Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан

NovaInfo 46, с.96-100, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2

Аннотация

В статье проведен анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан. Выявлены основные тенденции развития налоговых поступлений. Проведен анализ динамики с учетом индекса потребительских цен.

Ключевые слова

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН, НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, СТРУКТУРА, НАЛОГИ, ДИНАМИКА

Текст научной работы

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним[1]. Для того, чтобы понять, за счет каких статьей формируются наибольшее и наименьшее количество налоговых поступлений, необходимо исследовать структуру налоговых поступлений.

Для того чтобы рассмотреть структуру налоговых доходов в консолидированный бюджет РБ и сравнить его со структурой поступлений в консолидированный бюджет РФ рассмотрим Приложение А.

Исходя из расчетных данных можно сделать ряд выводов:

  1. наибольшая величина налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ приходятся на такие статьи налоговых доходов: налог на добычу полезных ископаемых – 19-30%, акцизы – 16-23%, налог на доходы физических лиц – 17-18% и налог на прибыль организаций – 15-18%;
  2. наименьшая величина налоговых поступлений приходится на: транспортный налог с физических лиц – 0,5-1%, транспортный налог с организаций – 0,3-0,4% и налог на имущество физических лиц – 0,1-0,2%.

Далее рассмотрим динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ (таблица 1).

Таблица 1 Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ

Вид налога

Темп роста, %

2011

2012

2013

2014

2015

Налог на прибыль организаций

115.5

106.1

103.6

97.9

110.3

Налог на доходы физических лиц

112.8

112.5

110.3

106.7

101.8

Налог на добавленную стоимость

101.9

82.1

116.8

83.3

154.7

Акцизы

122.7

122.1

113.2

104.9

77.9

Налог на имущество физических лиц

33.3

300.0

100.0

133.3

100.0

Налог на имущество организаций

104.2

109.5

121.0

101.0

107.1

Транспортный налог

82.4

121.4

117.6

115.0

121.7

Земельный налог

109.1

100.0

150.0

127.8

108.7

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

152.5

113.4

105.0

113.2

120.8

Итого

120.1

109.6

109.6

104.1

108.1

По расчетным данным видно, что общая динамика налоговых поступлений имеет положительную тенденцию, но при этом, она весьма нестабильна. Так, налог на прибыль организаций в целом имеет положительную динамику, но в 2014 г. относительно 2013 г. его величина снизилась на 2,1%. Динамика налога на добавленную стоимость также имеет нестабильный характер, в 2012 г. относительно 2011 г. его величина снижается на 17,9%, а в 2014 г. относительно 2013 г. – на 16,7%, в остальные годы его динамика положительна. Акцизы в целом имеют положительную динамику, но в 2015 г. их размер снизился на 22,1%. Что касается налога на имущество физических лиц и транспортного налога, то их динамика имеет отрицательный характер в 2011 г. относительно 2010 г. – 66,7 и 17,6% соответственно, а в остальной период времени поступления по данным видам налогов имеет положительную тенденцию. По налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогам и сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами динамика имеет положительную тенденцию в течении всего исследуемого периода времени.

Для оценки реальных и номинальных налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ проведем оценку динамики с учетом индекс потребительских цен (таблица 2).

Таблица 2 Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ с учетом инфляции

Год

ИПЦ

Номинальные доходы

Реальные доходы в ценах предыдущего года

Реальные доходы в ценах 2010г.

Сумма поступлений, млрд. руб.

Темп роста, %

Сумма поступлений, млрд. руб.

Темп роста, %

Сумма поступлений, млрд. руб.

Темп роста, %

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

2010

108.8

163.8

-

-

163.8

-

-

163.8

-

-

2011

106.1

196.8

120.1

120.1

185.5

113.2

113.2

185.5

113.2

113.2

2012

106.6

215.7

109.6

131.7

202.3

109.1

123.5

190.7

102.8

116.4

2013

106.5

263.4

122.1

160.8

247.3

122.2

151.0

218.7

114.7

133.5

2014

111.4

246.1

93.4

150.2

220.9

89.3

134.9

183.4

83.9

112.0

2015

112.9

266.0

108.1

162.4

235.6

106.7

143.8

175.6

95.7

107.2

Оценивая динамику с учетом инфляции можно сделать вывод, что при исследовании налоговых поступлений в ценах предыдущего года, динамика имеет менее положительную тенденцию, в среднем на 2-3% ниже. При исследовании реальных доходов в ценах 2010 г. динамика еще менее положительна и в 2015 г. достигает отрицательного характера.

Сравним динамику номинального и реального объемов налоговых поступлений (рисунок 1).

По данным графика видно, что номинальные доходы имеют наиболее высокую положительную динамику. Далее идут реальные доходы в ценах предыдущего года, которые в 2013 году имеют отрицательную динамику. После чего идут реальные доходы в ценах 2010 г., которые имеют отрицательную тенденцию в 2013 и 2014гг.

Проблемой в данном случае выступает распределение налогов между уровнями бюджетной системы. Исходя из исследуемых данных, доля налоговых поступлений в федеральный бюджет ежегодно растет относительно доли поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ. К началу 2015г. задолженность региональных бюджетов перед федеральным бюджетом превысила 2 трлн. руб. В соответствии с вышеизложенными данными можно предложить внести некоторые поправки в бюджетный кодекс РФ, согласно которым в региональные и местные бюджеты будет направляться большее количество поступающих налоговых доходов.

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Состав и структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ

Год

Удельный вес, %

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Всего поступило в консолидированный бюджет РБ

163.8

196.8

215.7

236.4

246.1

266.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

в том числе:

из них:

Налог на прибыль организаций

29.6

34.2

36.3

37.6

36.8

40.6

18.1

17.4

16.8

15.9

15.0

15.3

Налог на доходы физических лиц

29.8

33.6

37.8

41.7

44.5

45.3

18.2

17.1

17.5

17.6

18.1

17.0

Налог на добавленную стоимость

26.3

26.8

22.0

25.7

21.4

33.1

16.1

13.6

10.2

10.9

8.7

12.4

Акцизы

31.3

38.4

46.9

53.1

55.7

43.4

19.1

19.5

21.7

22.5

22.6

16.3

Имущественные налоги

10.2

10.0

11.3

13.8

14.8

16.4

6.2

5.1

5.2

5.8

6.0

6.2

из них:

Налог на имущество физических лиц

0.3

0.1

0.3

0.3

0.4

0.4

0.2

0.1

0.1

0.1

0.2

0.2

Налог на имущество организаций

7.1

7.4

8.1

9.8

9.9

10.6

4.3

3.8

3.8

4.1

4.0

4.0

Транспортный налог

1.7

1.4

1.7

2.0

2.3

2.8

1.0

0.7

0.8

0.8

0.9

1.1

из него:

Транспортный налог с организаций

0.6

0.6

0.6

0.6

0.7

0.8

0.4

0.3

0.3

0.3

0.3

0.3

Транспортный налог с физических лиц

1.1

0.8

1.1

1.3

1.5

2.1

1.0

0.4

0.5

0.5

0.6

0.8

Земельный налог

1.1

1.2

1.2

1.8

2.3

2.5

0.7

0.6

0.6

0.8

0.9

0.9

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

32.2

49.1

55.7

58.5

66.2

80.0

19.7

24.9

25.8

24.7

26.9

30.1

в том числе:

налог на добычу полезных ископаемых

32.0

49.0

55.6

58.4

66.2

80.0

19.5

24.9

25.8

24.7

26.9

30.1

в том числе:

Нефть

31.7

48.4

55.0

57.8

65.6

79.3

19.4

24.6

25.5

24.5

26.7

29.8

Читайте также

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 №117-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 19 июля 2000 года: (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 15.03.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Данные по формам статистической налоговой отчетности. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

Цитировать

Барышникова, К.О. Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан / К.О. Барышникова, В.П. Кулешова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 96-100. — URL: https://novainfo.ru/article/5946 (дата обращения: 29.05.2023).

Поделиться