Мотивы выбора профессии старшеклассниками

NovaInfo 46, с.330-334, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассказывается о важности и значимости проблемы выбора профессии подростками.

Ключевые слова

ВЫБОР ПРОФЕССИИ, МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА, ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

Выбор профессионального пути - важный вопрос, в решении которого необходимо определиться молодым людям, заканчивающим свое образование в средней школе. Психологические аспекты профессионального выбора и становления личности выступают в качестве объекта научного исследования на протяжении длительного времени, но некоторые вопросы в этой области остаются не разработанными. Это связано с тем, что в современном российском обществе, как отмечает один из исследователей этого вопроса А.П. Чернявская, в связи с усложнением мира профессий и с изменением социореальности, возникают новые проблемы. В частности, изменились выработанные предшествующими поколениями ценности, стереотипы и представления о значимости престижности той или иной профессии. В самом мире профессий можно отметить следующие тенденции, связанные с его усложнением:

  • появление новых профессий, не имеющих корней в культуре нашего общества (например, стилист, дизайнер, рекламный агент и др.);
  • относительное снижение информированности учащихся о путях приобретения, и характере различных профессий, а также требованиях, которые предъявляются к профессионалу;
  • появление новых учебных заведений, таких как негосударственные вузы и различные филиалы, которые предлагают обучение по широкому спектру специальностей, что порой приводит к сложностям в ориентации абитуриентов в мире профессий, как традиционных, так и новых.

Сложность выбора профессий обуславливается еще и тем, что для успешного профессионального становления необходимо не только овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, но и наличие тех или иных личностных качеств. Т.е. может наблюдаться несовпадение желаний, спровоцированных, например модой, с реальными возможностями абитуриента. Это вызвано тем, что профессиональная направленность впервые формируется в подростковом возрасте и является ведущей характеристикой личности в период ее жизненного самоопределения. Но сами подростки часто встречаются с трудностями адекватной оценки своих возможностей, степени развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкретной профессиональной деятельности и обеспечивают успех ее освоения. Не обладая еще достаточной долей самостоятельности, личностного контроля и самоуправления, они испытывают подчас трудности при определении будущих профессиональных ценностей, из-за отсутствия возможности соотнести их со своими личностными смыслами.

Таким образом, современным подросткам, на наш взгляд, особенно необходима помощь в выборе их будущей профессиональной деятельности (рода их занятия) и построения жизненных планов.

Обучение в старших классах ( 10-11 классы) приходится на завершение так называемой позитивной фазы подросткового образа, которая определяет основные психологические новообразования данного возрастного периода: развития самосознания, иерархическое строение мотивационной сферы с ориентацией мотивов на будущую жизнь, формирование мировоззрения, возникновение «самоопределения».

Самоопределение, в отличие от простого прогнозирования будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим, основывается на «уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии» (Л.Ф. Обухова).

Внутренними и внешними мотивами определяется и выбор профессии старшеклассников. К концу подросткового периода эта мотивация становится ведущей в иерархии мотивов деятельности старшеклассника. Исследователи (О.Н. Родина, П.Н. Прудков) отмечают, что мотивация к овладению профессией, например, учителя возникает и стабилизируется еще до поступления в университет. Однако ряд авторов ( Г.Ю. Любимова, Т.М. Буякас, Г. Белокрылова и др.) отмечают, что определенная часть студентов, успешно выдержав конкурс при поступлении на педагогические специальности, на первом и втором курсе оставляют обучение в вузе или переводятся на другие специальности. Они отмечают, что « абитуриент-педагог, как правило, не имеет ясного представления об ожидающей его работе, о ее задачах и средствах. Тем более он оказывается не в состоянии оценить образовательную концепцию учебного заведения… Имеющийся у него образ профессиональной деятельности (основа для приобретения и систематизации знаний) диффузен, не структурирован, во многом нереалистичен». Многие выпускники-педагоги советуют в своих анкетах абитуриентам «подумать, нужно ли тебе это, твое ли это». Все это связано с тем, что происходит ориентация абитуриента только на «внешнюю», доступную для восприятия обыденным сознанием, сторону профессии учителя, вследствие чего и возникает разочарование уже на первых этапах профессионального образования.

Между тем, как отмечают многие исследователи, подготовленность в области педагогики – это, прежде всего, ясные представления о специфической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с не насыщаемым интересом к ней и готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении.

Стало быть, необходимо помочь выпускнику школы в его профессиональном самоопределении, помочь объективизировать его внутренние мотиваторы, связанные с выбором и принятием профессии, его профессиональные интересы и соотнести все это с реалиями профессиональной педагогической деятельности, выступающего, по своему определению, в качестве «практического психолога».

Для достижения этой цели многими школьниками психологами проводится профориентационная работа среди выпускников школ, организация кружков и факультативов, межшкольных обществ с той или иной профессиональной направленностью. В качестве примеров можно привести опыт многочисленный профориентационных организаций. Задачи школ можно выделить следующие:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

По результатам проведенного опроса старшеклассников среди мотивов посещения профориентационной организации актуальной является направленность подростков на решение задач профессионального самоопределения.

Для обоснованного планирования работы по решения этих задач было проведено пилотажное исследование, целью которого стало изучение мотивов выбора профессии сегодняшними старшеклассниками. Для этого был использован одноименный опросник. Определив, что привлекает человека в той или иной профессии, можно в какой-то мере предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, серьезно и устойчиво работать. Своевременное выявление неадекватной профессиональной мотивации позволит планировать и проводить профилактику возможных кризисов профессионального самоопределения, предотвратить их появление тогда, когда уже выбрана профессия, успешно (подчас с большим трудом) выдержан конкурс при поступлении в ВУЗ, начато профессиональное обучение.

В исследовании приняли участие 68 старшеклассников (9-11 классы).

С целью проведения количественной обработки данных утверждения прошкалированы так, что более высокие баллы приписывались утверждениям, свидетельствующим о более сильной мотивации к выбору профессии: 5- очень сильно повлияло; 4-сильно; 3-средне; 1- никак не повлияло.

Для ориентации в мотивах их можно разделить на внешние и внутренние. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Это касается и внешний положительной мотивации (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, престиж и т.д.).

Анализируя указываемые профессии, параллельно выявлены факты, свидетельствующие о том, что старшеклассники оперируют их широким диапазоном ( например, различные специализации профессии врача, психолога, врача и т.д.). Это несколько противоречит данным, полученным в исследовании Д.Н. Мисирова и свидетельствуют о том, что современные подростки довольно хорошо ориентируются в новых социальных условиях. Однако следует отметить, что причины выбора профессии не четко представлены: выдвигается на первый план внешняя положительная мотивация: престижность, привлекательность и др. Таким образом, молодые люди ориентируются больше на внешнюю сторону мотивации выбранной или указанной ими профессии. Но при этом старшеклассники выделяют в качестве мотивов и следующие: чувство ответственности, возможность приносить пользу людям, получение результата для других. На мой взгляд, это способствует развитию ценностного отношения к профессии и в дальнейшем формирования в ней личностных смыслов.

Итак, предварительные данные позволяют говорить о том, что для подростков проблема выбора профессии является значимой и важной, но в решении данного вопроса ему необходима помощь, направленная на выявление внутренних детерминант выбора профессии.

Читайте также

Список литературы

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.-Воронеж, 1998. С.120-131.
  2. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вести. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. №2. С.69-77.
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.-Воронеж, 1998. С. 309-317.
  5. Мисиров Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте: Дисс. … канд. Псих. Наук. – Ростов н/Д, 2000. С. 18-19.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  7. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.-Воронеж,1998. С. 298-309.
  8. Чернявская А.П. Психологическое консультирование в профориентации. – М., 2002. С. 202.

Цитировать

Матюшина, Д.А. Мотивы выбора профессии старшеклассниками / Д.А. Матюшина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 330-334. — URL: https://novainfo.ru/article/6001 (дата обращения: 23.05.2022).

Поделиться