В мировой практике выработаны определенные стандарты сервисного обслуживания, которые позволяют реагировать на заявки потребителей с большей оперативностью, определять и правильно делать выбор конкретного вида сервисного обслуживания [1].
В мировой практике существует несколько систем, позволяющих эффективно организовать сервисное обслуживание [2, 3]:
- обслуживание товара изготовителем;
- обслуживание потребителей персоналом филиала изготовителя;
- обслуживание производится специализированной компанией, осуществляющей свою деятельность за рубежом в стране потребителя;
- обслуживание консорциумом фирм, которые производят необходимые виды оборудования;
- обслуживание с помощью привлечения посреднических фирм;
- обслуживание персоналом фирмы-изготовителя зарубежных потребителей.
Факторы, которые отрицательно воздействуют на интернационализацию логистического сервиса [1, 4, 5]:
- нормативно-правовая база разных стран имеет свою специфику;
- экономические и торговые отношения между разлиными государствами имеют свое своеобразие;
- условия внутригосударственных поставок товаров;
- многообразие и несогласованность процедур на таможне;
- специфика каждой страны в области транспортного законодательства;
- уже объективно устоявшийся уровень логистического обслуживания;
- требования к информационному обеспечению перевозок все время разнятся;
- различные государства имеют свои особенности касаемо климата, рельефа и территорий [6, 7, 14].
Оценить логистическую систему сервиса с позиции потребителя, а также с позиции поставщика, позволяет уровень логистического обслуживания. Но не стоит забывать, что если снизится уровень обслуживания ниже оптимального, который был установлен для продуцентов индивидуально, то это может привезти к тому, что увеличатся совокупные потери, которые будут вызваны ухудшением логистического сервиса. Из этого следует, что возросшая конкурентоспособность компании в следствии роста обслуживания, будет сопровождаться снижением потерь и повышенными расходами на сервис. Перед логистической службой, в таком случае, ставится задача по поиску оптимального уровня обслуживания. Для этого производится работа, направленная на то, чтобы сбалансировать совокупные затраты, доходы и прибыль. В поиске решений необходимо реализовать компромиссный принцип. Нужно, чтобы принятое решение выражало рациональное отношение стоимости и уровня логистических услуг, между доходами и расходами в их совокупности. Основные из характеристик логистических услуг, объективные и концептуально определяющие параметры и условия логистической деятельности [8, 9, 12]. И если выделять наиболее важные, то можно отметить следующие [10, 11, 13]:
- Неразделимость с источником. Услуги в логистике неотделимо связаны со своим источником, что отличает их от материальных товаров, которые могут существовать в независимости от отсутствия или присутствия своего источника.
- Изменчивость качества. Качество услуг в сфере логистики склонно колебаться, имея зависимость от степени эффективности логистической системы, требований потребителей и других факторов. Даже в случае, если логистические услуги имеют стандарты по множеству параметров, то качество будет колебаться в некоторых пределах.
- Адресность услуг. Логистические услуги оказываются непосредственно потребителю. Это является еще одним их отличаем от материальных товаров, которые выпускаются с ориентацией на общий спрос целевого рынка.
- Уникальность. Любая логистическая услуга, которая оказывается клиенту, уникальна для него. Другая подобная услуга будет иметь отличие от следующей или предшествующей по своему качеству, своим параметрам, срокам и т.д.
- Услуги в логистической сфере, как и в других, нельзя произвести про запас. Логистические услуги нельзя накапливать, что позволяет предприятию не складировать данный вид продукции.
- Эластичность спроса. К преимуществу услуг в логистике можно отнести высокую эластичность на сбытовом рынке. Специалисты уже довольно давно отметили закономерность в том, что обычные экономические условия способствуют росту спроса на услуги в логистике, когда на них снижается цена и возрастают доходы предприятий потребителей. При этом скорость роста спроса на логистические услуги, значительно превышает темп роста на материальные товары.
- Оперативность. Еще одним отличием логистических услуг от материальных товаров, для которых скорость производства не всегда положительны для конечного результата, является то, что услуги в логистике дают большую эффективность и прибыль от высоты скорости их исполнения. Чаще всего именно высокая скорость оказания услуг и привлекает потенциальных клиентов.