддержки преподавательской деятельности является использование компьютерных презентаций в программе Power Point, что позволяет наглядно визуализировать ту информацию, которую студенты получают от преподавателя. Этот метод значительно облегчает восприятие и усвоение новых знаний, так как позволяет задействовать не только слуховую, механическую, но и зрительную память студентов при освоении информации. Кроме того, презентация всегда вносит элемент новизны в учебный процесс, вызывая дополнительную заинтересованность в лекции. Возможности программы Power Point позволяют использовать рисунки, фотографии, различные цветовые решения слайдов, объемные схемы, таблицы и проч. Однако здесь важно соблюдать визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения с аудиторией.

Внедрение информационных образовательных технологий важно не только на лекциях, но и в сфере организации процесса образования, в самообразовании, индивидуальной подготовке студентов, особенно обучающихся по заочной форме [3]. Поэтому презентация может быть создана и использована также самими студентами, например, при выступлении на студенческой научно-практической конференции.

Применение компьютерных обучающих программ (КОПР) в ненавязчивой форме способствует лучшей усвояемости основных понятий, законов экономической теории и мировой экономики. Одним из основных достоинств КОПР является лаконичность изложения программы курсов. Основное содержание изучаемых дисциплин, представленное кратко, тезисно, в КОПР можно закрепить путем выполнения практических, контрольно-тестовых заданий и итогового задания по всем изученным разделам. В КОПР студентам, как правило, доступно пользование электронным словарем, который также повышает качество самостоятельного образовательного процесса.

В условиях новой экономики, стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижая привлекательность традиционной организации обучения. В новой системе обучения применимо использование электронных библиотек.

Электронная библиотека – любые собрания (коллекции) книг, учебников, пособий и т.д., размещенные на электронных носителях. Значительная часть электронных библиотек размещена в свободном доступе в сети Интернет, например, электронная библиотека экономической и деловой литературы http://www.aup.ru/library/, библиотека экономической и управленческой литературы http://eup.ru/Catalog/All-All.asp, финансовая электронная библиотека Миркин.Ру http://www.mirkin.ru, экономическая библиотека Economics http://www.economics.com.ua/lib/i, библиотека Воеводина http://enbv.narod.ru/, электронная библиотека по бизнесу, финансам, экономике и смежным темам http://www.finbook.biz/, электронная библиотека учебного центра "Бизнес-класс" http://www.classs.ru/library/, экономическая библиотека онлайн http://www.elobook.com/ и другие источники.

Электронные издания, библиотеки разрабатываются на основе гипер- и мультимедиа-технологий, которые позволяют структурировать и связывать между собой различные элементы изучаемого материала, которые могут быть не только в форме текста, но и в форме неподвижных и движущихся изображений, речи, видеороликов и проч. Гипермедиа–технологии предоставляют широкие возможности для организации педагогического процесса на качественно новом уровне. Набор обычных учебников и учебно–методических пособий при этом существенно дополняется.

Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучениестудентов, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения [5].

Однако трудности в использовании данных технологий связаны с необходимостью владения профессиональными навыками для их создания и организации, что зачастую неподвластно преподавателям с ученой степенью в области экономических наук и требует специальной поддержки сторонних лиц.

Индивидуальная работа студентов в рамках учебного и внеучебного процессов, а также научно-исследовательская деятельность, как известно, могут быть более эффективными при наличии возможности поддерживать постоянный контакт с преподавателем. Для этого следует организовывать активную работу студентов на центральном форуме образовательного учреждения, а также активно использовать электронные почтовые ящики преподавателя.

Таким образом, в современном мире существует большое многообразие полезных для процесса обучения информационных технологий и со временем появляются все новые и новые их виды. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность и качество образовательного процесса, облегчая труд преподавателей, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся, стимулируя дополнительную работу студентов.

Читайте также

Список литературы

  1. Лескина О.Н., Арапова А.С. Роль человеческого интеллектуального капитала в формировании национального богатства России// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. №12 (28). С.26-30
  2. Лескина О.Н. Приоритеты молодежной политики в современной России NovaInfo.Ru. 2015. Т.2.№ 30. С.49-52
  3. Лескина О.Н. Экономика: учебное пособие для школьников старших классов, абитуриентов высших учебных заведений, поступающих на экономические специальности. – Саратов: Вузовское образование, 2014
  4. Красильников О.Ю. Этапы использования Интернет-технологий в преподавании экономической теории http://www.polemics.ru/articles/
  5. Требунских П.В. Использование информационных технологий в преподавании экономики. http://festival.1september.ru/authors/

Цитировать

Лескина, О.Н. Использование информационных технологий в преподавании базовых экономических дисциплин / О.Н. Лескина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3290 (дата обращения: 25.01.2022).

Поделиться