Сегодня рынок предъявляет компаниям новые требования к осуществляемой логистической деятельности, качеству сервиса и их политике в области логистики. В свою очередь компаниям, чтобы оставаться конкурентоспособными и предлагать качественные услуги, необходимо искать новые способы совершенствования.
Бенчмаркинговые исследования необходимо проводить с определенной периодичностью. Однократное исследование не способно в полной мере показать все преимущества, которые несет в себе бенчмаркинг. Одной из главных задач бенчмаркинга является установление настоящего положения компании на рынке, в последствие следует внесение изменений. После того, как все изменения произведены, нужно снова провести исследование и выяснить, насколько эффективны принятые решения и как они повлияли на положение компании на рынке[1, 2].
Опыт компаний, применяющих бенчмаркинг на практике, не всегда призывает воспользоваться данной методикой. Появляются сомнения, что крупные компании и представители мелкого бизнеса отдаленны друг от друга. Бенчмаркинг процессов - это нечто масштабное и далекое от наших реалий. По данной причине руководители предприятий среднего бизнеса не особо принимают консультантов, предлагающих использовать сторонний опыт для решения существующих проблем [3, 6]. Опытные маркетологи, которым известна методика бенчмаркинг, что это и как применять ее на практике, также отдают предпочтение крупным компаниям, а не маленьким предприятиям. Кроме того, использование данного метода предполагает двусторонний обмен информацией и опытом [7, 8]. Однако, невзирая на это, заимствовать опыт конкурентов или иностранных партнеров можно и даже нужно.
Основной сложностью, определяющий бенчмаркинг, является то, что конкуренты не расположены делиться тайнами своего успеха. Коммерческая информация находится в закрытом доступе, а попытки ее получения позиционируются как промышленный шпионаж. Поэтому в полученных результатах имеется определенная доля погрешности [9].
С некоторым допущением можно найти общие черты с международными стандартами ISO-9000. Цели бенчмаркинга и ISO-9000 заключаются в том, чтобы зафиксировать на высоком уровне стандарт не только на конечное изделие, но и на каждую стадию технологического процесса [10, 11, 12].
Бенчмаркинг – это применение стороннего опыта, что наиболее важно в эпоху глобализации бизнеса. Компании осознают, насколько важно изучение и последующее использование лучших достижений конкурентов для собственного результата. Следовательно, глобальную конкуренцию можно отнести к одной из причин появления и развития бенчмаркинга. Для того чтобы не уступать своим конкурентам, все компании независимо от размера и сферы деятельности должны постоянно исследовать и применять на практике опыт в области производственных и бизнес-технологий.
Процесс бенчмаркинга в логистике можно представить в виде следующей схемы:
- Определение круга проблем в функциональных областях логистики, подлежащего рассмотрению с позиций бенчмаркинга.
- Определение совокупности факторов и переменных для анализа состояния логистики на предприятии.
- Отбор совокупности предприятий для сопоставления и использования опыта, как в отрасли, к которой относится объект, так и из других отраслей. Параллельно с этим следует анализировать внешнюю вторичную информацию, связанную с применением логистики иными предприятиями, формированием ими снабженческо-сбытовых цепочек.
- Сбор и анализ показателей отобранных для сравнения предприятий по выбранным критериям оценки. При этом полученная информация классифицируется, систематизируется, выбирается метод анализа и оценивается степень достижения цели и совокупность факторов, определяющих результат.
- Сравнение полученных результатов с собственными показателями в целях определения возможных направлений совершенствования.
- Разработка плана мероприятий по улучшению состояния логистики на основе полученной информации.
- Внедрение и последующий мониторинг [4, 5].
Несомненно, данная схема проведения бенчмаркинга должна периодически осуществляться вновь, так как практика показывает, что процесс совершенствования – безграничен, ведь наука и управление постоянно развиваются.
Таким образом, основная польза бенчмаркинга для процессов логистики заключена в том, что осуществление производственных и функции становится более эффективным, поскольку исследуются и внедряются лучшие методы и технологии других предприятий или отраслей [3, 6].
Это должно благоприятно отразиться на снижении издержек, привести к более качественному удовлетворению потребностей покупателей, что создаст предпосылки для увеличения прибыльности бизнеса, созданию полезной конкуренции на рынке.