К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним[1]. Для того, чтобы понять, за счет каких статьей формируются наибольшее и наименьшее количество налоговых поступлений, необходимо исследовать структуру налоговых поступлений.
Для того чтобы рассмотреть структуру налоговых доходов в консолидированный бюджет РБ и сравнить его со структурой поступлений в консолидированный бюджет РФ рассмотрим Приложение А.
Исходя из расчетных данных можно сделать ряд выводов:
- наибольшая величина налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ приходятся на такие статьи налоговых доходов: налог на добычу полезных ископаемых – 19-30%, акцизы – 16-23%, налог на доходы физических лиц – 17-18% и налог на прибыль организаций – 15-18%;
- наименьшая величина налоговых поступлений приходится на: транспортный налог с физических лиц – 0,5-1%, транспортный налог с организаций – 0,3-0,4% и налог на имущество физических лиц – 0,1-0,2%.
Далее рассмотрим динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ (таблица 1).
Таблица 1 Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ
Вид налога |
Темп роста, % |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Налог на прибыль организаций |
115.5 |
106.1 |
103.6 |
97.9 |
110.3 |
Налог на доходы физических лиц |
112.8 |
112.5 |
110.3 |
106.7 |
101.8 |
Налог на добавленную стоимость |
101.9 |
82.1 |
116.8 |
83.3 |
154.7 |
Акцизы |
122.7 |
122.1 |
113.2 |
104.9 |
77.9 |
Налог на имущество физических лиц |
33.3 |
300.0 |
100.0 |
133.3 |
100.0 |
Налог на имущество организаций |
104.2 |
109.5 |
121.0 |
101.0 |
107.1 |
Транспортный налог |
82.4 |
121.4 |
117.6 |
115.0 |
121.7 |
Земельный налог |
109.1 |
100.0 |
150.0 |
127.8 |
108.7 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
152.5 |
113.4 |
105.0 |
113.2 |
120.8 |
Итого |
120.1 |
109.6 |
109.6 |
104.1 |
108.1 |
По расчетным данным видно, что общая динамика налоговых поступлений имеет положительную тенденцию, но при этом, она весьма нестабильна. Так, налог на прибыль организаций в целом имеет положительную динамику, но в 2014 г. относительно 2013 г. его величина снизилась на 2,1%. Динамика налога на добавленную стоимость также имеет нестабильный характер, в 2012 г. относительно 2011 г. его величина снижается на 17,9%, а в 2014 г. относительно 2013 г. – на 16,7%, в остальные годы его динамика положительна. Акцизы в целом имеют положительную динамику, но в 2015 г. их размер снизился на 22,1%. Что касается налога на имущество физических лиц и транспортного налога, то их динамика имеет отрицательный характер в 2011 г. относительно 2010 г. – 66,7 и 17,6% соответственно, а в остальной период времени поступления по данным видам налогов имеет положительную тенденцию. По налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогам и сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами динамика имеет положительную тенденцию в течении всего исследуемого периода времени.
Для оценки реальных и номинальных налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ проведем оценку динамики с учетом индекс потребительских цен (таблица 2).
Таблица 2 Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ с учетом инфляции
Год |
ИПЦ |
Номинальные доходы |
Реальные доходы в ценах предыдущего года |
Реальные доходы в ценах 2010г. |
||||||
Сумма поступлений, млрд. руб. |
Темп роста, % |
Сумма поступлений, млрд. руб. |
Темп роста, % |
Сумма поступлений, млрд. руб. |
Темп роста, % |
|||||
Цепной |
Базисный |
Цепной |
Базисный |
Цепной |
Базисный |
|||||
2010 |
108.8 |
163.8 |
- |
- |
163.8 |
- |
- |
163.8 |
- |
- |
2011 |
106.1 |
196.8 |
120.1 |
120.1 |
185.5 |
113.2 |
113.2 |
185.5 |
113.2 |
113.2 |
2012 |
106.6 |
215.7 |
109.6 |
131.7 |
202.3 |
109.1 |
123.5 |
190.7 |
102.8 |
116.4 |
2013 |
106.5 |
263.4 |
122.1 |
160.8 |
247.3 |
122.2 |
151.0 |
218.7 |
114.7 |
133.5 |
2014 |
111.4 |
246.1 |
93.4 |
150.2 |
220.9 |
89.3 |
134.9 |
183.4 |
83.9 |
112.0 |
2015 |
112.9 |
266.0 |
108.1 |
162.4 |
235.6 |
106.7 |
143.8 |
175.6 |
95.7 |
107.2 |
Оценивая динамику с учетом инфляции можно сделать вывод, что при исследовании налоговых поступлений в ценах предыдущего года, динамика имеет менее положительную тенденцию, в среднем на 2-3% ниже. При исследовании реальных доходов в ценах 2010 г. динамика еще менее положительна и в 2015 г. достигает отрицательного характера.
Сравним динамику номинального и реального объемов налоговых поступлений (рисунок 1).
По данным графика видно, что номинальные доходы имеют наиболее высокую положительную динамику. Далее идут реальные доходы в ценах предыдущего года, которые в 2013 году имеют отрицательную динамику. После чего идут реальные доходы в ценах 2010 г., которые имеют отрицательную тенденцию в 2013 и 2014гг.
Проблемой в данном случае выступает распределение налогов между уровнями бюджетной системы. Исходя из исследуемых данных, доля налоговых поступлений в федеральный бюджет ежегодно растет относительно доли поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ. К началу 2015г. задолженность региональных бюджетов перед федеральным бюджетом превысила 2 трлн. руб. В соответствии с вышеизложенными данными можно предложить внести некоторые поправки в бюджетный кодекс РФ, согласно которым в региональные и местные бюджеты будет направляться большее количество поступающих налоговых доходов.
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Состав и структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ
|
Год |
Удельный вес, % |
||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Всего поступило в консолидированный бюджет РБ |
163.8 |
196.8 |
215.7 |
236.4 |
246.1 |
266.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций |
29.6 |
34.2 |
36.3 |
37.6 |
36.8 |
40.6 |
18.1 |
17.4 |
16.8 |
15.9 |
15.0 |
15.3 |
Налог на доходы физических лиц |
29.8 |
33.6 |
37.8 |
41.7 |
44.5 |
45.3 |
18.2 |
17.1 |
17.5 |
17.6 |
18.1 |
17.0 |
Налог на добавленную стоимость |
26.3 |
26.8 |
22.0 |
25.7 |
21.4 |
33.1 |
16.1 |
13.6 |
10.2 |
10.9 |
8.7 |
12.4 |
Акцизы |
31.3 |
38.4 |
46.9 |
53.1 |
55.7 |
43.4 |
19.1 |
19.5 |
21.7 |
22.5 |
22.6 |
16.3 |
Имущественные налоги |
10.2 |
10.0 |
11.3 |
13.8 |
14.8 |
16.4 |
6.2 |
5.1 |
5.2 |
5.8 |
6.0 |
6.2 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Налог на имущество физических лиц |
0.3 |
0.1 |
0.3 |
0.3 |
0.4 |
0.4 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.2 |
Налог на имущество организаций |
7.1 |
7.4 |
8.1 |
9.8 |
9.9 |
10.6 |
4.3 |
3.8 |
3.8 |
4.1 |
4.0 |
4.0 |
Транспортный налог |
1.7 |
1.4 |
1.7 |
2.0 |
2.3 |
2.8 |
1.0 |
0.7 |
0.8 |
0.8 |
0.9 |
1.1 |
из него: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспортный налог с организаций |
0.6 |
0.6 |
0.6 |
0.6 |
0.7 |
0.8 |
0.4 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
Транспортный налог с физических лиц |
1.1 |
0.8 |
1.1 |
1.3 |
1.5 |
2.1 |
1.0 |
0.4 |
0.5 |
0.5 |
0.6 |
0.8 |
Земельный налог |
1.1 |
1.2 |
1.2 |
1.8 |
2.3 |
2.5 |
0.7 |
0.6 |
0.6 |
0.8 |
0.9 |
0.9 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
32.2 |
49.1 |
55.7 |
58.5 |
66.2 |
80.0 |
19.7 |
24.9 |
25.8 |
24.7 |
26.9 |
30.1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
налог на добычу полезных ископаемых |
32.0 |
49.0 |
55.6 |
58.4 |
66.2 |
80.0 |
19.5 |
24.9 |
25.8 |
24.7 |
26.9 |
30.1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Нефть |
31.7 |
48.4 |
55.0 |
57.8 |
65.6 |
79.3 |
19.4 |
24.6 |
25.5 |
24.5 |
26.7 |
29.8 |