Современное информационное общество и видоизменяющие его технологии стремительно развиваются в современную эпоху мутирующих коммуникационных супермагистралей. Жизнь человека как субъекта массовой коммуникации невиданно усложняется, поскольку становится ареалом столкновения информационных импульсов, пространством конкуренции смыслов, впитываемых индивидом. В этом перманентно изменчивом мире сфера массовых коммуникаций и преображенная в последнее десятилетие журналистика становятся ареной рождения картин мира, способных предоставить индивидам систему жизненных координат. Коммуникация как никогда формирует образы времени и места человеческого существования в этой бурной реальности моментально сменяющихся событий.
Чтобы успеть за стремительностью изменений, журналистика тоже преобразовывается – новые жанры, новые форматы, утверждается тенденция к подаче информации небольшими порциями. Многие исследователи всерьез задумываются о том, что СМИ вскоре полностью перейдут на твиттер-формат – 140 знаков и ни буквой больше. Но каким образом в таком случае будут освещаться какие-то масштабные темы, которые требуют всестороннего раскрытия и полного погружения читателя? В какой-то мере объемные тексты и сложные статьи терпят поражение в последние десятилетия развития «клипового мышления», перемещаются в пространство элитарно-интеллектуальной коммуникации. Потребность в больших форматах, дающих пищу для размышления, удовлетворяет такой сравнительно недавно возникший жанр как лонгрид. Лонгрид – это объемный мультимедийный проект, отличающийся глубиной раскрытия темы и нестандартностью подачи материала.
Несомненно, в силу своей новизны в сфере российских СМИ, лонгрид нуждается в тщательном изучении. В качестве материала для изучения можно взять такие заметные в Рунете лонгриды как: «День, когда началась война», «900 дней жизни. Хроники блокады», «Земля отчуждения», «БАМ: 40 лет», «Гики в России: как стать свободным в стране, которой ты не нужен», а так же зарубежные, известные всему миру, образчики данного жанра - «Snow fall», «50 STATES, 50 SPOTS: NATURAL WONDERS», «The Long, Strange Tripe of Dock Ellis».
Лонгрид как жанр возник в США – газета «The New York Times» в 2012 году на своем сайте опубликовала мультимедийный проект «Snow fall», столь сильно поразивший читателей своей яркой мультимедийной насыщенностью, что в последующем главной отличительной чертой качественной лонгрида стал считаться характерный wow-эффект. Данный жанр должен поражать посетителя сайта технологической изощренностью, конвергенцией коммуникационных каналов и богатством визуальной составляющей. «Snow fall» стал настолько популярен, что калька с английского «сноуфолл» в некоторых кругах практикующих конвергентных журналистов превратилась в нарицательное обозначение жанра.
В России лонгриды только набирают популярность. Нет даже единого термина для обозначения таких работ: многие склоняются к варианту «лонгрид», но слово «спецпроект» также распространено.
Несмотря на то, что лонгрид в российской журналистике - жанр относительно молодой, у него успела оформиться своя специфика и отличительные черты. Естественно пришествие лонгрида в отечественные медиа сопровождается его преобразованием в соответствии с запросами аудитории и возможностями (финансовыми и технологическими) российской журналистики.
Выявить особенности российских лонгридов позволяет сравнительный, композиционный и содержательный анализ перечисленных выше проектов.
Во-первых, темой российских лонгридов, как правило, является какое-то масштабное памятное для событие: начало Великой Отечественной войны, строительство Байкало-Амурской магистрали или взрыв на Чернобыльской АЭС. В этом плане лонгрид можно сравнить с тематическим выпуском издания, приуроченным к годовщине того или иного события. Многие виды зарубежных лонгридов состоят по преимуществу из визуального контента (таковым является «50 STATES, 50 SPOTS: NATURAL WONDERS») и направленны на удовлетворение эстетических потребностей; аналоги таких проектов пока еще не слишком распространены в отечественных СМИ.
Во-вторых, с композиционной точки зрения, лонгрид делится на главы (зачастую они выносятся отдельно, чтобы между ними можно было удобно переключаться – так поступили создатели лонгрида «900 дней жизни. Хроники блокады») и имеет глубоко сегментированную структурв, образуя тем самым удобную для понимания массового читателя конструкцию. Это в значительной мере компенсирует объемность текста, которую так не любит современный потребитель массмедийной информации.
В-третьих, далеко не все отечественные лонгриды могут похвастаться нестандартным оформлением и богатством мультимедийного сопровождения. Зачастую визуальное сопровождение оформляется только посредством фотографий и видео-роликов – нет ни трехмерной графики и инфографики, ни анимации, ни стилизации. Такого рода материалы можно назвать мультимедийной статьей, которая уже довольно давно стара распространенной на просторах Рунета. Ведь одна из главных черт лонгрида – это конвергенция коммуникационных каналов.
В-четвертых, порой лонгриды отечественных авторов в сравнении с их зарубежными собратьями обладают более несбалансированной структурой и меньшей эстетической ценностью. Как правило, это выражается в избытке текста при минимальном количестве визуального сопровождения или, наоборот, чрезмерном количестве иллюстраций при минимальном количестве текста.
Может показаться, что лонгриды в отечественных СМИ не могут составить конкуренции традиционным (в сфере новых медиа) жанрам. Но это не так – в последнее время появляются все больше лонгридов, затрагивающих остросоциальные темы и преподносящих читателям информацию в ярком оформлении. Например, лонгрид «Гики в России: как стать свободным в стране, которой ты не нужен» рассказывает о людях, увлекающихся комиксами, видео-играми, косплеем и прочими вещами, которые еще совсем недавно были для россиян чем-то необычным. Что важно – гиков как представителей субкультуры показывают с разных сторон, давая читателям понять, что все они - нормальные люди с интересным хобби. Это разрушение стереотипов, объективная оценка происходящего также является одной из тенденций в создании информационных лонгридов.
В заключение можно сказать, что перспективы лонгрида в российских СМИ не до конца ясны. Некоторые исследователи полагают, что этому жанру придется раствориться в современной медиареальности, ассимилировавшись с другими жанрами. С нашей точки зрения, раскрытие социальной проблематики, поиски места и роли той или иной страты общества, проблематизация способов самореализации подрастающих поколений – это лишь некоторые весьма актуальные направления развития лонгрида как жанра отечественной журналистики.