Информационно-коммуникационные технологии как ресурс педагогического сопровождения одаренных детей в условиях социального партнерства

NovaInfo 46, с.259-263, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В современных условиях, когда от интеллектуального и физического состояния человека зависит будущее нашей страны, особенно важной является задача развития одаренности у школьников. В статье рассматриваются основные вопросы связанные с работой с одаренными детьми.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА, РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Текст научной работы

В современных условиях, когда от интеллектуального и физического состояния человека зависит будущее нашей страны, особенно важной является задача развития одаренности у школьников.

Нельзя не согласиться со словами основателя педагогической науки Я.А.Коменского, который образно отмечал важность решения проблемы одаренности еще в XVII веке, подчеркивая, что «поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным». По его мнению, чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетели. [1, с.6].

Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды» [2, с.13].

Огромным потенциалом для создания развивающей образовательной среды обладает социальное партнерство. В этом можно убедиться, обратившись к практике муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» города Смоленска. Это образовательное учреждение имеет многолетний опыт социального партнерства как на муниципальном, региональном, федеральном, так и на международном уровнях. Среди социальных партнеров гимназии: СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия», СОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк», филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, МБОУ «Гимназия №1503» г. Москва, государственное учреждение образования «Гимназия №4 города Витебска», государственное учреждение образования «Гимназия №39 города Минска».

Социальное партнерство осуществляется в области создания психолого-педагогической модели сопровождения одаренных и талантливых учащихся и педагогов и предусматривает осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, технологий обучения и воспитания; развитие системы работы с одаренными обучающимися; повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров для работы с одаренными обучающимися.

Одним из ресурсов педагогического сопровождения одаренных детей в

условиях социального партнерства является внедрение информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому участнику образовательного процесса собственную траекторию развития;
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обращения к принципиально новым познавательным средствам.

Информационно-коммуникационные технологии эффективно формируют адаптивную, обогащенную и развивающую образовательную среду, способствующую самореализации одаренного школьника в условиях социального партнерства. Остановимся на двух положительных аспектах внедрения ИКТ: возможность преодоления географической удаленности социальных партнеров, а также расширения материально-технической базы образовательной организации для работы с одарёнными обучающимися.

Ярким примером этому служит сотрудничество с учебными заведениями Беларуси. В 2012 году гимназией совместно с авторской группой «Референт» и ГОУ «Государственная гимназия №4 г. Витебска» был разработан проект: «Психолого-педагогическая модель поддержки одаренных и талантливых учащихся в условиях социального партнерства гимназий России и Беларуси». Научным руководителем проекта является кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор МБОУ «Гимназия № 4» города Смоленска Леонид Трофимович Дюг. Научные консультанты проекта: Д.Б. Богоявленская, доктор психологических наук, профессор, почетный член РАО; Я.Л. Коломинский, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, Н.Д. Алексеев, руководитель авторской группы «Референт».

Реализация проекта состояла из четырех этапов, на каждом из которых предполагалось конструктивное использование информационно-коммуникационных технологий:

1 этап: подготовительно-обобщающий (январь-август 2012 года): разработка и утверждение концептуальной модели психолого-педагогической поддержки одаренных и талантливых учащихся в условиях социального партнерства гимназий России и Беларуси. На этом этапе осуществлялось обсуждение концептуальной модели на видеоконференции (режим он-лайн) МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленска и УО гимназии № 4 г. Витебска.

2 этап: организационный (2012-2013 учебный год): принятие стратегического решения Советами гимназий, издание приказов директоров, создание соответствующих исследованиям подразделений, творческих групп учителей, определение контрольных и экспериментальных групп учащихся, выбор и апробирование мониторинговых технологий (пилотные исследования 200 учащихся и 50 педагогов), документирование основных процессов. Именно благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий обе стороны получили возможность совместной деятельности в указанных направлениях.

3 этап: внедрение (2013-2014 учебный год, 2014-2015 учебный год): психолого-педагогическое изучение социально-личностных характеристик учащихся, педагогов на основе информационных технологий.

4 этап: заключительный (2015-2016 учебный год): оптимизация формирования социальных компетенций «Я - будущий работник», «Я - друг», «Я - будущий муж (жена)».

Совместная реализация проекта предусматривает использование интернет-ресурсов:

  • интернет-конференции;
  • телемост с использованием сети Интернет;
  • проведение вебинаров;
  • проведение мастер-классов в режиме трансляции в сети Интернет;
  • совместные проекты с информационным сопровождением в сети Интернет;
  • организация Интернет-выставок работ учащихся;
  • в перспективе: создание совместной сети на два образовательных учреждения (в целях объединения информационного пространства, упрощения документооборота) через VPN (виртуальную частную сеть);
  • организация форумов на Интернет-площадке для обмена опытом.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий при реализации данного проекта позволяет не только преодолеть географическую удаленность социальных партнеров, но и рационально организовать деятельность всех участников образовательного процесса.

Ещё одним ярким примером обогащающего влияния ИКТ на педагогическое сопровождение одаренных детей является сотрудничество гимназии с СОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества». В МБОУ «Гимназия № 4» много обучающихся, проявляющих интерес и имеющих склонности к изучению информационно-коммуникационных технологий, в частности в области робототехники и программирования. Однако гимназия не располагает достаточной материально-технической базой для реализации работы в данном направлении. С учетом обозначенных проблем, на основании договора о сотрудничестве с СОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» учителями информатики гимназии были разработаны и успешно внедряются два учебных курса: «Основы робототехники» (руководитель Никитина Т.Ю.) и «Основы программирования в визуальных средах и средах управления различными типами роботов» (руководитель Луференков М.Н.). Необходимое оборудование для реализации курсов предоставлено нашим партнером, а преподавание ведется учителями гимназии на базе МБОУ «Гимназия №4». Курс «Основы робототехники» рассчитан на обучающихся 5-7 классов. Его цель: заложить основы алгоритмизации и программирования с использованием робота LEGO Mindstorms NXT, научить использовать средства информационных технологий для проведения исследования и решения задач в межпредметной деятельности. Курс «Основы программирования в визуальных средах и средах управления различными типами роботов» рассчитан на старших школьников и способствует формирования навыка программирования. Одной из ключевых задач программы является стимулирование и поддержка интереса подрастающего поколения к инженерному творчеству и реализации самых смелых идей и проектов. Сотрудничество в этом направлении способствует самореализации одаренных обучающихся. В 2016 году выпускник гимназии Расихин Николай занял I место в IX ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии», разработав программу «Визуализация алгоритмов поиска кратчайших путей».

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются важным ресурсом педагогического сопровождения одаренных детей в условиях социального партнерства. ИКТ позволяют построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому участнику образовательного процесса собственную траекторию развития, преодолеть расстояние, дает возможность обращения к принципиально новым познавательным средствам.

Читайте также

Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития.2- д. / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
  2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Выпуск 1. – М: МИОО, 2005. – 176с.

Цитировать

Голосова, О.В. Информационно-коммуникационные технологии как ресурс педагогического сопровождения одаренных детей в условиях социального партнерства / О.В. Голосова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 259-263. — URL: https://novainfo.ru/article/6159 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться